Первый юбилей

70 лет под водой

Радий Шмаков
ведущий специалист по истории проектирования

31 марта 1948 года постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС для проектирования скоростных подводных лодок с нетрадиционной энергетикой было создано конструкторское бюро №143.

В октябре следующего года появилось бюро №16 – предполагалось, что оно будет проектировать легкие и тяжелые крейсеры. Еще через четверть века, в феврале 1974 года, два КБ объединили в одно – Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»

Во время холодной войны требовалось резко повысить боевую эффективность подводных лодок. Для этого был создан единый двигатель надводного и подводного хода. С первых дней существования бюро под руководством начальника и главного конструктора инженер-капитана I ранга Алексея Антипина включилось в работы по созданию проекта подводной лодки проекта 617 с парогазовой установкой, использующей в качестве окислителя перекись водорода. Ее строительство началось в 1951 году, однако через два года дальнейшие работы, часть личного состава бюро и вся документация по проекту были переданы в ЦКБ-18, (ныне Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»). Лодка была сдана в 1956 году.

Зато мы делаем ракеты

В бюро остались работать 64 человека, переориентированных на решение новых, более сложных задач. Стремительное развитие науки и техники в первое послевоенное десятилетие привело к созданию подводных лодок, вооруженных новым видом оружия – баллистическими ракетами. В 1954 году бюро «Малахит» в тесном контакте с КБ-1 НИИ-88 под руководством главных конструкторов Николая Исанина и Сергея Королева разработало проект первого отечественного подводного ракетоносца – В611.

В результате серии испытаний и отработки пускового комплекса на береговых и морских стендах 16 сентября 1955 года состоялся пуск ракеты из надводного положения с подводной лодки В611 «Б-67», построенной Северным машиностроительным предприятием в городе Северодвинске. Это был первый в мире запуск баллистической ракеты с подводной лодки. В дальнейшем была построена серия из пяти подводных лодок проекта АВ611. Затем вышла серия по проекту 629: вначале с ракетой Р-11ФМ, рассчитанной на надводный старт, а затем и с ракетой Д-4 для подводного старта. По проекту 629А построили двадцать три подводные лодки. Их дальнейшим переоборудованием занимались на Севмашпредприятии, производственном объединении «Звездочка» и владивостокском Дальзаводе.

Создание мощного ракетного подводного флота – одна из славных страниц отечественного подводного кораблестроения. За эти работы бюро получило орден Ленина, а большую группу специалистов наградили орденами и медалями. Главный конструктор Николай Исанин был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Атомное преимущество

Одним из важнейших направлений бюро в тот период были и остаются по сей день работы по созданию подводных лодок с ядерными энергетическими установками. Их применение решило проблему единого двигателя и привело к коренному изменению потенциальных возможностей и резкому повышению боевой эффективности ПЛ.

Честь разработки первой отечественной атомной подводной лодки проекта 627, а затем серии из двенадцати атомных субмарин проекта 627А принадлежит коллективу «Малахита». Начавшиеся в 50-х гг. интенсивные работы в этом направлении велись совместно с огромным количеством других НИИ, бюро и научных предприятий. Главным конструктором проекта 627 и начальником бюро в 1952 году был назначен инженер-капитан I ранга Владимир Перегудов. Научным руководителем установки и корабля в целом – заместитель директора Курчатовского института академик Анатолий Александров.

От принятия решения по созданию первой отечественной атомной подводной лодки до ее вступления в состав Военно-морского флота прошло всего шесть лет. В США ту же задачу решили за десять лет. В период с 1958 по 1964 год была построена серия из тринадцати атомных подводных лодок проектов 627 и 627А. В июле 1962 года атомная субмарина К-3 «Ленинский Комсомол» впервые в истории подводного флота достигла Северного полюса.

Отработанная на К-3 атомная установка с ее конструктивными и инженерными решениями проложила дорогу созданию отечественных атомных подводных лодок всех классов и назначений, дав начало атомному подводному кораблестроению в Советском Союзе.

