Первый юбилей

Дедушка речного флота

Артем Хошев, специалист по связям с общественностью центра судоремонта «Звездочка»

Вот уже более ста лет на просторы величественной Северной Двины выходит «старейшина» российского речного флота – пароход «Н.В. Гоголь»

После поддерживающего ремонта на стапеле северодвинской «Звездочки» памятник отечественного судостроения уверенно стучит плицами по речной глади, вызывая восторг наблюдателей. В истории парохода «Н.В. Гоголь» немало интересных фактов. Сегодня это единственное российское судно в своем классе, которое благодаря вниманию и бережной заботе ягринских корабелов продолжает использоваться на речных магистралях. Местом рождения пассажирского парохода была Волга. Его заказчиком и владельцем – Северное пароходное общество «Котлас – Архангельск – Мурман», крупный речной перевозчик зерна, рыбы, угля и лесоматериалов. Помимо генеральных грузов общество осуществляло также пассажирские перевозки. Переоснащая свой несовершенный пассажирский флот, его владельцы заказали вместительные и комфортабельные пассажирские суда на нижегородском Сормовском заводе.

Первый пароход по заказу северян был построен в 1909 году и назывался «Михаил Криличевский», а после национализации был переименован в «Иван Каляев». Год спустя заложены еще два – «Н.В. Гоголь» и «Генерал Кондратенко» («А.И. Желябов»). Самая счастливая судьба была уготована судну с именем автора «Мертвых душ».

Пароходы были построены по последнему слову техники того времени. Пар вырабатывали два огнетрубных пролетных паровых котла, работавших на дровах. Работая на бортовые гребные колеса, главная машина могла развивать мощность до 500 л.с. На судне имелись свой источник постоянного тока – два пародинамогенератора, паровой штурвал и машинный телеграф. Сегодня в это трудно поверить, но этот пароход вмещал почти 700 пассажиров.

Весной 1911 года представители Северного пароходного общества произвели осмотр пароходов «Н.В. Гоголь» и «Генерал Кондратенко». Работа нижегородцев устроила заказчиков: паропроизводительность котлов оказалась достаточной, пар держался ровно и легко, средняя скорость хода в спокойной воде достигала около 20 верст в час.

В том же 1911 году «Н.В. Гоголь» начал свою первую навигацию на линии Вологда – Архангельск. После 1 июля по мере спада воды он работал на линии Устюг – Котлас – Архангельск, а затем Котлас – Архангельск.

В отличие от других музейных судов, пароход не встал и пока не собирается вставать к месту вечной стоянки, а продолжает служить по назначению

«Н.В. Гоголь» пользовался большим спросом, ведь на нем, кроме прочего, имелись библиотека и хороший буфет с большим ассортиментом угощений и напитков. Пассажиры первого и второго классов звонком вызывали официанта или горничную в каюту, могли пользоваться ванной и постельным бельем. И только эти состоятельные пассажиры допускались на верхнюю палубу.

Кроме них, на пароходе плыли пассажиры третьего класса и... палубные пассажиры, коротавшие время путешествия, сидя на березовых дровах, складированных на нижней палубе. Для них на судне имелись два медных куба с кипяченой водой, подогревавшейся паром. Бывали на борту «Н.В. Гоголя» и необычные «пассажиры»: крестьяне возили коров, лошадей, поросят. Этот «живой уголок» находился на корме, под навесом.

В качестве топлива использовались дрова, и довольно много – 40 кубометров в сутки. Пополнять запасы полутораметровых березовых чурок требовалось примерно через каждые 200 км. Чурки доставляли на судно на специальных тележках, так называемых «медведках», складировали на палубе и потом, при движении парохода, сбрасывали через люк в палубе в котельное отделение. Расстояние от Вологды до Архангельска «Н.В. Гоголь» преодолевал за 82 часа, а обратное, от Архангельска до Вологды, за 115 часов. Для начала XX века, с учетом всех тех удобств, которые предлагались пассажирам, это было совсем неплохо. Ходил пароход до 1 октября, а иногда и дольше. Но тогда билеты уже продавались за более высокую плату. На зимовку судно становилось в Великом Устюге.

