Первый юбилей

Хранить традиции и стремиться вперед

Глеб Чубинский-Надеждин
Специалист по связям с общес твенностью Кронштадтского морского завода

В марте этого года Кронштадтский морской завод, одно из старейших судоремонтных предприятий России и главная отечественная судоремонтная база на Балтике, отмечает свой 160-летний юбилей.

За это время на предприятии отремонтировано более 10 000 кораблей и судов. Можно сказать, что доков и заботы кронштадтских корабелов не миновал ни один корабль Балтийского флота

1860–70-е годы завод стоял у истоков броненосного кораблестроения России. Здесь на корабли монтировались броневые листы, изготавливались корабельные механизмы, орудия, паровые котлы. В доках и у стенок достраивались и ремонтировались броненосцы, крейсеры, миноносцы, подводные лодки, вспомогательные суда. В 1920-е годы завод участвовал в создании морских сил молодой Советской республики, в укреплении Красного Балтийского флота. Крейсеры «Аврора» и «Профинтерн», линкоры «Марат», «Октябрьская революция», «Парижская коммуна», эсминцы и подводные лодки проходили на заводе ремонт и модернизацию, что позволило флоту проводить первые маневры и дальние заграничные плаванья.

Образцом подвижнического труда и героизма стала деятельность рабочих и инженеров Морского завода в годы Великой Отечественной войны. Под бомбами и снарядами они почти 900 дней продержались на линии вражеского огня и не прекращали свою работу ни на минуту. За огромный вклад в подготовку победы 31 мая 1944 года коллектив предприятия был отмечен высшей государственной наградой своего времени – орденом Ленина. Тысячи заводчан награждены орденами и медалями. Четыре воина-морзаводца стали Героями Советского Союза. Нынешнее поколение чтит память о подвигах своих ветеранов и каждый год накануне Дня Победы отдает дань уважения героям.

В 1960–1980-е Морской завод вырос в крупнейшее судоремонтное предприятие страны и долгие годы оставался признанным флагманом отечественного военного судоремонта. В Кронштадте ремонтировались ракетные и противолодочные крейсеры, большие противолодочные корабли, подводные лодки. Выполнялся ремонт гражданских судов. Здесь изготавливались первые глубоководные аппараты для Академии наук СССР, переоборудовались первые корабли измерительного комплекса Министерства обороны, «корабли науки» – суда антарктических экспедиций Академии наук. Завод участвовал в создании первых кораблей Морского космического флота.

Завод-легенда, всю свою деятельность посвятивший обеспечению боеспособности Балтийского флота, вместе со страной переживал и периоды подъема, и периоды спада.

Сейчас это крупнейшее судоремонтное предприятие на северо-западе России. Вновь более сотни кораблей и судов, военных и гражданских, ежегодно ремонтируются корабелами Кронштадта.

Мастерство опытных и энергия молодых

Старт возрождению и восстановлению авторитета завода как уникального судоремонтного комплекса был дан весной 2010 года. Достижение этой цели потребовало решения множества сложных задач.

Прежде всего необходимо было восстановить преемственность квалифицированных кадров, обеспечить сочетание мастерства опытных и энергии молодых. Этого удалось добиться, опираясь на ветеранов завода и привлекая свежие кадры из Кронштадта, Петербурга и других городов страны. Сейчас заводской коллектив насчитывает более 850 человек. И это единая команда профессионалов.

Завод-легенда обеспечил боеспособность Балтийского флота

В управлении предприятием были произведены юридические, финансовые и организационные изменения. Завод прошел процедуру акционирования и с 2016 года входит в состав Объединенной судостроительной корпорации, крупнейшего в России и одного из самых больших судостроительных и судоремонтных холдингов в мире. За последние восемь лет предприятие совершило огромный рывок вперед, вновь наладив и развив производство. Ежегодные объемы по судоремонту растут на 30–40%. Квалификация и опыт кадров позволяют выполнять ремонтные работы любой сложности – от аварийных до капитальных.

