Первый юбилей

Навигация государственной важности

Сергей Итальянцев, руководитель дирекции программы «Суда «река – море»

Илья Косыгин, руководитель проекта

В целях обеспечения государственной поддержки формирования туристской инфраструктуры рассмотреть возможность разработки программы обновления круизных судов, пассажирских и грузопассажирских паромов для морских и речных перевозок и выработать механизм, стимулирующий строительство круизных и яхтенных судов на отечественных верфях.

Из материалов президиума Госсовета по вопросу «О развитии внутренних водных путей» от 15.08.2016 г.

Россия обладает большой и разветвленной сетью речных путей и озер. Существенную роль они играют в регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают, как, например, в Волжско-Камском речном бассейне европейской части России и в слабо освоенных областях с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта, таких как север и северо-восток страны.

Согласно транспортной стратегии Российской Федерации, разработанной на период до 2030 года, планируется увеличение перевозок пассажиров на внутренних водных путях России. Чтобы обеспечить этот рост, необходимо строить новые пассажирские суда. Особенно учитывая тот факт, что возраст многих судов существующего пассажирского флота уже подходит к критической отметке и они довольно активно списываются.

Между тем Россия имеет огромный потенциал для круизного отдыха и водных путешествий. Они осуществляются практически на всей территории нашей страны: от Петрозаводска до Астрахани, от Санкт-Петербурга и до Урала, в том числе и по знаменитому Золотому кольцу России. Сегодня речные круизные суда перевозят примерно 350 тыс. пассажиров в год. По прогнозам, к 2030 году их число возрастет до 0,77–1,09 млн человек в год.

Количество предполагаемых к постройке пассажирских судов для удовлетворения спроса должно составить к этому времени от 220 до 290 единиц.

В настоящее время на реках европейской части России эксплуатируются около 130 речных круизных судов. По уровню комфорта их подразделяют на две условные группы: «комфортабельные» и «некомфортабельные».

К «комфортабельным» причисляют суда при наличии в каютах минимума удобств – санузла с душем, кондиционера. На «некомфортабельных» судах такие удобства полностью отсутствуют или присутствуют, но только частично.

Основная проблема – возраст большинства речных круизных судов, который составляет 40 и более лет, что и обуславливает не отвечающий современным требованиям уровень комфорта, заложенный в них еще при строительстве.

В ближайшие десять лет ожидается списание подавляющей части действующих речных судов без их адекватной замены. Размещение заказов на строительство речных судов требует больших капиталовложений, а в условиях сезонности работы и конкурентно низких тарифов окупаемость таких проектов имеет длительный срок.

Чтобы решить проблему обновления речного флота, стране необходимы новые проекты речных круизных пассажирских судов. Ряд конструкторских бюро разработали проекты новых комфортабельных круизных судов. Некоторые из этих проектов реализованы или находятся на стадии подготовки к закладке на российских верфях.

Первый реализованный проект пассажирского круизного судна – дизель-электроход проекта PV09, построенный на Московском судостроительном заводе и переданный в эксплуатацию в мае в 2017 года. Современное исполнение судна включает дизель-электрическую силовую установку, отделку уровня «пять звезд», а также возможность выхода в морские районы. Успешное строительство и эксплуатация этого судна положили начало обновлению российского круизного флота.

В настоящее время на верфи судостроительного завода «Лотос» (входящего в ОСК) строится первый лайнер проекта PV300VD для Московского речного пароходства. Проект PV300VD – не только современное высококомфортабельное и удобное, но и безопасное, экологически чистое пассажирское судно, полностью отвечающее всем международным конвенциям. Оно будет осуществлять круизы по Волге с ее уникальной экосистемой, через Каспий в Баку и Дербент, открывая перед пассажирами обширные возможности для экскурсионного отдыха.

Существующие отечественные круизные суда не могут эксплуатироваться на международных линиях. При их проектировании и строительстве не выполнялись требования международных конвенций «СОЛАС 74», «МАРПОЛ 73/78» и других. Это не позволяет получить на такие суда международные свидетельства, подтверждающие возможность их эксплуатации и перевозки пассажиров.

Именно поэтому на рынке морских и речных круизов отсутствуют предложения на ранее популярные круизы между портами Черного, Азовского и Балтийского, а также Каспийского морей. При этом отсутствие предложений связано прежде всего с отсутствием судов, способных осуществлять такие переходы.

28 марта 2017 года на заводе «Красное Сормово» (входящем в ОСК) в Нижнем Новгороде состоялась торжественная закладка киля круизного лайнера проекта PV300. Этот пятипалубный круизный лайнер рассчитан на 342 пассажира, размещаемых в комфортабельных двухместных каютах площадью от 17 до 30 кв. метров. Судно будет работать на дальних круизных линиях Москва – Санкт-Петербург, Москва – Астрахань и Москва – Ростов-на-Дону. Сообщается, что теплоход также будет обладать «всеми атрибутами пятизвездочного отеля», включая поддерживающую пассажирскую инфраструктуру.

