Первый юбилей

Поменять сухопутное мышление на морское

16 ноября в Москве, в Доме Российского исторического общества, прошел круглый стол на тему «История освоения водных пространств и современные вызовы». В мероприятии приняли участие представители ОСК, Российского исторического общества, Министерства транспорта РФ, общественных и научных организаций

Начиная разговор, президент ОСК Алексей Рахманов
отметил, что на круглом столе присутствуют эксперты, у каждого из которых имеется своя точка зрения на обозначенный спектр вопросов – от проблем освоения Мирового океана до путей оживления российских водных пространств, а значит, и судостроения. Он подчеркнул, что сегодня важно поговорить о том, «каким образом мы могли бы сообща двигаться дальше в реализации ключевых положений законодательства, которые позволили бы увеличить интенсивность эксплуатации внутренних водных путей и выйти на принципиально новые логистические схемы, например, коридор Север – Юг, открывающий вкупе с Северным морским путем новые перспективы для России.

Глава ОСК затронул и тему перевозок. Он привел данные Минтранса, согласно которым пассажирооборот предприятий речного транспорта России за 2016 год составил 525,0 млн пассажиров на километр, что на 6,7% выше показателя прошлого года (2015 год – 492 млн пасс.-км). На морском транспорте рост объема перевозок составил 120,0% от уровня 2015 года, пассажирооборота – 122,8%.

«Вопросы развития флота и перевозок морским и речным транспортом сегодня решаются во всех государствах мира, – сказал Алексей Рахманов. – Считаю, что в рамках развития нормативной базы и в рамках реализации Морской доктрины Российской Федерации мы обязаны уделять этой тематике достаточное внимание и своевременно реагировать на те вызовы, которые нам представляет текущая ситуация. Один из самых актуальных для нас вопросов – развитие нормативной базы в отношении каботажных перевозок, то есть вопрос эксплуатации кораблей и судов под российским флагом».

Коридор Север – Юг вкупе с Северным морским путем открывает новые перспективы для России

президент ОСК Алексей Рахманов

Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк
напомнил, что в этом году Минтранс начал реализовывать поручение Президента России по приведению к нормативам внутренних водных путей страны: «Особое внимание уделено и вопросам, связанным с судостроением, потому что это две неразрывные составные части, и, если мы не обеспечим надлежащие глубины, соответственно судовладельцы никогда не начнут строить флот».

Он также отметил, что в рамках развития внутренних водных путей идет работа по проектированию двух низконапорных гидроузлов, которые позволят устранить узкие места, и единая глубоководная система сможет заработать как воднотранспортный коридор, позволяющий беспрепятственно осуществлять все необходимые перевозки по внутренним водным путям. Вовк констатировал рост грузоперевозок в Арктике: за десять месяцев этого года при общем росте грузооборота в целом по России на 9% в портах Арктического бассейна он вырос на 50%. Это значит, и Севморфлот, и Арктика получают ощутимый толчок к развитию, а строящиеся порты дают уже заметный эффект.

Выступление председателя Общероссийского движения поддержки флота капитана 1-го ранга Михаила Ненашева
было эмоциональным и многоплановым: «Путь морской, речной, сфера кораблестроения – это всегда масштабные коммуникации! Мы должны побуждать регионы России считать тему развития внутренних водных путей, морских и океанских путей для себя естественной. Но эта максима с трудом усваивается властью и обществом. Нам так и не удалось сделать открытие навигации на реках, озерах России заметным общенациональным или общерегиональным событием, в том числе и в столице.

В стране не хватает современных интересных художественных, документальных книг, фильмов на океанскую, морскую и речную тему.

Через два года будет отмечаться 200-летие открытия русскими моряками Антарктиды. Общероссийское движение поддержки флота выступает с предложением в ходе подготовки юбилея наряду с другими пунктами программы организовать по морскому, океанскому пути Беллинсгаузена – Лазарева поход современных парусников, яхт России из Кронштадта и Владивостока... Это будет своеобразная эстафета, разные морские этапы которой пройдут две сотни парусников, яхт и лодок. Так мы продемонстрируем свое уважение к нашим героическим предкам и достойное отношение России к этому уникальному событию... Среди участников походов на парусниках и яхтах могут быть лучшие курсанты, студенты, школьники России, которые отличились в знании истории, географии, литературы, победители конкурсов сочинений и студенческих работ...».