Растет количество рабочих и специалистов, создаются новые подразделения. В модернизацию производства и ремонт инфраструктуры вкладываются сотни миллионов рублей.

Создан современный малярный цех, организованы и оборудованы гидравлический участок, участок ремонта арматуры высокого давления, высокотехнологичный участок испытания стендов дизельных двигателей. Закупаются современные станки и оборудование. Ведутся активные работы по благоустройству и совершенствованию заводского хозяйства, производственная площадь которого составляет более 60 га. На различных объектах ремонтируются крыши, расчищаются площадки, заменяется инженерное оборудование, ремонтируются исторические доки. В помеще- ниях цехов обустраиваются бытовые помещения для рабочих: раздевалки, душевые, сушилки. Ведутся работы по подготовке помещений под новое производство.

Турбокачество

Сегодняшний Кронштадтский морской завод имеет два основных направления деятельности: судоремонт и ремонт газотурбинных двигателей для морского флота и для нужд «Газпрома».

Доля газотурбинного производства, отмечавшего в минувшем году полувековой юбилей, в общем объеме заводского производства составляет около 25%. За полвека работы кронштадтские турбинисты отремонтировали для флота более 360 единиц корабельных газотурбинных двигателей и установок различных модификаций, а с 1996 года – более 180 конвертированных судовых двигателей и газоперекачивающих агрегатов для компрессорных станций предприятий «Газпрома». Двигатели, отремонтированные кронштадтцами, успешно работают по всей России: на Волге, Урале, Крайнем Севере, Кавказе и Дальнем Востоке. Сегодня газотурбинное производство Кронштадтского морского завода – единственное предприятие в России, обладающее всем комплектом документации, оборудования и главное – опытом качественного ремонта газотурбинных двигателей для действующего флота и конвертированных судовых двигателей для энергетики. Стендовый комплекс позволяет проводить полный цикл испытаний газотурбинных двигателей. Но главная ценность газотурбинного производства – коллектив единомышленников, который трудится самоотверженно и с пониманием дела. Это высококвалифицированные мастера с большим опытом, специалисты, аттестованные для выполнения особых видов работ: сварщики, дефектоскописты, специалисты по вибрационной диагностике, грамотные технологи. Работа в газотурбинном производстве престижна и уважаема.

Силы для восстановления

И все же основным направлением деятельности завода остается судоремонт. Многолетний приоритет – поддержание боеспособности кораблей и судов отечественного Военно-морского флота, ремонт и сервисное обслуживание боевых кораблей и вспомогательных судов Северного и Балтийского флотов.

В доках и у стенок завода проходят обследование и ремонт учебные, сторожевые и разведывательные корабли, малые противолодочные корабли, тральщики, спасательные суда, буксиры.

Корабелы восстановили техническую готовность и продлили срок эксплуатации двух дизельных подводных лодок проекта «Варшавянка» Балтийского флота «Выборг» и «Дмитров». Опыт, накопленный при проведении ремонтов подводных лодок этого типа, позволил четко организовать производство, подтвердить высокую квалификацию заводских инженеров и рабочих.

Специализацией завода на протяжении многих лет становится ремонт и сервисное обслуживание гидрографических и океанографических исследовательских судов различных проектов. Регулярно проходят техническое обслуживание, ремонт корпуса и судовых систем гидрографические суда «Сибиряков» и «Николай Матусевич». Осенью прошлого года в сжатые сроки морзаводцы подготовили к дальнему походу океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский».

В юбилейном 2018 году завершается двухгодичный ремонт гидрографического судна Северного флота «Ромуальд Муклевич». За время ремонта был проведен большой объем корпусных работ, замена наружной обшивки, ремонт двигателей, электротехнической части, систем автоматики, рулевых устройств, палуб и помещений личного состава.

Модернизационные работы с заменой оборудования повысили эффективность эксплуатации и безопасность судна, совершающего далекие морские походы.

