Первый юбилей

Четверть века

Владимир Богач, советник генерального директора Пролетарского завода

Декабрь 1992 года можно считать поворотной точкой в жизни и деятельности Пролетарского завода. С тех пор многие события наполнили и без того насыщенную историю одного из старейших машиностроительных предприятий оборонно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга и России

В начале девяностых вышли законодательные акты о приватизации объектов промышленности, введении рыночных отношений, ваучеризации и пр. Министерство судостроительной промышленности выпустило соответствующий приказ, по которому директора предприятий обязывались провести приватизационные мероприятия. Не стал исключением и Пролетарский завод. Созданная рабочая группа подготовила необходимые по регламенту документы, и предприятие после регистрации в мэрии реорганизовалось в акционерное общество открытого типа.

Выбранный способ приватизации, по которому в управлении государства оставался пакет акций в размере 30% и «золотая» акция, в какой-то степени был сдерживающим фактором от всякого рода посягательств и рейдерства, расцветавших тогда на развалинах промышленности.

Девяностые годы и начало нового века недаром окрестили «лихими». В первое десятилетие пребывания в статусе акционерного общества предприятию пришлось довольно сложно зарабатывать средства к существованию. Резко сократилась потребность в изделиях судового и энергетического машиностроения – двух основных направлений производства, увеличивался отток рабочих кадров, рвались десятилетиями налаженные кооперативные связи с предприятиями республик бывшего СССР, к тому же некоторую сумятицу вносили неоднократные преобразования руководящего органа, его названия менялись, как в калейдоскопе: министерство, комитет, агентство…

Практически прекратились поступления денежных средств от заказчиков по уже выполненным договорам, не говоря уже об авансовых платежах. Минобороны рассчитывалось налоговыми освобождениями от уплаты в федеральный бюджет, которые ни одна организация, кроме налоговой, к зачету не принимала. Приходилось приспосабливаться к новым условиям. Однако, не позволяя себе полностью подчиняться ситуации, руководители предприятия находили коммерческие заказы для загрузки производства. Отдельные изделия, изготовленные по этим заказам, и по сей день не имеют аналогов ни в России, ни за рубежом. В качестве примера можно привести самоходную установку для ремонта контактных сетей электрифицированного железнодорожного транспорта, в которой был применен оригинальный принцип обеспечения постоянного натяжения, используемый в устройствах передачи грузов в море на ходу между двумя кораблями. Для строителей изготавливали сваевдавливающие установки, с помощью которых сваи устанавливались безударным способом, что было особо ценно в условиях плотной городской застройки. Для метрополитена создали уникальное сооружение, предназначенное для проходки вестибюлей станций метро арочного типа. Железнодорожникам в кооперации с Уралвагонзаводом изготовили два крана грузоподъемностью 150 тонн, способных в короткие сроки ликвидировать последствия происшествий на железнодорожных путях, и еще многое другое, к сожалению, не имеющее ничего общего с флотом. Но надо сказать, что способность руководства завода перестраивать производство для выпуска новой продукции позволила сохранить основной костяк квалифицированных кадров и регулярно выплачивать зарплату.

На протяжении первых десяти лет руководство акционерного общества благодаря некоторой стабильности в части корпоративного устройства, обеспеченной в силу присутствия в Совете директоров представителей государства и Промстройбанка, было озабочено поддержанием жизнедеятельности.

Приходилось выкручиваться, но надо отметить, что все методы, применяемые командой, сплотившейся вокруг генерального директора Игоря Пашкевича, не выходили за рамки правового поля.

С 2002 года для акционерного общества началась полоса, когда к финансово-экономическим сложностям добавились корпоративно-административные. Прежде всего финансовым организациям было запрещено иметь в своих активах ценные бумаги других компаний. Пакет акций завода руководство Промстройбанка передало в управление одной из своих коммерческих структур.

Алексей Рахманов видит Пролетарский завод одним из базовых звеньев центра судового и энергетического машиностроения

По вполне понятным причинам акционерное общество было не в состоянии выплачивать дивиденды по итогам своей деятельности в течение нескольких лет. И естественно, не приносящие прибыли ценные бумаги, лежащие бесполезным грузом, руководство коммерческой структуры реализовало.

Покупателем выступила группа компаний ИСТ, уже имевшая в активе акции судостроительных гигантов Санкт-Петербурга, что было вполне обоснованным решением для создания холдинга, в состав которого входило машиностроительное предприятие, ориентированное на производство судового оборудования. Затем новые акционеры увеличили свой пакет, приобретя более 14% акций и создав, таким образом, блокирующий объем.

Перед заводом вырисовывались перспективы загрузки мощностей предприятия заказами по основной тематике, увеличение выпуска, расширение номенклатуры. Однако, для того чтобы это реализовать, потребовалось провести реорганизацию, которая началась с решения кадрового вопроса. Для начала согласно резолюции очередного собрания акционеры сменили генерального директора, руководившего предприятием более 26 лет. К этому моменту у Игоря Пашкевича, перешагнувшего семидесятилетний рубеж, истекал пятилетний срок по контракту. Его преемник, Валерий Суслов, долгое время проработавший с прежним директором, также покладистостью не отличался. Началось противостояние.