За создание этого корабля в 1959 году бюро было награждено орденом Ленина, 104 человека награждены орденами и медалями, а главный конструктор Владимир Перегудов удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Вслед за сдачей флоту первой атомной подлодки, в 1963 году, по документации бюро была построена и сдана подводная лодка проекта 645 с паропроизводящей установкой, имевшей в первом контуре жидкий металлический теплоноситель. Главным конструктором проекта до 1956 года был Владимир Перегудов, затем Александр Назаров. Более высокие параметры пара открыли возможность создания установки с меньшими массо-габаритными характеристиками и повышенным КПД. Лодка с таким теплоносителем в первом контуре была первой не только в нашей стране, но и во всем мире.

Скорость титана

Примечательным этапом деятельности бюро стало и создание первой в мире титановой скоростной атомной подводной лодки проекта 661, которым руководили главный конструктор Николай Исанин, а затем Николай Шульженко. Корабль вобрал в себя все последние достижения науки и техники в области кораблестроения, машиностроения, металлургии и электроники. Огромный вклад в его создание принадлежит Центральному научно-исследовательскому институту конструкционных материалов «Прометей», ныне входящему в состав Курчатовского института. Построенная на Севмаше подводная лодка успешно прошла ходовые и государственные испытания и была передана флоту в 1969 году. Наряду с высокими показателями боевой эффективности на ней была достигнута рекордная подводная скорость в 44,7 узла, никем в мире не превзойденная до сих пор.

Не менее знаменательной вехой подводного кораблестроения стали работы по проектированию титановой комплексно автоматизированной атомной подводной лодки проекта 705 (705К). Инициатива ее создания принадлежит Владимиру Перегудову, Анатолию Александрову и Павлу Котову.

При разработке проекта был осуществлен качественный прорыв к более совершенным решениям в области кораблестроения, электромашиностроения, материаловедения, автоматизации электронного оборудования и процессов управления лодкой. Проведен глубокий поиск более рациональных принципов и норм проектирования. Это позволило создать относительно малую подводную лодку с высокой боевой эффективностью. В ее проекте был впервые реализован целый ряд революционных технических решений. Управление работой всех технических средств на корабле было автоматизировано и осуществлялось из единого главного командного пункта. Решение задач боевого управления кораблем и оружием также велось с помощью боевой информационно-управляющей системы. На подлодке удалось реализовать целостную концепцию обеспечения спасения экипажа: все боевые посты и жилые помещения были сосредоточены в одном отсеке и выделены такими же прочными, как сам корпус, поперечными переборками. Кроме того, на подлодке оборудовали всплывающую спасательную камеру для экипажа.

На лодке использовалась ядерная паропроизводящая установка с реактором, охлаждаемым жидкометаллическим теплоносителем, с прогрессивными массогабаритными параметрами. На проекте 705К устанавливалась малогабаритная блочная паротурбинная установка. В качестве материала корпуса применялся высокопрочный титановый сплав. Кроме того, была внедрена электроэнергетическая система с использованием переменного тока с повышенной частотой. Также разработаны новые торпедные аппараты со всеглубинной гидравлической системой стрельбы.

Создание ракетного подводного флота – славная страница российского судостроения

Опытную подводную лодку, технический проект которой был разработан в 1963 году, построили на Судомехе (ныне Адмиралтейские верфи). В 1971 году она успешно прошла ходовые испытания и была передана флоту в опытную эксплуатацию.

Проект 705 намного опередил свое время и продолжил совершенствование субмарин следующих поколений. Главным конструктором проекта был назначен талантливый инженер Михаил Русанов. В 1974 году его на этом посту сменил Виктор Ромин. Постройка серии была завершена в 1992 году. Четыре подлодки проекта строились на Адмиралтейских верфях,

три – на Севмаше. Бюро наградили орденом Октябрьской Революции, сотрудников – орденами и медалями. Кроме того, четыре десятка человек были удостоены ленинских и государственных премий.