Ведущий советник Главного командования ВМФ Андрей Попов
говорил об использовании исторического опыта при планировании развития морской деятельности, совершенствовании ее концептуального и нормативного правового обеспечения, основой которого является «Морская доктрина Российской Федерации», утвержденная президентом 17 июня 2015 года. Этот документ определил содержание и приоритеты национальной морской политики на ее функциональных и региональных направлениях, четко показал, в чем состоят национальные интересы России, связанные с Мировым океаном, направления и мероприятия по их практической реализации и защите.

«20 июля 2017 года указом президента №327 утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности» на период до 2030 года. В новом документе стратегического планирования показаны направления и приоритеты государственной политики России в военно-морской сфере, определены стратегические требования к этой деятельности и ее обеспечению по всем ее составляющим, в том числе в области военного кораблестроения.

Этим документом мы подтвердили, что считаем Россию великой морской державой, которая должна находиться на одной из лидирующих позиций в мире в военно-морской сфере. Также в «Основах» представлены показатели оценки эффективности государственной политики в области военно-морской деятельности по всем ее составляющим, достижение которых должно обеспечить реализацию и защиту национальных интересов страны в Мировом океане.

Во исполнение решений Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации Минобороны России во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовило новую редакцию «Стратегии развития морской деятельности РФ до 2030 года».

Этот документ направлен на практическую реализацию Морской доктрины Российской Федерации по всем составляющим и видам морской деятельности и ее обеспечения.

Рассмотрение новой редакции стратегии планируется провести в декабре 2017 года на заседании Морской коллегии.

Помимо этого подготовлен новый законопроект «О государственном управлении морской деятельностью РФ», который должен стать системообразующим, рамочным нормативным актом в сфере морской деятельности страны, уточнить полномочия и взаимодействие федеральных органов исполнительной и государственной власти. Чтобы исполнить решения Морской коллегии, планируется также подготовить ряд законопроектов в области морской деятельности – в частности, разработать законопроект о поиске и спасении на море, о навигационно-гидрографическом обеспечении морской деятельности и другие», – рассказал советник Главного командования ВМФ.

Заместитель декана факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ Всеволод Сергеев
посвятил свое выступление роли рек и в целом водных пространств в истории России. Со времен Московского княжества и вплоть до нынешних дней развитие страны было связано с развитием речного транспорта и выходом его к морю. Это было не просто выстраивание какой-то отдельной региональной логики, а попытка включить Россию в мировое пространство. Именно развитие водных торговых путей на рубеже начала нового времени во многом обеспечило подъем России. В контексте XXI века выстраивание единого торгового пути, возобновление торговых путей, основанных на речных коридорах, не потеряло своей важности.

И здесь встает вопрос инфраструктуры. Например, создание системы каналов в Москве позволило напитать город водой и превратить его действительно в порт пяти морей. Иначе мы не имели бы сегодня всю эту экономическую инфраструктуру.

«Если смотреть в будущее с опорой на прошлое, то важным вопросом здесь действительно является вопрос развития всей инфраструктуры речного транспорта, которая обеспечивает и будет продолжать обеспечивать рост экономики. И конечно, нужно при этом ориентироваться на «зеленую» экономику. Строительство новых портов, развитие инфраструктуры, связанной с каналами, и так далее, должны вписываться в идею защиты природы. «Зеленая» экономика, основой которой станет речной транспорт, действующий совместно с железнодорожным, обеспечит России устойчивое развитие», – сказал ученый.

Исполнительный директор фонда «История Отечества» кандидат исторических наук Константин Могилевский
отметил, что история корабельного дела, история судостроения – один из приоритетов в год, когда отмечается важнейший юбилей – 350-летие отечественного государственного судостроения. Не случайно этой дате были посвящены круглый стол и выставка.

7 ноября состоялась установка памятного знака российским судостроителям, выполнявшим свой долг в годы революции и Гражданской войны. «История России, а значит, и ее настоящее и будущее имеют и корабельное измерение. Символ революции – крейсер «Аврора» – вышел на Неву именно от стенки сегодняшних Адмиралтейских верфей. Какие еще нужны подтверждения, что история России сплошь связана с кораблями?!» – отметил Константин Ильич. Он пояснил, что фонд «История Отечества» поддерживает проекты, направленные на историческое просвещение, в том числе по вопросам, связанным с историей флота и кораблестроения.

