Первый юбилей

История продолжается

Юрий Петров, член президиума совета Российского исторического общества, директор Института российской истории РАН

В 2017 году впервые за долгое время наладилось тесное взаимодействие корабелов и историков. История кораблестроения – одна из важных страниц в истории России как великой морской державы

Были проведены многочисленные круглые столы и выставки, в Санкт-Петербурге установлен памятный знак российским судостроителям, выполнявшим свой профессиональный долг в годы революции и Гражданской войны. Россия – великая морская держава, и ее история на протяжении последних нескольких столетий связана с морем, кораблестроением и флотом. Мы не случайно отмечаем День кораблестроителя 29 июня. В этот день в 1667 году вышел указ царя Алексея Михайловича о строительстве в селе Дединово на реке Оке корабля «Орел». Фактически это был первый документированный государственный заказ на военный корабль.

Историки кораблестроения по-разному трактуют это событие. Так, в пятитомном издании «История отечественного судостроения» под редакцией академика Игоря Спасского говорится, что по царскому указу в июне 1667 года «у дворцового села Дединово Коломенского уезда основали судостроение для создания русского военного флота. Флот создавался для охраны судоходства на Волге и Каспийском море».

Конечно, тезис о наличии у Алексея Михайловича планов по строительству целого флота нуждается в дополнительном обосновании. Однако совершенно разумно именно с этого его указа вести отсчет истории российского государственного судостроения. А спустя несколько десятилетий начал создаваться российский флот в полном смысле этого слова: 30 октября 1696 года, уже при сыне Алексея Михайловича Петре Первом, Боярская дума приняла знаменитое решение: «Морским судам – быть!»

Документально подтверждено, что Петр хорошо знал историю «Орла», вел от него отсчет истории морского дела. В предисловии к Морскому уставу 1720 года он писал: «Хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже от начинания того, яко от доброго семени, произошло нынешнее дело морское».

Судостроение в России стало делом государственной важности. Названия целого ряда верфей золотыми буквами вписаны в отечественную историю

В память о первом русском военном корабле, а фактически – и о своем отце Петр Первый построил Троицкую церковь в Дединово. По приказу Петра был сделан рукописный перевод фрагмента книги голландского путешественника Яна Стрюйса, проделавшего на «Орле» путь от Дединово до Астрахани. Документ хранится в составе библиотеки императора в фондах Библиотеки Российской академии наук в Санкт-Петербурге. Кроме того, один из мастеров, работавших на строительстве «Орла», Карстен Брандт был сподвижником Петра в деле создания русского флота.

«Орел» тесно связан с историей российской государственности. Само название двадцатидвухпушечного фрегата происходит от государственного герба России. Кроме того, ряд историков считают, что именно на этом корабле был впервые поднят российский триколор.

Совершенно естественно и в своем роде символично, что с тех пор судостроение в России стало делом государственной важности. Названия целого ряда верфей, в том числе и ныне действующих, золотыми буквами вписаны в отечественную историю.

Насколько важно для корабелов наличие в календаре их профессионального праздника, говорит уже тот факт, что в отдельных регионах отмечают собственные даты, связанные с историей судостроения. В Санкт-Петербурге и в Астраханской области празднуют региональные дни судостроителя. В Архангельске готовятся в 2018 году отметить 325-летие со дня постройки там российского военного корабля «Святой Петр». История российского судостроения богата событиями и датами, и можно только приветствовать то внимание, которое современные корабелы уделяют прошлому своей отрасли. 


2017 для Объединенной судостроительной корпорации особенный

Во-первых, это юбилейный год – десятилетие образования самой корпорации. Символично, что именно в этот год значимость профессии судостроителя признали в Российской Федерации на самом высоком уровне: 30 мая 2017 года правительство России приняло постановление об установлении профессионального праздника 29 июня, Дня кораблестроителя. Выражаем глубокую признательность коллегам-корабелам и экспертному сообществу, Российскому историческому обществу во главе с Сергеем Нарышкиным, Министерству промышленности и торговли РФ и Денису Мантурову за участие в решении этого вопроса.

Это общий успех.