Второе и третье поколения

Дальнейшим шагом в развитии подводного кораблестроения стало создание под руководством главного конструктора Георгия Чернышева атомных многоцелевых подводных лодок второго поколения проекта 671 и его модификаций – 671РТ и 671РТМ. В 1984 году на этом посту его сменил главный конструктор Радий Шмаков. Технический проект 671 был завершен в 1960 году. Головную атомную подлодку сдали в ноябре 1967 года. За этим последовало строительство огромной серии в 48 единиц. На тот период эти лодки были самыми совершенными кораблями. Последняя из них несет свою службу и сегодня.

Характерная черта подлодок этой серии – осесимметричная форма корпуса с оптимальными по пропульсивным качествам обводами. Кроме того, все они имеют крестообразное кормовое оперение, в котором большие горизонтальные рули дополняются малыми рулями, предназначенными для управления на повышенных скоростях, и носовую оконечность с совмещенным размещением в верхней части торпедных аппаратов, а в нижней – гидроакустического комплекса. На подлодке проекта 671РТМ в носовой оконечности в нижней части размещался гидроакустический комплекс «СКАТ-КС». Подлодки оснащались одновальной главной энергетической установкой с одной турбиной и двумя реакторами. Двухкорпусная архитектура с развитым запасом плавучести обеспечивала выполнение требований по надводной непотопляемости.

Многоцелевые подводные лодки третьего поколения проекта 971, спроектированные генеральным конструктором Георгием Чернышевым и Юрием Фарафонтовым, занимают в отечественном подводном кораблестроении особое место. С созданием серии этих кораблей было ликвидировано преимущество лучших американских субмарин по шумности и эффективности поиска и обнаружения, не говоря уже о глубине погружения, скорости и величине боезапаса. В проекте 971 реализовано нетрадиционное решение по компоновке виброактивного оборудования в зональных многопалубных блоках, отключенных от корпуса амортизаторами, по-новому скомпонован блок паротурбинной установки. Применены новые технические решения: высокопрочная сталь, новая модификация паропроизводящей установки с улучшенной компоновкой и технологичностью, система безбатарейного расхолаживания паропроизводящей установки с забортными теплообменниками, амортизированный главный упорный подшипник валопровода. Кроме того, на подлодке функционировала цистерна биологической защиты для снижения уровня радиоактивной следности, забортные откидные колонки резервного движительного комплекса, разрезные кормовые рули с тремя режимами работы, выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками и малогабаритные трехпозиционные кингстоны системы погружения и всплытия.

На субмарине установили ракетный комплекс «Гранат» и новейший гидроакустический комплекс «Скат», существенно повышающий боевую эффективность. На серийных кораблях размещен комплекс неакустического обнаружения, пусковые установки средств противодействия, аварийные системы порохового продувания цистерн главного балласта, более совершенные модификации некоторых комплексов радиоэлектронного вооружения, а также были внедрены десятки мероприятий по конструктивному улучшению акустического поля.

В 1984 году сдана головная атомная подлодка постройки Завода имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре. В 1988 году – головная подлодка на Севмашпредприятии. В 2001 году там же, в Северодвинске, сдали последний, седьмой, корабль серии – «Гепард». Всего на двух заводах было построено четырнадцать атомных субмарин проекта 971. Сейчас проводятся работы по глубокой модернизации кораблей этой серии.

Подводя итоги многолетней работы коллектива Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» над созданием многоцелевых атомных подводных лодок второго и третьего поколений, стоит отметить: выбранная в конце 50-х стратегия создания атомных подлодок как подводных кораблей одновального типа с оптимальными размерениями и обводами в виде тела вращения с соответствующей компоновкой оборудования доказала свое преимущество перед другими путями развития проектирования. Этот выбор обеспечил наиболее эффективное использование имеющейся мощности для достижения максимальной возможной скорости и маневренности.

Двадцать лет «Северодвинска»

Параллельно с проектированием атомных подводных лодок третьего поколения в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения начались активные проработки по концепции и облику подводной лодки четвертого поколения, которая получила номер 885. Главным, а в дальнейшем и генеральным конструктором проекта был назначен Владимир Пялов.

