Первый юбилей

Новый стиль жизни на воде

Дмитрий Курочкин, кандидат технических наук, начальник сектора внешнеэкономической деятельности Северного проектно-конструкторского бюро

В мегаполисах, которые расположены на крупных реках или имеют выход к морю, все более актуальным становится вопрос о появлении плавучих гостиниц, торгово-развлекательных центров и даже плавучих автостоянок. Соответственно подобные проекты вызывают все больший интерес и у предприятий судостроительной отрасли

Чем больше город, тем серьезнее проблемы, связанные с приобретением или арендой земли под строительство капитальных сооружений: офисов, культурных и развлекательных центров, гостиниц, ресторанов и автостоянок (в том числе и так называемых перехватывающих парковок). Наиболее выгодное место их расположения – центральная часть городов, но она, как правило, уже плотно застроена зданиями, во многих случаях являющимися памятниками архитектуры. Прекрасной альтернативой здесь может стать практическое решение, уже применяемое во многих странах: размещение сооружений такого рода на плавучих платформах, или стоечных судах, ошвартованных у набережных городских рек и каналов.

Следует особо отметить важное свойство этих платформ – мобильность: всегда существует возможность их оперативного перебазирования из одной точки города в другую. Например, при проведении масштабных городских мероприятий плавучая автостоянка – один из вариантов обеспечить большую парковочную площадь для автомобилей.

Проектирование стоечных судов, потребность в которых сегодня только возрастает, – одно из направлений деятельности Северного проектно-конструкторского бюро по гражданскому проектированию. Там разработана целая линейка концептуальных проектов стоечных судов различного назначения в таком объеме, который позволяет при необходимости составлять коммерческие предложения.

В первую очередь это плавучая гостиница на 48 мест, обеспечивающая комфортное проживание и все услуги в объеме, регламентируемом для гостиницы трехзвездочного уровня. При этом проект предусматривает как увеличение, так и уменьшение количества номеров, а также повышение уровня комфорта и предоставляемых услуг. Кроме того, в серии проектов разработаны плавучий торгово-развлекательный комплекс и аквапаркинг на 120–200 автомобилей с возможностью обеспечения минимального техобслуживания. Для обеспечения всевозможных зрелищных мероприятий спроектировано сразу несколько стоечных судов, которые могут выполнять роль центров кратковременного питания, безопасности и правопорядка, защиты экологии и опять же решать проблему автопаркинга. Есть в этой коллекции и плавучая сценическая площадка, оборудованная фонтанным комплексом для организации зрелищных мероприятий на воде.

Главная особенность линейки – заложенная в ее концепцию модульность: все проекты объединяет несущий понтон, модуль с определенными габаритными размерами. Это решение позволяет сократить сроки и стоимость строительства, а также расширяет модернизационные возможности сооружения.

Относительно просто реализуемые проекты, которые могли бы стать пилотными для реализации всей программы строительства стоечных судов, – плавучий отель и аквапаркинг.

Плавучий отель предназначен для круглогодичной эксплуатации у набережных рек. В соответствии с проектом электропитание и водоснабжение отеля осуществляется с берега, сточные воды передаются в городскую канализацию. На судне размещаются запасы питьевой воды, топлива и масла для обеспечения функционирования гостиницы в течение трех суток. Для пассажиров спроектированы номера различных типов, Все они оборудованы санитарными блоками (раковина, унитаз, душ). В номерах люкс имеются туалетные комнаты с ванной. В аварийном режиме без электропитания с берега электроснабжение плавучей гостиницы обеспечивается автономным дизель-генератором мощностью 180–200 кВт. Для функционирования отопления и горячего водоснабжения на судне размещена автономная котельная.

Строительство плавучих сооружений может стать одним из приоритетных решений проблемы дефицита земельных территорий

Проект плавучей автостоянки Северное проектно-конструкторское бюро представляло на юбилейной выставке «Нева-2009». Проработка аквапаркинга выполнялась как составная часть проекта создания городской инфраструктуры плавучих сооружений сферы обслуживания жителей и гостей Санкт-Петербурга. Проблема парковки автомобилей в городе, особенно в так называемых зеленых зонах, в высшей степени актуальна. Поэтому проектировщики предложили, например, использовать прибрежную часть невской акватории для размещения стоечных судов – плавучих автостоянок.

Судно предназначено для временной стоянки и проведения при необходимости минимального технического обслуживания 182–200 легковых автомобилей. Такой плавучий паркинг может располагаться в прибрежных речных и озерных акваториях. Расположенные на главной палубе помещения автосервиса способны дополнительно обслуживать один автомобиль на мойке и три в сервисных боксах. В качестве материала корпуса и надстроек, основных фундаментов и подкреплений принята судостроительная низколегированная сталь. Корпус судна и надстройка сварные.

Стоечное судно – аквапаркинг получает электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение с берега. Сточные воды отводятся в городскую канализационную сеть. Для контроля и управления всеми техническими средствами судна предусматривается центральный диспетчерский пункт, расположенный в трюме.

При строительстве серии судов проекты можно без затруднений унифицировать для сокращения сроков строительства и уменьшения стоимости. Во всех проектах заложены модернизационные возможности, позволяющие увеличить или уменьшить судно, упростить конструкцию с целью удешевления стоимости создания и эксплуатации.

Создание нового качества и стиля жизни на воде получает сегодня широкое распространение во многих странах мира, в том числе и в России. Строительство плавучих сооружений может стать одним из приоритетных решений проблемы дефицита земельных территорий. Перспективы развития этого неординарного сегмента рынка недвижимости обнадеживают, а мировой прогресс инновационных технологий и строительных материалов дает широкие возможности для воплощения самых смелых архитектурных идей в реальность. 


Плавучий отель

Длина: 45 м

Ширина: 22 м

Наибольшая осадка: 1,8 м

Количество кают: 50

Пассажировместимость: 140 человек

Габаритная высота над водой: 15 м

Аквапаркинг

Длина: 84,6 м

Ширина: 20,4 м

Наибольшая осадка: 1,8 м

Количество кают: 50

вместимость: до 200 машино-мест

Экипаж: 3 человека

Обслуживающий персонал: 25 человек