В суровые годы начала ХХ века «Н.В. Гоголю» довелось поучаствовать в горячих событиях Гражданской войны и интервенции на Севере. Судно было вооружено и выполняло особые поручения революционного командования, подвозя из тыла к местам боев пополнение, боеприпасы и продовольствие. В отдельный период пароход выступал даже в качестве госпитального судна. В каютах, превращенных в больничные палаты, бойцы проходили лечение, в некоторых были оборудованы операционные.

Очередным испытанием для уже немолодого судна стала Великая Отечественная война. Все военные годы экипаж парохода достойно нес трудовую вахту, являясь одним из лучших на Северной Двине. В 1943 году судно три месяца держало переходящий вымпел Наркомречфлота и пять раз оказывалось на доске почета.

В мирное время «Н.В. Гоголь» вернулся к привычной работе, выполняя рейсы по Северной Двине от Архангельска до Котласа, перевозя пассажиров и различные грузы.

Шло время, на реке появились суда пассажирского класса новых поколений, более совершенные. Казалось, ветерану речного флота пора на заслуженный отдых, но в его жизни произошел неожиданный поворот. Его не отправили на слом, как многих его ровесников. В 1972 году для организации отдыха своих работников пароход приобрело машиностроительное предприятие «Звездочка». О ветеране прекрасно заботились: год от года вместе с корпусным ремонтом обновлялись системы связи, навигации, проводился косметический ремонт помещений. Сердцем парохода до сих пор остается паровая машина, установленная волжскими судостроителями в далеком 1911 году. Можно только восхищаться высочайшим качеством ее изготовления и тем заботливым отношением к раритету, которое проявляют механики «Звездочки»: благодаря им силовая машина, вполне достойная звания музейного экспоната, продолжает исправно вращать колеса дедушки российского речного флота. Современному взгляду непривычно полное отсутствие в машинном отделении пластика. Еще более способствует погружению в прошлое изобилие латунных и бронзовых деталей, надписи и маркировки на которых сделаны еще в дореволюционной орфографии – с ятями, ижицами и другими «старорежимными» буквами. Такие отсылки к прошлому сопровождают пассажиров по всему пароходу: от закладных досок при входе на палубу до гербового клейма сормовской верфи на главном рулевом колесе. Судоремонтники «Звездочки» бережно относятся ко всему этому и насколько возможно сохраняют колорит дореволюционной России.

«Н.В. Гоголь» занимает достойное место в числе поморских достопримечательностей, став одним из туристических брендов Архангельской области

Конечно, за те полвека, что «Н.В. Гоголь» находится под опекой «Звездочки», он менялся: перепланировались внутренние помещения, заменялись изношенные элементы конструкции корпуса, монтировались современные системы, без которых пароход просто не был бы допущен к эксплуатации. Однако модернизация проводилась не в ущерб стилю. Летом 2017 года пароход стал площадкой для съемки сериала «Хождение по мукам», и, как отметили художники съемочной группы, им потребовалось минимальное декорирование для воссоздания атмосферы первых глав романа Алексея Толстого.

Почувствовать эту атмосферу может любой желающий. Пароход много лет выполняет туристические рейсы в акватории Северной Двины, совершая как длительные рейсы, так и короткие прогулки в окрестностях столицы Поморья. «Плавучий музей» «Звездочки» регулярно принимает на борту трудовые коллективы предприятия, отвечая заводу добром за многолетнюю заботу.

«Н.В. Гоголь» занимает достойное место в числе поморских достопримечательностей, став одним из туристических брендов Архангельской области. Причем, в отличие от других музейных судов, пароход не встал и пока не собирается вставать к месту вечной стоянки, а продолжает служить по назначению, выполняя не только туристические, но и представительские функции. На его борт поднимались видные деятели культуры, спорта, политики, дипломаты, представители европейских королевских фамилий... И записи в книге гостей свидетельствуют о том, что гости не остались равнодушными к раритетному пароходу.

Безусловно, «Н.В. Гоголь» – достояние всего Поморья, но для «Звездочки» столетний пароход в первую очередь знак высокого мастерства северодвинских судоремонтников, символ профессионализма. Поддержание его в строю – нелегкая, но почетная ноша, имеющая, кроме прочего, и глубокий этический смысл. Именно поэтому из года в год, из века в век раздается над Северной Двиной приветственный гудок легенды русского речного флота. Именно поэтому в мае 2018 года с открытием очередной навигации белый пароход снова разведет пары, доказывая всем, что возраст не главное!