21 декабря 1993 года на Северном машиностроительном предприятии состоялась закладка головного корабля проекта 885. Однако из-за отсутствия финансирования его строительство затянулось на длительное время. Сдача корабля произошла только в декабре 2013 года. Несмотря на то что строился он почти двадцать лет, заложенные в нем проектные данные не устарели. На заводских и ходовых испытаниях было подтверждено, что подводная лодка проекта 885, получившая наименование «Северодвинск», является самой современной многоцелевой подводной лодкой в мире.

Во время строительства «Северодвинска» технический проект был откорректирован. Последующие корабли строятся уже по модернизированному проекту 885М генерального конструктора Александра Антонова. Сегодня на производственном объединении «Севмаш» ведется строительство серии подводных лодок проекта 885М. Первая из них, «Казань», заложена 24 июля 2009 года, «Новосибирск» – 26 июля 2013 года, «Красноярск» – 27 июля 2014 года, «Архангельск» – 19 марта 2015 года, «Пермь» – 29 июля 2016 года и «Ульяновск» – 28 июля 2017 года.

Одновременно с традиционными многоцелевыми атомными подводными лодками в бюро создавались неатомные подводные лодки специального назначения. В 1988 году Военно-морскому флоту была сдана сверхмалая подводная лодка проекта 865 «Пиранья», предназначенная для использования на мелководье с целью разведки и противодействия противнику. Вторую подводную лодку этого проекта сдали еще через два года. Главным конструктором выступал Лев Чернопятов, а с 1984 года – Юрий Минеев. Обе лодки построены на Адмиралтейских верфях. Особенности проекта – титановые корпуса, забортный комплекс для хранения, доставки и использования водолазного снаряжения, а также минного и торпедного оружия, малогабаритное радио-электронное и механическое оборудование, а также высокая степень автоматизации. К сожалению, лодки не прослужили и десяти лет. К началу 2000-х годов они были выведены из строя и утилизированы.

Подводный «Консул» и другие

Коллективом конструкторского бюро успешно проводились работы по созданию глубоководных аппаратов и уникальных глубоководных технических средств (главные конструкторы Евгений Корсуков, Сергей Бавилин, Юрий Коновалов; Сергей Бавилин и Юрий Коновалов удостоены звания Героя России). К концу 80-х был разработан проект обитаемого подводного аппарата «Русь», предназначенного для выполнения работ и исследований на различных глубинах Мирового океана, вплоть до 6000 метров. Корпус аппарата представляет собой сферу диаметром 2,1 метра из высокопрочного титанового сплава. Кроме экипажа из двух-трех человек, внутри сферы располагались средства жизнеобеспечения и управления аппаратом и его техническими узлами. Остальное оборудование было выполнено в погружном исполнении и вынесено за пределы прочного корпуса. Принятые технические решения с учетом перспективной радио-электроники, минимизации энергии на управлении с использованием легковесного заполнителя позволили получить водоизмещение аппарата в пределах 25 тонн.

Параллельно с аппаратом «Русь» был построен аппарат «Консул» для морских геологов. Прочный корпус аппарата с иллюминаторами и приваренными легкими конструкциями прошел гидравлические испытания в док-камере Центрального научно-исследовательского института им. академика А.Н. Крылова. Постройка аппарата «Русь» на Адмиралтейских верфях была завершена в 1999 году. Тогда же проведены швартовные испытания и аппарат предъявлен для проведения заводских ходовых и государственных испытаний на Балтийском море.

Однако события 90-х годов на долгие годы отодвинули сдачу аппаратов в эксплуатацию. Глубоководные испытания аппарата «Русь» в Атлантике были проведены только в 2006 году, приемный акт утвержден в 2007-м. Аппарат «Консул» был сдан в 2015 году.

Головной организацией по проектированию глубоководных обитаемых технических средств для освоения Мирового океана бюро является с 1970 года. По проектной документации «Малахита» построены: подводная лаборатория «Бентос» с глубиной погружения 300 метров, поисково-исследовательские глубоководные аппараты «Север-2», погружающиеся на 2000 метров, глубоководный аппарат «Поиск-6».

