Первый юбилей

Решение многих задач

Алексей Новиков, руководитель проекта департамента развития производственной системы

Департамент развития производственной системы ОСК организовал на базе Пролетарского завода систематическое обучение специалистов корпорации основам функционирования производственной системы в условиях отечественного судостроения

С сентября этого года практически каждую неделю проходят двухдневные семинары, в которых принимают участие по 20–25 человек из разных предприятий ОСК. Пока в основном из Санкт-Петербурга и Выборга. На середину ноября обучение прошли 122 представителя проектных и производственных организаций.

Базовый курс знакомит слушателей с философией «бережливого мышления» и практическими инструментами производственной системы, адаптированными к условиям отечественного судостроения. Он формирует творческий подход к работе, нацеливает сотрудников на постоянные улучшения, помогает решать проблемы в самом их зачатке, а также рационально подойти к организации труда, производства и управления.

Целевая аудитория обучающего курса – руководители подразделений дочерних и зависимых обществ ОСК, их заместители и рядовые специалисты. Предполагается, что к окончанию проекта количество прошедших обучение сотрудников предприятий, включенных в программы внедрения производственной системы корпорации, должен составить не менее 5–10% от всего персонала.

Для обучения используются игровые тренажеры, которые позволяют моделировать производственный процесс на предприятии и сравнивать различные варианты организации производства между собой. Активно приветствуется деятельность слушателей по улучшению самих игровых производственных процессов.

Программа двухдневного обучения постепенно начинает подкрепляться практическими примерами, кейсами с пилотных проектов, реализуемых департаментом развития производственной системы на трех предприятиях – Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз», Средне-Невском судостроительном и Пролетарском заводах. Эти пилотные проекты способствуют значительному сокращению потерь в деятельности организаций и снижению издержек, что приводит к ощутимому экономическому эффекту. Параллельно идет практическая отработка различных инструментов производственной системы в условиях российского судостроения.

В базовый обучающий курс также предполагается включение теории и практических примеров эффективной организации управления и офисной работы на основе инструментов производственной системы. Планируется сформировать электронный курс обучения, содержащий основные материалы очного курса. Кроме того, в ОСК будет создан центр компетенций по обучению основам производственной системы.

В начале будущего года предполагается разработка специализированного курса для директоров предприятий группы ОСК и ведущих специалистов соответствующих подразделений.

Самая сложная задача, которую необходимо решить в процессе обучения, – сломать сложившиеся у слушателей стереотипы и доказать решаемость многих текущих проблем предприятий. 


Игорь Мухин

руководитель группы электрооборудования и автоматики конструкторского бюро «Рубин-Север»

В первую очередь этот обучающий курс дал мне представление о целях и  методах развития и внедрения производственной системы. Полученные знания позволяют проанализировать на примере ведущих мировых компаний те проблемы, с которыми мне приходится сталкиваться, и внедрять производственную систему в своей повседневной работе. Чтобы сделать обучение еще эффективнее, я бы посоветовал авторам программы постепенно добавлять как можно больше примеров удачного внедрения производственной системы в отечественном судостроении. А кроме того, мне как представителю проектной организации было бы интересно узнать больше о «бережливом проектировании».

Эдуард Пелин

начальник отдела внутреннего аудита завода «Северная верфь»

В быстрой, доступной и компактной форме обучение дало мне представление об основных шагах, которые нужно предпринять, чтобы воспользоваться преимуществами производственной системы. Появилось понимание того, как нужно внедрять производственную систему на предприятиях, осуществляющих производство, проектирование, торговлю, предоставляющих услуги, занимающихся логистикой и  строительством. Я понимаю, как в денежном выражении представить потери, которые из-за недостаточной организации основных и вспомогательных процессов и управления каждый день несет предприятие. Появилась ясность в отношении эффективных инструментов организации труда персонала.

Алексей Титов

заместитель начальника цеха Средне-Невского судостроительного завода

Люди во всем мире задаются вопросами оптимизации производственной деятельности на своих предприятиях, и, конечно, судостроительная отрасль не является тут исключением. Зачастую грамотные идеи оптимизации рождаются в умах не только руководящего состава, но и тех, кто своими руками выполняет ту или иную работу. Думаю, каждый из нас задается вопросами: а нужны ли ему знания в области «бережливого производства» или так называемой производственной системы? Есть ли смысл проходить обучение самим? Отправлять ли на обучение своих сотрудников? Ведь совсем не секрет, что принципы «бережливого производства» применимы скорее к серийному производству, такому как автомобилестроение. Могу с уверенностью дать на все эти вопросы положительный ответ. Конечно, в процессе обучения никто вас не научит правильнее строить корабли или организовывать тот или иной процесс, но каждый сможет при желании, адаптировав в своем уме полученные знания, применить их на деле и тем самым сократить потери в производстве. Надеюсь, со временем мы вместе сможем создать нашу, российскую производственную систему судостроения, которая по своей эффективности будет стоять рядом с «бережливым производством автомобилестроения» компании Toyota.


Программа обучающего курса

История развития производственных систем, научная организация труда

Специфика производственных систем вусловиях отечественного судостроения

Стратегические цели и ключевые направления развития ОСК, ключевые принципы развития производственной системы в корпорации

Основные виды потерь, возникающих в производстве и управлении

Практические занятия с обучающими тренажерами

Обзор основных инструментов производственной системы ОСК:

5 картирование потока создания ценности, стандартизированная работа, поток единичных изделий, быстрая переналадка, «тянущая» система организации производствадр.

ПРИНЦИПЫ ПС АО «ОСК»

Приоритет долгосрочных целей:

Внимание на производственную площадку;

Заказчик превыше всего;

Внимание к сотрудникам компании;

Культура непрерывных усовершенствований