Последовали заседание совета директоров и внеочередное собрание акционеров по прекращению полномочий действующего генерального директора и назначению директора, рекомендованного акционерами. Но эти мероприятия при внешнем соблюдении процедуры были проведены с нарушениями законодательства, что позволило суду признать их недействительными и восстановить законного генерального директора в должности.

В 2004 году акционеры продали пакет акций Пролетарского завода Восточно-Европейской финансовой корпорации.

Еще через два года на торжественных мероприятиях, посвященных 180-й годовщине предприятия, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко отметила существенные успехи в развитии одного из старейших машиностроительных предприятий.

В конце 2008 года ушел из жизни генеральный директор Валерий Суслов, доктор технических наук, руководивший заводом всего пять лет, но оставивший яркий след в его истории. Мировую финансовую систему потряс кризис, повлекший за собой крушение Восточно-Европейской финансовой корпорации, кредитные организации которой подверглись санации, в результате чего права на востребование задолженностей перешли государству в лице госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов». Тогдашнее ее руководство потребовало возврата полученных кредитов в размере более двух миллиардов, причем сразу. Для предприятия, имевшего оборот немногим более одного миллиарда, это требование было невыполнимо. В рабочих группах Минпромторга, Минфина и Минэкономразвития начались переговоры и совещания по выводу акционерного общества из кризисного состояния. Предприятие настаивало на реструктуризации долга, оппоненты из Агентства по страхованию вкладов грозили банкротством, не принимая в расчет того, что завод по указу президента является стратегическим и входит в реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса.

К сожалению, частная принадлежность акционерного общества, вдобавок отягощенная информацией о размещении активов владельца за пределами РФ, препятствовала проведению кардинальных мероприятий по урегулированию сложившейся ситуации.

Противостояние длилось три года – до той поры, пока в ситуацию не вмешался тогдашний Председатель Правительства Владимир Путин. К нему обратился недавно назначенный губернатором Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, с которым встретился и обрисовал ситуацию вокруг завода его генеральный директор Арам Арутюнян. В результате пакет акций общества был передан в Западный центр судостроения, являющийся «дочкой» ОСК. По прямому указанию Председателя Правительства, посетившего завод в октябре 2011 года, задолженность предприятия была реструктурирована.

С 2012 года на предприятии сменилось восемь руководителей. А если добавить к этому также не задерживавшихся на одном месте финансово-экономических, производственных и коммерческих топ-менеджеров, не говоря уже о начальниках более низкого уровня, сложившуюся на предприятии картину будет нетрудно себе представить.

Однако не следует забывать, что, как бы ни сотрясался «верх», в цехах и отделах трудился коллектив, благодаря которому из ворот выходила продукция, так необходимая российскому флоту и объектам энергетики.

При этом упреки в срыве сроков поставки были совершенно справедливы, в особенности по исполнению гособоронзаказа. Одна из основных причин – недостаточно эффективная работа службы снабжения. Когда она была близка к окончательному разладу, на завод был направлен один из топ-менеджеров корпорации Михаил Калугин, которому удалось нормализовать ситуацию в сфере обеспечения производства.

Поздравляя коллектив с 190-летием Пролетарского завода в декабре 2016 года, вице-президент корпорации отметил улучшение показателей его деятельности и выразил уверенность в том, что традиции, заложенные многими поколениями «пролетарцев», в очередной раз сослужат добрую службу.

Сейчас, подходя к юбилейной дате общества, убеждаешься, что, какие бы испытания ни выпадали на долю заводчан, их запас энергии и воля к преодолению трудностей неиссякаемы.

Уверенности в этом придает еще и то, что судьба Пролетарского завода не безразлична руководству корпорации. На совещании руководителей отделов по связям с общественностью и СМИ предприятий ОСК Алексей Рахманов на вопрос о перспективах завода ответил, что в будущем видит его одним из базовых звеньев центра судового и энергетического машиностроения. И сегодня Пролетарский стал площадкой, на которой внедряются пилотные проекты корпорации.

Так, в начале 2017 года была запущена задача организации единого бухгалтерского учета ряда предприятий, в том числе и Пролетарского завода, с последующим распространением опыта на всю корпорацию. В конце сентября на заводе прошел двухдневный семинар на тему «Производственная система ОСК», в котором приняли участие генеральные директора верфей Северо-Запада и Дальнего Востока, а также ведущие специалисты ОСК. Подвел итоги посетивший семинар президент корпорации Алексей Рахманов, отметивший необходимость реализации стратегии производственной системы на предприятиях, что позволит повысить эффективность использования всех имеющихся ресурсов.

Надеемся, что грядущие преобразования станут новым витком в истории Пролетарского завода.