Для эксплуатации на мелководных реках, на круизных маршрутах в бассейнах с разрядом «Р» и «О» согласно Российскому речному регистру разработан проект судна ПКС180 вместимостью до 180 пассажиров. В ближайшее время планируется построить два судна этой серии. Закладка первого состоится в этом году на судостроительном заводе «Лотос». Малая осадка 1,2 метра, габарит по высоте 8,6 метра и плоское дно обеспечивают безопасное движение теплохода по неглубоким рекам, под мостами, а также возможность подхода к необорудованному берегу, что позволяет расширить географию речных круизов не только в европейской части страны, но и в Сибири и на Дальнем Востоке.

Основная особенность судна – адаптированный колесный движитель. Преимущество такого инженерного решения помимо пониженной энерговооруженности – эффективная работа движителя при минимально возможной осадке.

Cтроительство новых круизных судов укрепит имидж России как страны, благоприятной для круизного отдыха

Для организации круизов в Сибири, по маршрутам из Красноярска протяженностью до 2200 км, разработан проект А45-90.2 пассажировместимостью до 180 человек. Проект предусматривает стальной корпус с надстройкой из алюминиевого сплава и композитных материалов.

И это далеко не полный перечень круизных судов, подготовленных для реализации. ОСК продолжает работу с заказчиками, готовит к подписанию контракты на новые круизеры. Несмотря на  техническую готовность верфей строить такие суда и высокую готовность проектных решений, остается ряд проблем, которые не позволяют судовладельцам размещать большее количество заказов на строительство круизных судов. Это длительные сроки окупаемости, высокие процентные ставки по кредитам и их краткосрочность, а также низкая капиталоемкость судоходных компаний. Последние не имеют достаточного объема собственных денежных средств, а российские банки не выделяют дешевые и длинные кредиты на строительство речного флота. Решение этих проблем требует консолидации усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов водного транспорта, задействованных в речных пассажирских перевозках.

Для решения этой непростой задачи ОСК совместно с Минпромторгом России разработала программу реализации проектов льготного лизинга пассажирских судов. Приказом Минпромторга России от 15 марта 2016 г. № 690 «Об объемах и порядке расходования в 2016 году средств федерального бюджета, предусмотренных на увеличение уставного капитала акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация» в уставный капитал ОСК были целевым образом направлены средства на строительство пассажирских судов с использованием механизма лизинга. В рамках данной программы уже осуществляется строительство двух круизных судов.

Минпромторг России обладает и другими механизмами господдержки судовладельцев для стимулирования строительства гражданских судов и морской техники. В соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 мая 2008 г., российским транспортным компаниям и пароходствам предоставляются субсидии на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов.

Особо следует отметить разработку Минпромторгом программы утилизации флота. Она может быть реализована путем предоставления судоходным (судостроительным) компаниям судовых грантов. Судовой грант – это единовременная выплата судоходной или судостроительной компании при сдаче в утиль ветхого флота. Грант, в свою очередь, можно использовать исключительно для постройки или приобретения нового судна.

Для развития в России круизного судоходства необходимо совершенствование и продление этих государственных программ. С их помощью строительство нового круизного флота приведет к появлению новых речных круизных маршрутов на реках Сибири и Дальнего Востока, развитию пассажирской инфраструктуры в этих регионах, а также возобновлению ранее популярных круизов между портами Черного и Каспийского морей.

Помимо этого строительство новых круизных судов будет способствовать развитию самой судостроительной отрасли и укрепит имидж России как страны, благоприятной для круизного отдыха. 

Для подготовки статьи использовались материалы:

Егоров Г.В., Анисимов К.О., Калугин Я.В. Круизные пассажирские суда река – море плавания проекта PV300VD // Судостроение. – 2016. – №2 (56). – С. 20–24.

Отчет о НИР. Разработка концептуальных проектов речных круизных пассажирских судов нового поколения для крупных рек и водохранилищ (для единой глубоководной системы ВВП России) // Морское Инженерное Бюро. – 2011.

Егоров Г.В. Анализ опыта европейских речных круизов и его влияние на новое поколение отечественных пассажирских судов // Морской вестник. – 2012. – №3 (43). – С. 23–28.

Егоров Г.В., Анисимов К.О. Трехпалубное круизное судно «Александр Грин» пр. PV08. Первое в России судно такого класса с 1959 года // Судостроение и судоремонт. – 2012. – №53. – С. 22–33.