Первый юбилей

Сердце Севастополя

Сергей Должиков

Пресс-секретарь Филиала «Севастопольский морской завод» АО «ЦС «Звездочка»

Трижды орденоносный Севастопольский морской завод, отмечающий в этом году 235-ю годовщину, ведет отсчет своей истории от образования Севастопольского адмиралтейства, ровесника самого Севастополя.

За это время старейшим российским верфям не раз приходилось восставать буквально из пепла. Севастопольские корабелы не сомневаются, что родной завод сможет возродиться и теперь

Первые корабли Азовской флотилии под командованием героя Чесменского сражения вице-адмирала Федота Клокачева вошли на пустынный рейд Ахтиарской бухты в мае 1783 года. Екатерина II своим указом только-только включила Крым в состав Российской империи, и теперь полуостров предстояло оборонять от многочисленных неприятелей.

На крутых берегах глубоководной бухты матросы и офицеры будущего Черноморского флота увидели немногие жалкие дома татарской деревушки да скромную растительность на белых утесах. «Необорудованное побережье», как сказали бы сейчас. Но уже в июне 1783 года моряки заложили первые четыре капитальные постройки, в том числе кузницу. Так был основан Севастополь.

Считанные дни спустя на берегу бухты, позже названной Корабельной, провели первую в истории южного российского флота судоремонтную операцию: матросы и редкие мастеровые осуществили килевание корабля «Хотин», имевшего значительную течь, и успешно исправили повреждения. Именно в этом историческом месте находится Южная производственная площадка Севморзавода.

Так 235 лет назад, 14 июня, началась история «достойного поклонения» города и его самой большой верфи. История, которая, к счастью, продолжается и поныне.

Главный бастион

…На берегах Севастопольской бухты совершено немало подвигов. Но не менее яркими, чем подвиги боевые в ходе Первой и Второй оборон, были подвиги трудовые. О них, к сожалению, вспоминают гораздо реже, но без этих подвигов, наверное, не было бы ни оборон, ни того, что возникает в каждом русском сердце при имени «Севастополь». Армия, а тем более флот – это ведь не только пушки и корабли, но прежде всего инфраструктура. Склады, мастерские, цеха, эллинги, доки и стапели. Это множество специалистов. Все, что работает на военные подразделения, все, что обеспечивает их постоянную боеготовность. Подчас в невыносимых условиях, денно и нощно, без еды и сна. И если говорить о Севастопольском морском заводе, то он в системе обороны города-героя один из главных бастионов.

В конце ХVIII века в Севастополе параллельно со строительством адмиралтейства и нового города начали ремонтировать пострадавшие от ударов стихии или в боях с неприятелем корабли. Это была титаническая работа. Не хватало средств, материалов, инструментов, металла и рабочих рук. Чтобы построить здания и производственные мастерские, нужно было отвоевывать у природы каждый клочок земли, кирками и ломами долбить скалы, выравнивая площадки. Но Севастопольское адмиралтейство, расположенное сначала по западному берегу Южной бухты, рядом с пристанью, получившей вскоре название Графской, быстро развивалось. Здесь для ремонта кораблей Черноморского флота в короткий срок выстроили слесарную, столярную, парусную и блоковую мастерские, ластовый и шлюпочный сараи, корабельную чертежную, административные здания.

Потомству в пример

Уже в 1787 году для Черноморского флота и Севастопольского адмиралтейства наступила первая военная пора. Победы молодого Черноморского флота у Фидониси и мыса Калиакрия – это и победы севастопольских корабелов, в 1794 году закладкой двух шхун положивших начало систематическому судостроению в городе.

Более пятидесяти парусников в общей сложности построили в Севастопольском адмиралтействе, в том числе и легендарный двадцатипушечный бриг «Меркурий». Совершив блистательный подвиг в бою с двумя турецкими линейными кораблями, имевшими десятикратное превосходство в артиллерии и численности команды, он удостоился высшей военной награды – Георгиевского кормового флага. На Мичманском, ныне Матросском, бульваре в Севастополе установили первый памятник командиру корабля с лаконичной надписью: «Казарскому. Потомству в пример». В этих словах – и признание заслуг мастеровых адмиралтейства.