«Дом Российского исторического общества – гостеприимный дом, поэтому мы и в дальнейшем будем поддерживать мероприятия, связанные с популяризацией российского флота и кораблестроения. Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин передавал пожелания успешной работы всем участникам сегодняшнего круглого стола», – завершил свое выступление Могилевский.

История России сплошь связана с кораблями. Символ революции – крейсер «Аврора» – вышел на Неву именно от стенки сегодняшних Адмиралтейских верфей

исполнительный директор фонда «История Отечества» кандидат исторических наук Константин Могилевский

Заведующая лабораторией гео­экологии и устойчивого природопользования кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО доцент Наталья Рязанова
коснулась проблем экологии: «Мы много говорим о том, что нам необходимо связать наши водные объекты не только в широтном, но и в меридиональном направлении. Но хотела бы обратить ваше внимание, что, делая это, мы можем привнести огромное количество биологических организмов, не свойственных для тех широт и водоемов, в которых они могут появиться. Мы уже это наблюдаем в некоторых морях и реках: эти организмы агрессивны и занимают новые экологические ниши. Пока исследования в этом направлении, к сожалению, ведутся учеными только в инициативном порядке, недостаточно и нормативной базы, регламентирующей эти вопросы. Многие из нас являются членами экспертных советов различных организаций и органов власти, поэтому хотелось бы, чтобы мы с вами чаще поднимали эти актуальные вопросы в экспертных сообществах, искали решения в среде профессионалов». Наталья Рязанова выступила также за использование технологий «мирного атома» в области освоения Арктики, аргументируя свое мнение тем, что при правильном использовании они гораздо более экологичны, чем любые другие нам доступные.

Научный руководитель ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии Михаил Глубоковский
рассказал, в каком состоянии находится сегодня рыбное хозяйство России, и акцентировал внимание присутствующих на вопросах исследования моря: «Рыбохозяйственная наука – это морская составляющая наряду с военно-морским флотом и торговым пароходством. Раньше рыбопромысловым флотом исполнялось много специальных задач, в том числе научных. В 80-е годы советский флот насчитывал порядка двухсот научно-исследовательских судов, подразделявшихся на три отряда: 123 судна (из них 73 крупнотоннажных) – отряд научно-исследовательских промышленных поисковых судов по всем бассейнам, 39 судов оперативно-поисковых и 24 экспериментальных судна с подводными аппаратами. Что в настоящий день представляет собой научный флот России? Пятнадцать судов. И ни одного крупнотоннажного. Все было построено в советские времена, то есть морально, да и физически уже устарело». При этом Михаил Глубоковский указал на необходимость отстаивания наших национальных интересов в межправительственных соглашениях (а у нас 65 международных соглашений в области рыболовства от Антарктики и Арктики до тропиков, где мы тоже хотим ловить). «Мы не сможем обслуживать биоресурсы, находящиеся даже в нашей зоне юрисдикции. И поскольку мы подписали конвенцию по морскому праву, в нашей исключительной зоне будут хозяйничать рыбаки на судах под чужим флагом. Но есть и свет в конце туннеля: Президентом РФ принято решение, и уже ведется работа по проектированию трех крупнотоннажных научно-исследовательских судов ледового класса для рыбохозяйственной науки. Само строительство этих судов начнется в 2018 году».

Рыбохозяйственная наука – морская составляющая наряду с военно-морским флотом и торговым пароходством

научный руководитель ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии Михаил Глубоковский

Руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин
говорил о модернизации инфраструктуры и возросшей популярности речных круизов: в 2017 году турпоток увеличился на 15%. Суда заполняются на 100%, из которых 80% – иностранные туристы. Герман Елянюшкин подчеркнул, что здесь открываются прекрасные перспективы для туристических компаний. Он призвал всячески пропагандировать речной круизный туризм и готовиться к началу следующей навигации уже сейчас, сделав из этого события настоящий праздник.