Резкое сокращение государственного финансирования в начале 90-х привело бюро к интенсивным творческим поискам и разработкам по гражданской тематике.

Например, в 1991 году бюро разработало проект автоматизированных линий оборудования, охватывающего весь технологический цикл производства расфасованного желатина, клея и костной муки.

Эти линии были изготовлены на Балтийском и Выборгском заводах и смонтированы на Усолье-Сибирском клеевом заводе и Могилевском желатиновом заводе в Белоруссии, где успешно работают до настоящего времени.

Рациональность и системность технических решений выражается в их внешней красоте

В 1994 году в бюро были развернуты работы по освоению газоконденсатных и нефтяных месторождений на арктическом шельфе России. В результате бюро реализовало заказ на разработку плавучей базы комплексного обеспечения бурения для плавучего бурового комплекса «Обский-1» (главный конструктор Владимир Комаров, а с 2003 года – Владимир Антонов).

С 2010 года ведутся работы по созданию воздухонезависимой энергетической установки. К настоящему моменту разработана и запатентована схема установки с газотурбинным двигателем замкнутого цикла. Совместно с научно-производственным объединением «Сатурн» проведены проработки перспективного газотурбинного двигателя для работы в замкнутом цикле. Совместно с научно-производственным объединением «Гелиймаш» проведены проработки системы утилизации способом сжижения СО2 и системы попеременного криогенного хранения сред. Кроме того, проработаны вопросы применения альтернативных видов горючего, создания основного оборудования установки и необходимой кооперации. Выполнены проектные проработки для перспективных заказов, а также для модернизации некоторых из существующих. Спроектирован и построен специализированный стенд для экспериментальных исследований энергетического оборудования. Разработан, изготовлен и успешно испытан действующий макетный образец воздухонезависимой энергетической установки с газотурбинным двигателем замкнутого типа. В результате работ был подтвержден тезис о возможности работы последнего в условиях повышенного суммарного противодавления за турбиной и разрежения перед компрессором, а также при ухудшенных условиях самоохлаждения.

Следует подчеркнуть, что испытаниям в условиях замкнутого цикла подвергалась неспециализированная турбина, не рассчитанная при создании на такие условия эксплуатации. В ее ключевых узлах – турбокомпрессоре, рабочем колесе, топливоподающей аппаратуре – и собственном блоке автоматики не было произведено никаких изменений по сравнению с базовой конфигурацией, но она все же успешно функционировала.

Отсюда следует важный вывод о том, что специально спроектированный с учетом этих условий работы двигатель будет существенно эффективнее, чем «обычный» прототип.

Одно из достижений – практическое доказательство возможности создание единого двигателя надводного и подводного хода. Этот качественный прорыв позволяет создать корабль по сути нового класса – с главной единой воздухонезависимой энергетической установкой и повышенными показателями подводной автономности.

Сформировавшаяся в «Малахите» отечественная проектная школа создания атомных многоцелевых подводных лодок и уникальных обитаемых глубоководных аппаратов для освоения Мирового океана характеризуется принятием самых передовых, новаторских решений на базе современных научных разработок, наличием четких представлений об оборонных потребностях страны и государственных интересах в области освоения Мирового океана с учетом реальных возможностей и перспектив отечественной промышленности.

Продукция бюро отличается высоким уровнем промышленного дизайна, где рациональность и системность технических решений выражается в их внешней красоте.

В бюро постоянно выполняются поисковые исследовательские и опытно-конструкторские разработки по всем направлениям работ бюро, в том числе по созданию проектов многоцелевых атомных подводных лодок и обитаемых глубоководных аппаратов пятого поколения.

На протяжении семи десятков лет своего существования Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» вносит достойный вклад в развитие оборонно-промышленного комплекса страны и в обеспечение национальной безопасности России.

 70 лет под водой
 70 лет под водой
 70 лет под водой