История Севморзавода неразрывно связана с именами адмиралов Федора Ушакова, Михаила Лазарева и Павла Нахимова, отлично понимавших значение адмиралтейства для развития флота и уделявших ему внимание наряду со строительством флотской инфраструктуры и оборонительных сооружений. На стапелях Севастопольского адмиралтейства продолжали закладываться новые фрегаты, корветы, бриги, транспорты и другие суда, которые один за другим входили в состав флота. После смерти Лазарева, учитывая его заслуги перед верфью, Севастопольское адмиралтейство стало называться Лазаревским.

Cо дня основания Севастопольского адмиралтейства, Черноморского флота и самого города Севастополя минуло семьдесят лет, когда произошли грозные события мировой истории, символом мужества и стойкости которых стала 349-дневная оборона Севастополя в период Крымской войны 1853–1856 годов. В обороне приняли участие подавляющее большинство мастеровых Адмиралтейства Лазарева. В ходе боев и сражений приходилось и отстреливаться от неприятеля, и тушить пламя, и восстанавливать разрушенное. Каждый раз воины с помощью мастеровых и населения города за ночь исправляли повреждения на бастионах, заменяли подбитые пушки новыми и снова отвечали на вражескую бомбардировку метким огнем. За время обороны город выдержал шесть бомбардировок, три сражения и два штурма. Теперь о событиях той поры напоминает в том числе главный символ Севастополя – Памятник затопленным кораблям.

Унылое зрелище представлял собой оставленный интервентами нынешний Севморзавод, впрочем, как и весь Севастополь. Оккупанты вывезли из адмиралтейства все, что было можно, а что увезти не смогли – взорвали, в том числе и уникальные пятикамерные сухие доки в Корабельной бухте. Возрождать деятельность верфи корабельных дел мастерам пришлось буквально из руин. Вскоре после окончания Крымской войны Лазаревское адмиралтейство было передано в безвозмездную аренду Русскому обществу пароходства и торговли, сыгравшему значительную роль в возрождении не только производственных мощностей Севастополя, но и российского флота на Черном море.

Пароходы и броненосцы

Наряду с судоремонтом в середине 70-х годов XIX века Русское общество пароходства и торговли вернулось к судостроению на своем Севастопольском заводе. Первый металлический пароход под именем «Первенец» был построен здесь в 1869 году полностью из отечественных материалов. А в 1886-м верфь передала Черноморскому флоту броненосцы «Чесма» и «Синоп», положившие начало броненосному флоту на Черном море. Катера, пароходы, канонерские лодки, броненосцы, крейсеры, в том числе такие известные, как «Потемкин» и «Очаков», – до Первой мировой войны Севморзавод освоил строительство едва ли не всех известных типов судов и кораблей. Кроме того, в конце XIX века на его территории были построены два больших сухих дока, которые активно эксплуатируются до настоящего времени.

Но впереди заводчан ждали новые испытания. Первая мировая война, революция и Гражданская в очередной раз привели севастопольскую верфь к запустению и упадку. Только огромная потребность молодой Советской республики в восстановлении военного флота на Черном море да нескрываемый энтузиазм рабочих и инженеров позволили в труднейших условиях не только восстанавливать производственную базу, но и в кратчайшие сроки начать возвращать в строй оставшиеся в Севастополе боевые корабли. И это снова было настоящее рукотворное чудо…

Военный подвиг

Никем не подсчитано, сколько севастопольских мастеровых погибло в ходе Крымской войны, сколько их сгинуло в лихолетье Гражданской. Но то, что свои жизни за Родину в ходе боев Великой Отечественной отдали более 400 морзаводцев, подсчитано достоверно. С первых же дней вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР Севморзавод стал жить под лозунгом «Все для фронта, все для победы» и полностью перестроился под нужды обороны. Здесь строили плавбатареи, бронепоезда, ремонтировали поврежденные в боях суда, корабли и танки, выпускали боеприпасы и минометы, и все это нередко под бомбежками, а позже – и под артиллерийскими обстрелами.

Началась Вторая героическая оборона Севастополя. По кипящему от бомб и снарядов Черному морю севастопольские рабочие сумели часть оборудования эвакуировать на Кавказ, а часть перевезти в Инкерманские штольни, где в кратчайшие сроки также был налажен выпуск военной продукции. Но и на «открытой площадке», как стала называться прежняя территория Севморзавода, под практически непрерывными обстрелами и бомбежками работали кузнечный и корпусный цеха, кислородная станция, другие участки. 250 дней и ночей длилась эта героическая эпопея. И она не будет забыта никогда.