В этом году, вернувшись из многомесячного плавания, на большой заводской ремонт встанет «Адмирал Владимирский».

Завод выполняет ремонт кораблей и судов гражданского назначения. В Кронштадте проходят доковый ремонт ледоколы Росморпорта: «Юрий Лисянский», «Санкт-Петербург», «Москва», «Семен Дежнев», «Капитан Сорокин», «Буран», плавкраны, спасательные суда и буксиры. В ближайшие годы поставлена задача увеличить объемы гражданского судоремонта.

Исторический ремонт

Особое значение имеют осуществленные кронштадтскими корабелами проекты по восстановлению и ремонту объектов историко-культурного назначения.

Большое внимание общественности и СМИ всей страны привлекли реставрационные работы на ледоколе «Красин» к его 100-летнему юбилею. В ходе ремонта была проведена многоступенчатая покраска корпуса, отремонтирована донно-забортная арматура и винто-рулевая группа, испытаны механизмы ледокола.

Специалисты-ремонтники с большой тщательностью восстановили изношенные части клепаного корпуса. А он скреплен пятью тысячами заклепок! «Красин» вернулся к месту своей вечной стоянки и торжественно отметил свой вековой юбилей!

Не менее известна история маяка «Ирбенский», последнего на сегодняшний день обитаемого плавучего маяка в мире и единственного судна подобного типа, сохранившегося в России. На заводе его корпус был тщательно обследован, маяк приведен в порядок и подготовлен к 500-мильной буксировке в Калининград, где стал одним из экспонатов Музея мирового океана.

Самым масштабным проектом завода стал ремонт крейсера I ранга «Аврора», продолжавшийся более полутора лет. Предыдущий ремонт легендарного корабля-музея проводился тридцать лет назад. В ходе ремонта восстановлено техническое состояние крейсера, обновлена палуба, произведены корпусные работы, отремонтированы системы жизнеобеспечения корабля. Весь корпус «Авроры» площадью более 5000 кв. м был тщательно обследован и заново покрашен. Полностью заменена донно-забортная арматура.

Более сотни кораблей и судов ежегодно ремонтируются в Кронштадте

Одним из важнейших этапов работ на «Авроре» стал ремонт силовой сети, дизель-генератора, систем жизнеобеспечения корабля и крупные модернизационные работы по установке систем пожарной сигнализации, видеомониторинга и пожаротушения тонкораспыленной водой.

В ходе модернизационных работ было проложено 16 километров кабельных трасс, а в залах музея – 7 километров. По всему периметру крейсера и на мостиках заменено леерное ограждение. Протянуто более полутора километров троса, несколько сотен метров каната. На верхней палубе заменено почти 100 метров тикового покрытия.

Отремонтированы более чем 60 помещений крейсера. По историческим чертежам восстановлена каюта флагмана. Рабочие завода произвели полную подготовку помещений и систем для установки оборудования новой музейной экспозиции «Авроры», созданной в соответствии с музейными технологиями XXI века.

Подводя итоги ремонта, генеральный директор завода Анатолий Белоев отметил, что ремонт крейсера «Аврора» стал для завода серьезным испытанием на профессионализм и зрелость, с которым тот с честью справился.

За добросовестный труд, личный эффективный вклад и достижение высоких результатов в ходе ремонтных работ на крейсере боевой славы «Аврора» сто заводчан поощрены заводскими грамотами, благодарностями и ценными подарками, восемнадцать получили благодарность губернатора Санкт-Петербурга, трое отмечены почетной грамотой главкома Военно-морского флота и четверо награждены медалью Министерства обороны РФ «Адмирал Горшков».

Мир посмотреть, завод показать

Морзаводцы любят свой родной Кронштадт. Они не только создавали городу его трудовую славу, но всегда были лидерами в административной, хозяйственной, общественной и культурной жизни города.

Вот и сейчас они участвуют в организации выставок и праздников, связанных с прошлым и настоящим завода, поддерживают культурные инициативы горожан.

