Первый юбилей

Время рек

Галина Абаева, директор Музея речного флота Волжского государственного университета водного транспорта

Музей речного флота при Волжском государственном университете водного транспорта в Нижнем Новгороде – крупнейшее в России собрание свидетельств всех основных вех развития и созидания речного транспорта нашей страны. Особенно интересно с точки зрения круизного судостроения отражен там XIX век

Экскурсанты с огромным интересом рассматривают модели беляны, расшивы, кабестанов, коноводки и более современных судов – экспозиция музея рассказывает об истории развития грузового и буксирного флота, технического и вспомогательного, пассажирского и скоростного. Здесь представлена и особая для Поволжья тема бурлачества: фотографии, паспорта, бирки бурлаков и огромная диорама, изготовленная по картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге».

Совершая увлекательное путешествие по экспозиционным залам, можно увидеть изобретения выдающегося русского механика Ивана Кулибина – фонарь-прожектор и модель «Водохода». Здесь хранятся подлинные предметы и документы этого знаменитого нижегородца, которого называют «феноменом русской истории».

В музее имеются также разнообразные речные артефакты: пароходные свистки, рупоры, бакены и другие знаки, обозначающие фарватер реки. Украшают и дополняют экспозицию гравюры и картины.

Лекарство от скуки и не только

Вторая половина XIX столетия отличалась активным развитием пароходной техники. 15 мая 1846 года вышел на Волгу первый буксирный пароход одноименного общества, полученный из Роттердама. «Это событие положило начало правильного пароходства на Волге», – написано в «Отчете о деятельности общества «По Волге» за 50 лет».

Врач Захарьин писал, что лучший способ восстановить здоровье и укрепить нервы – это проехаться по Волге от Рыбинска до Астрахани и обратно. Пассажирские перевозки начались на Волге в 1854 году. На протяжении последующих десятилетий активно развивался водный туризм. Поездки по рекам с лечебно-профилактической целью рекомендовались врачами и все шире использовались для укрепления здоровья трудящихся.

Волга становится огромной здравницей. В волжском бассейне действует ряд курортов, сотни санаториев, домов отдыха, пионерлагерей, детских учреждений. Великий русский физиолог академик Иван Павлов и его современники, корифеи отечественной медицины Григорий Захарьин и Сергей Боткин, придавали большое значение отдыху, перемене обстановки, путешествиям для предупреждения и лечения болезней. Терапевт профессор Голубев высказал свое мнение о пользе речных путешествий в середине XX века. «Нигде в Европе не существует такого раздолья и удобств для речных путешествий, как на Волге и Каме, – писал он, – поэтому я считаю лечение речными путешествиями как бы нашим специально русским врачебным средством. По моему мнению, никакие морские и никакие другие путешествия не могут сравниться как таковые с путешествием на удобном речном пароходе; тут нет ни качки, ни морской болезни, ни однообразного, унылого, щемящего у многих сердце вида безграничного моря; тут нет пыли, тряски и прочих неудобств переездов на лошадях и в вагонах».

Пароходы и «Самолет»

30 октября 1853 года учреждается товарищество «Самолет», ставящее своей основной задачей только пассажирские перевозки. Его основатели – отставной капитан российского флота Владимир фон Глазенап и титулярный советник Максимилиан Бехагель фон Адлерскрон.

В 1854 году открыта первая пассажирская линия Тверь – Рыбинск, по которой ходят три парохода: «Рыбинск», «Ярославль», «Тверь». В 1857 году товарищество «Самолет» распространило свою деятельность до Казани, в 1858-м – до Перми, в 1859-м – до Саратова, а в 1861-м – по Оке до Елатьмы.

В середине 1870-х годов в компании насчитывалось уже тридцать семь судов. Их надстройки красили в розовый цвет, а на бортах корпуса рисовали три полосы: красную, белую и снова красную. К национализации речного флота в 1918 году «Самолет» имел сорок два парохода, построенных на крупнейших в Европе заводах «Коккериль» в Бельгии.

15 мая 1846 года на Волгу вышел первый буксирный пароход одноименного общества. Это событие положило начало правильного пароходства на реке

В 1871 году Александр II совершил путешествие по Волге на пароходах «Александр II» и «Императрица Мария». А в 1877 году Василий Немирович-Данченко, писатель и путешественник, писал о поездке на пароходе «Император Александр II»: «Издали точно изящная мраморная вилла, плывущая к нам со всеми своими балконами и карнизами. Всюду была видна лакировка парохода, красное дерево, бронза, плюш и ковры, инкрустации, зеркальные залы и пр. Также роскошно были отделаны и все пассажирские каюты 1 и 2 классов… В общем зале «Александра II» стояли рояли, была библиотека и читальный зал. На пароходе имелись ванны, роскошная кухня, буфет».

Знаменательным событием стал ввод в эксплуатацию в 1882 году парохода «Фельдмаршал Суворов», построенного в Спасском затоне по заказу общества «Кавказ и Меркурий». Он получил признание как самый быстрый, красивый и дорогой пароход. «Быстрый ход, роскошное убранство, необыкновенный простор всех помещений, наконец, устроенное на нем электрическое освещение – на первом из волжских пароходов – сразу завоевали признание публики…» – писали в прессе о «Суворове».

В 1914 году на акционерном обществе «Сормово» по заказу правления общества «Самолет» построили два парохода: «Великая княжна Ольга Николаевна» (с 1918 г. «Володарский») и «Великая княжна Татьяна Николаевна» (с 1919 г. «Спартак»). «Володарский» и «Спартак» – эталоны пароходной техники, суда уникальной судьбы, семь с половиной десятилетий верно служившие Волге. Им довелось быть и речными пассажирскими лайнерами, и агитпароходами, и войсковым транспортом. «Каждый из пароходов был роскошно отделанный, снабженный всеми усовершенствованиями техники и находящийся вне конкуренции по удобствам и комфорту», – писал о них «Нижегородский листок». Очень многие и сегодня вспоминают о путешествиях по Волге на этих замечательных судах.

Позже на Волгу вышли сначала трехпалубные теплоходы, а впоследствии и четырехпалубные круизные лайнеры. Началась новая эпоха.