Временно исполняющий обязанности директора Института океанологии им. П.П. Ширшова Алексей Соков
обратил внимание присутствующих на проблему, которая представляется ему сегодня одной из наиболее серьезных: «Сейчас наблюдается виртуализация пространства, происходит отрыв от реальности. Например, карты Мирового океана скоро будут виртуальными, компьютерными, созданными на основе моделей, а не реальных данных. Самый главный вызов – отсутствие наблюдений в Мировом океане, они сокращаются катастрофически. Если говорить конкретно про Россию, то эти проблемы в науке связаны с отсутствием нормального финансирования. Если раньше Россия добывала 80% данных об океане, то теперь это 7–8% максимум. Являясь крупнейшим океанографическим центром страны, наш институт пытается каким-то образом спасти ситуацию: да, мы не ушли из океана, по мере возможностей мы работаем и в Антарктике, и в акватории Севморпути, но эта работа по сути представляет собой инициативные исследования наших ученых. После завершения федеральной целевой программы «Мировой океан» в 2013 году закончилась существенная поддержка наших комплексных исследований. И следующая проблема – чем исследовать. Безусловно, нужно построить новый научно-исследовательский флот и восстановить федеральную целевую программу «Мировой океан», которая являлась ключевым элементом, поддерживавшим деятельность России в Мировом океане».

Нужно построить новый научно-исследовательский флот и восстановить федеральную целевую программу «Мировой океан»

временно исполняющий обязанности директора Института океанологии им. П.П. Ширшова Алексей Соков

Ведущий научный сотрудник сектора теории права и государства Института государства и права Российской академии наук Владмири Плигин
остановился на политическом и юридическом аспектах темы круглого стола: «Один из самых серьезных вызовов, с которым мы сталкиваемся, это изменение карты мира. В течение каждого десятилетия происходит прирастание на десять или пятнадцать государств. Когда эта карта станет стабильной, предсказать очень сложно. Появляются новые субъекты, претендующие на водное пространство, новые границы и ресурсы. Старые субъекты уходят или превращаются в распадающиеся государства, и, таким образом, формируются вызовы, которые связаны и с военной угрозой, и с угрозой возрастания уголовных инцидентов, которые происходят на море. К сожалению, для нас это изменение карты имеет также принципиальное значение. Те вопросы, которые ранее казались понятными (если мы говорим о пространстве предыдущем – допустим, пространстве нашей великой страны), становятся сложными и частично неурегулированными. Остается надеяться, что этот вызов мы сумеем преодолеть максимально толерантно и найдем наилучший способ решения». Владимир Плигин отметил, что здесь многое зависит от Академии наук и тех исследований, которые сейчас проводятся. «История часто также становится частью права, – подчеркнул он, – и в ряде случаев помогает урегулировать все эти отношения. Если не будешь формировать это пространство ты (а оно формируется присутствием, в том числе научным и технологическим), то его объем сужается с точки зрения понимания международным сообществом твоего суверенитета и твоих притязаний. Вот эти аспекты мы должны учитывать».

Завершило встречу выступление вице-президента по взаимодействию с органами государственной власти и связям с общественностью ОСК Джахан Поплыевой:
«Сегодняшнее заседание могло быть гораздо шире – мы могли бы позвать еще десяток людей, которые говорили бы о других важных вещах, открывая новые и новые аспекты поднятых здесь проблем. У нас с вами много пересекающихся сегментов, которые находятся в одной системе отношений, связаны друг с другом. И это не случайно, ведь мы живем в великой морской державе.

Если к военно-морской области в нашей стране обращено постоянное внимание, то к гражданской – оно еще несопоставимо мало. А ведь здесь и научно-исследовательский флот, и рыболовецкий, и пассажирские перевозки, и круизные суда. Мне кажется, нужно расширять сообщество, которое хотело бы заняться возрождением речных перевозок – и пассажирских, и грузовых. В России есть культура и привычка жить вдоль воды, вдоль рек. А наша корабельная культура – потрясающая, удивительно красивая и очень древняя. Это самая первая из промышленных культур, а корабли – первые из объектов, стимулировавших создание целого комплекса технологий сразу. Причем эти технологии соединялись с искусствами, ведь корабль должен быть не только хорошо оснащен, но и красив. Нам надо заниматься концептуальными вещами и напоминать всему российскому обществу о славе нашего флота, о вкладе наших кораблестроителей и промышленников в создание и укрепление России как великой морской державы».

Нужно расширять сообщество, которое хотело бы заняться возрождением речных перевозок

вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти и связям с общественностью ОСК  Джахан Поллыева

Подводя итоги круглого стола, его участники пришли к выводу, что подобные встречи с выступлениями экспертов по вопросам, связанным с морским и речным судоходством, судостроением, с внутренними водными путями, освоением Мирового океана, историческим и законодательным аспектами морской и речной тематик, необходимо сделать регулярными.