В 1942–1944 годах Севморзавод продолжал работать в новых местах базирования – Туапсе, Поти и Батуми, и там севморзаводцы снова показывали образцы трудовой доблести. Но уже буквально на второй день после освобождения Севастополя советскими войсками в 1944 году старенькая полуторка привезла в город первых работников завода. Их глазам представилась ужасная картина. Завода практически не существовало. Цехи лежали в развалинах, доки и эллинги были взорваны, на территории еще лежали трупы немецких солдат. Значительная часть верфи оставалась заминированной.

На пустынных улицах Севастополя можно было встретить лишь редких прохожих, люди ютились в наспех вырытых землянках и подвалах… Но уже 1 июля 1944 года над городом прозвучал заводской гудок, которого он не слышал более двух лет!

Эпоха возрождения

Послевоенное возрождение, 70-е и 80-е, – время расцвета Севморзавода, пик его производственной активности. С начала шестидесятых верфь, наряду с ремонтом и модернизацией судов, кораблей и подводных лодок, начала строить тяжелые плавучие краны, став родоначальником плавкраностроения в СССР. Большинство плавкранов грузоподъемностью сначала 50 тонн, затем 100, 300, 500 и 1600 тонн в Севастополе были поставлены на поток и выпускались серийно. Всего Севморзаводом было построено более 70 тяжелых самоходных плавкранов, в том числе и на экспорт. Многие из них эксплуатируются до сих пор.

В конце 2017 года севастопольские корабелы заложили первый за многие годы плавкран

Завод, где к началу 90-х работало около 16 тысяч человек, располагал могучей социальной базой – общежитиями, детскими садами, стадионами, поликлиникой, домами быта, магазинами, базами отдыха и детскими лагерями, стадионами и многим-многим другим, что априори полагалось рабочему классу. Верфь построила целые жилые микрорайоны – по улице Горпищенко и по проспекту Победы, окончательно сформировав облик знаменитой Корабельной стороны…

Новая жизнь

Все кончилось едва ли не в одночасье. «Приватизация», акционирование, череда новых владельцев, последним из которых был нынешний президент Украины Петр Порошенко. Лишенный привычных флотских заказов Севморзавод постепенно стагнировал и откровенно растаскивался, здания и сооружения приходили в полный упадок.

«…Земля и недвижимость – это все, чем россияне поживились», – не без удовлетворения не так давно констатировало одно из украинских изданий, знакомое с истинным положением дел. Но национализация после воссоединения Крыма с Россией и интеграция в ОСК вдохнули в едва не погибшую одну из старейших российских верфей новую жизнь.

Сегодня коллектив Севморзавода, куда возвращаются корабелы из России, достиг численности более 600 человек против 190 в 2015 году и продолжает расти. Восстанавливающим компетенции предприятием отремонтировано почти тридцать единиц кораблей и судов, в том числе по линии гособоронзаказа.

В 2017 году строителям Крымского моста сдана уникальная плавсистема, на которой были доставлены к местам монтажа в Керченском проливе арочные пролетные строения. А в конце прошлого года севастопольские корабелы заложили первый за многие годы плавкран, получивший имя «Севастополь», и рассчитывают снова поставить данный вид продукции на поток.

И это далеко не все, чем занимается сегодня возрождающаяся к новой жизни прославленная севастопольская верфь. Здесь четко видят ближайшую и долгосрочную перспективы. Техническое перевооружение предприятия уже началось, скоро начнется и реконструкция основных производственных мощностей, на что из различных источников выделяется более 7 млрд рублей. Проводящиеся мероприятия позволят Севморзаводу стать на порядок более конкурентным, современным, технологичным, осваивать принципиально новые горизонты производственной деятельности. Совместно с Севастопольским филиалом МГУ, профильными специалистами на Севморзаводе работают над проектом, получившим название «Сердце Севастополя», предусматривающим масштабные преобразования по формированию мощного и инновационного научно-производственного кластера практически в центре города-героя.

Сердце Севастополя
Сердце Севастополя
Сердце Севастополя
Сердце Севастополя