Показателем растущего авторитета завода в судостроительной отрасли стало его неизменное участие в отраслевых форумах и смотрах. Наряду с крупнейшими судостроительными заводами и проектными бюро, входящими в ОСК, он достойно экспонируется на крупнейших выставках и смотрах, таких как Международный военно-морской салон, «НЕВА», Международный рыбопромышленный форум, «Рос-Газ-Экспо».

Руководители и специалисты участвуют в деловой программе, проводят переговоры с потенциальными партнерами, расширяют контакты.

Бережно храня традиции, нынешний Кронштадтский морской завод в составе ОСК уверенно двигается по пути создания высокотехнологичного и мощного судоремонтного предприятия.


Руководители морского завода:
(1858–2018 гг.)

1857–1878 гг. – Александр Соколов
Инженер-механик – генерал-майор корпуса инженер-механиков флота, первый управляющий Пароходным заводом в Кронштадте

1878–1886 гг. – Петр Суйковский
Полковник корпуса инженер-механиков флота, генерал-майор корпуса инженер-механиков

1886–1888 гг. – Аполлон Поликарпов
Капитан корпуса инженер-механиков флота, флагманский инженер-механик

1888–1891 гг. – Василий Афанасьев
Флагманский инженер-механик

1891–1899 гг. – Евгений Заозерский
Флагманский инженер-механик

1899–1905 гг. – Алексей Леонтьев
Флагманский инженер-механик, генерал-майор корпуса инженер-механиков флота

1905–1908 гг. – Тимофей Загуляев
Флагманский инженер-механик, генерал-лейтенант корпуса инженер-механиков флота

1908–1914 гг. – Геннадий Евгениев
Инженер-механик капитан II ранга (с 1909 г. – капитан I ранга)

1914–1915 гг. – Павел Онищенко
Инженер-механик капитан I ранга

1917–1920 гг. – Федор Хлестов
Военный моряк, инженер-механик генерал-майор

1923–1924 гг. – Иван Есиков
Военный моряк

1926–1930 – Иван Ягунов
Командир Рабоче-крестьянской Красной армии, полковник

1931–1932 гг. – Константин Успенский
Командир Рабоче-крестьянской Красной армии

1932–1934 гг. – Иван Есиков
Командир Рабоче-крестьянской Красной армии, военный инженер I ранга

1934–1938 гг. – Архип Колпаков
Интендант I ранга, генерал-майор интендантской службы

1938 г. – Иван Крачковский
Военный инженер I ранга

1939–1943 гг. – Борис Волосатов
Инженер-капитан I ранга, инженер-контр-адмирал

1943–1948 гг. – Александр Бурлаков
Инженер-капитан I ранга, инженер-контр-адмирал

1947–1951 гг. – Иосиф Киршенин
Инженер-капитан I ранга

1951–1953 гг. – Андрей Куницын
Инженер-капитан I ранга

1953–1958 гг. – Анатолий Курдин
Инженер-капитан I ранга

1959–1960 гг. – Михаил Куликов
Инженер-полковник

1960–1964 гг. – Виктор Волков
Инженер-полковник

1964–1968 гг. – Александр Геворков
Инженер-капитан II ранга, вице-адмирал

1968–1972 гг. – Юрий Васильев
Полковник технической службы

1972–1991 гг. – Александр Ушаков
Капитан I ранга

1992–1998 гг. – Владимир Кучерявенко
Капитан I ранга

1998–2000 гг. – Валерий Шорохов
Капитан I ранга

2000–2006 гг. – Николай Шокало
Капитан I ранга

с 2010 г. – Анатолий Белоев
Генеральный директор

Хранить традиции и стремиться вперед
Хранить традиции и стремиться вперед
Хранить традиции и стремиться вперед
Хранить традиции и стремиться вперед
Хранить традиции и стремиться вперед
Хранить традиции и стремиться вперед
Хранить традиции и стремиться вперед
Хранить традиции и стремиться вперед