Первый юбилей

Атомный ледокол «Ленин»: первый в мире!

Светлана Васильева, редактор газеты «Адмиралтеец»

60 лет назад, 5 декабря 1957 года, на Адмиралтейском заводе был спущен на воду атомный ледокол «Ленин» – первое в мире гражданское судно с атомной энергетической установкой. Строительство атомохода ознаменовало собой начало новой эпохи в развитии российского и мирового судостроения

Потребность в создании мощного корабля с неограниченной автономностью плавания, способного проникнуть в любую зону Арктики, существовала давно. Но ее воплощение стало реальным только после того, как в СССР построили первую в мире атомную электростанцию и получили опыт, необходимый для дальнейшей работы по созданию атомных силовых установок.

Проект нового судна создавался совместными усилиями науки и промышленности: судостроителями под руководством главного конструктора ЦКБ-15 Василия Неганова и физиками во главе с выдающимся советским академиком Анатолием Александровым. Строительство уникального ледокола было поручено Адмиралтейскому заводу. Вместе с адмиралтейцами в постройке нового судна участвовала вся страна, заказы для «Ленина» выполняли более 500 предприятий, научных организаций и конструкторских бюро.

Строительство ледокола с ядерной энергетической установкой требовало внедрения новых технологий, реализации новых решений при конструировании корпуса, поставки и монтажа новых механизмов и всего судового оборудования, новых методов организации труда. Энергетическая установка должна была быть компактной, мощной, устойчивой к качке, вибрации и ударным нагрузкам. Требовалось обеспечить безопасность команды от вредного воздействия радиации. И все эти задачи были успешно решены!

Уникальный заказ

«Строительство атомного ледокола на Адмиралтейском заводе ознаменовало собой новую эпоху не только в судостроении, но и в технике, в народном хозяйстве в целом. История еще не знала таких могучих ледоколов, – писал заслуженный адмиралтеец Моисей Калманович Глозман, в те годы работавший начальником бюро технологической подготовки производства стапельного цеха. – И, конечно, для нас, адмиралтейцев, особую гордость составлял тот факт, что строительство судна было поручено именно нашему заводу!»

Вначале были изготовлены опытно-штатные секции, на которых отрабатывалась технология, особенно сложные конструкции макетировались на плазе в натуральную величину. Там впервые была внедрена фотооптическая разметка, позволившая снизить трудоемкость плазовых и разметочных работ на 40%.

В июле 1956 года на южном стапеле цеха №8 установили первую из двухсот секций корпуса ледокола. Официальная церемония закладки состоялась 24 августа. Строительство велось очень интенсивно, а подготовка к спуску проходила в четыре смены. Требования к качеству работ были очень высокими.

По воспоминаниям ветерана верфей заслуженного адмиралтейца Александра Николаевича Воронина, все работавшие на уникальном заказе относились к строительству ледокола с особым уважением и гордостью, проявляли инициативы, повышающие производительность труда и темпы постройки судна.

Так, для обработки нержавеющей стали был сконструирован и изготовлен оригинальный газофлюсовый аппарат, применение которого в четыре раза увеличило производительность труда при резке нержавейки. Корпус нового судна был цельносварным, что намного увеличивало объем сварочных работ на стапеле: если все сварные швы ледокола вытянуть в одну линию, то она перекроет расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока! Для ускорения работ было принято решение о внедрении автоматической и полуавтоматической сварки.

Чтобы исключить простои, на стапеле по инициативе рабочих была создана первая на заводе комплексная бригада. Заводские технологи предложили усовершенствовать технологию сборки фундаментов для судовых механизмов, что сэкономило еще две недели.

Группа конструкторов завода разработала более совершенное по сравнению с первоначальным проектом спусковое устройство, применение которого позволило сэкономить более миллиона рублей. Спусковая масса ледокола составляла 10 000 тонн, что превышало показатели судов, ранее спускавшихся в СССР. Спусковое устройство, разработанное конструкторами завода, отличалось оригинальностью и легкостью. Для уменьшения спускового веса судна и обеспечения его устойчивости при спуске и торможении, использовали специальные понтоны в носовой и кормовой оконечности ледокола, что позволило отказаться от дорогостоящих капитальных работ на стапеле и на Неве.

При проведении предспусковых работ работники стапельного цеха внесли рацпредложение: долбить канавки для стока масла на спусковых дорожках не стамесками, а с помощью небольшого долбежного станка, что ускорило и облегчило подготовку к спуску. И количество таких инициатив исчислялось десятками!

К концу 1957-го корпус атомного ледокола был готов, биологическая защита, атомная и механическая установки смонтированы.

Спуск разрешен!

5 декабря 1957 года в Ленинграде с утра шел дождь со снегом. Но адмиралтейцы и многочисленные гости, собравшиеся у южного стапеля, не замечали непогоды. В 11.30 начался торжественный митинг. Директор Адмиралтейского завода Борис Клопотов, обращаясь к собравшимся, подчеркнул важность постройки первого в мире судна с ядерной энергетической установкой, дающей жизнь десяткам новых судов, которые составят гордость отечественного флота. В 12.00 прозвучала команда «Спуск разрешен!». Судно плавно сошло со стапеля.

«Праздник был великий! Мы, молодежь стапельного цеха, стояли ближе к Неве, – рассказывала ветеран верфей, электросварщица Вера Федоровна Яхнина. – С замиранием сердца ждали команду к спуску, а потом переполненные радостью кричали: «Ура!» Неповторимые ощущения! Ведь «Ленин» был и нашим детищем!»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1960 года «…за успешное выполнение задания Правительства по строительству атомного ледокола «Ленин» и заслуги в развитии отечественного судостроения…» Адмиралтейский завод награжден орденом Ленина. 447 наиболее отличившихся рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятия получили ордена и медали.

Надежность и безопасность

3 декабря 1959 года первый в мире атомный ледокол вступил в строй действующих судов морского флота СССР.

При выборе типа реактора для ледокола важнейшими параметрами считались надежность и безопасность установки, стабильность ее работы. Таким был признан реактор водо-водяного типа. Несмотря на то, что требуемую тепловую мощность давала и одна установка, проект предусматривал наличие на судне трех реакторов: двух рабочих и одного резервного, что в целом давало большую мощность для всей системы, так необходимую в экстремальных ледовых условиях. Каждый из трех реакторов в три с половиной раза превосходил реактор первой в мире атомной электростанции.

Строительство ледокола с ядерной энергетической установкой требовало внедрения новых технологий

Судостроителям удалось построить ледокол, обладающий высокой энерговооруженностью и большой автономностью плавания при ограниченных главных размерениях, что обеспечило хорошую маневренность и проходимость практически в любой ледовой обстановке. Эксплуатация судна показала, что оно способно двигаться непрерывным ходом во льдах толщиной до двух метров и форсировать набегами трех-пятиметровые торосы. В результате эксплуатации ледокола «Ленин» в три раза увеличилась средняя скорость проводки караванов транспортных судов, что позволило на месяц-полтора раньше открывать полярную навигацию и на месяц позже общепринятых сроков ее заканчивать.

Повышенная прочность корпуса ледокола и наличие двойных бортов обеспечивали надежную защиту помещений реакторного отсека даже в случае тяжелых аварий при столкновении с судами в открытом море. Расчетная оценка последствий гипотетического столкновения ледокола «Ленин» с транспортным судном ледового класса водоизмещением около 11 000 тонн показала, что даже при ударе носом под прямым углом к борту ледокола повреждение его корпуса не будет сопровождаться разрушением помещений реакторного отсека. Благодаря малому отношению длины к ширине ледокол «Ленин» имел хорошую маневренность во льдах. Непотопляемость ледокола при затоплении любых двух смежных отсеков обеспечивали одиннадцать главных водонепроницаемых переборок.

На судне была установлена совершенная система радиационного контроля, воздушный поток выбрасывался через грот-мачту на высоту 20 метров, кроме того, каждый член экипажа имел индивидуальный дозиметр карманного типа.

На ледоколе были созданы комфортабельные условия и для членов экипажа: широкие проходы, кают-компания, столовая, баня, телевизионный салон, кинозал, комната отдыха, огромная библиотека с читальным залом, фотолаборатория; одно- и двухместные каюты с холодной и горячей водой оснащались системами кондиционирования, которые позволяли создавать свой микроклимат в каждом помещении. Были предусмотрены медицинские кабинеты, различные мастерские и полностью электрифицированный комбинат питания со своей хлебопекарней.

По Северному морскому пути

Весной 1960-го началась первая навигация атомного ледокола «Ленин» по Северному морскому пути. Как показали последующие годы эксплуатации первенца советского атомного судостроения, он с честью выполнил возлагаемые на него надежды, демонстрируя надежность и безопасность судовой атомной энергетики.

В навигацию 1961 года с борта ледокола была высажена высокоширотная дрейфующая станция «СП-10». В 1970-м «Ленин» провел первую продленную навигацию в западном районе Арктики, ставшую впоследствии круглогодичной. Еще через год судно впервые совершило высокоширотный сквозной рейс по Северному морскому пути с запада на восток. В 1976-м первенец атомного гражданского судостроения выполнил первый экспериментальный рейс к мысу Харасавэй.

За 40 лет эксплуатации «Ленин» провел через арктические льды 3741 транспортное судно, пройдя более 654 400 морских миль, в том числе 563 600 во льдах. Одновременно первый гражданский атомоход стал, по существу, учебно-практической базой подготовки более 5000 моряков атомного ледокольного флота.

В 1989 году судно было выведено из эксплуатации и поставлено на вечную стоянку в Мурманске. В 2009-м на борту ледокола «Ленин» открыт музей.  


Ледокол «Ленин»

Длина: 134 м

Ширина:  27,6 м

Осадка:  9,2 м

Мощность на валу: 44 000 л. с.

Водоизмещение: 17,7 тыс. т

Скорость хода: 19,7 узла на чистой воде, и 2 узла во льдах толщиной 2 м

Автономность: 210 суток

Экипаж: 150 человек