Первый юбилей

Творческая работа

Евгений Гладышев, руководитель пресс-службы центра судоремонта «Звездочка»

Судоремонт традиционно находится в тени судостроения. Все чаще звучит радикальное мнение: дескать, концентрироваться надо на новострое… Каким же должно быть сбалансированное решение?

О проблемах и перспективах судоремонта мы беседуем с заместителем генерального директора, начальником управления технического надзора и сервисного обслуживания центра судоремонта «Звездочка» Олегом Антушевым

Олег Геннадьевич, почему технологии ремонта важны не менее, чем строительные?

Ремонт – один из основных этапов жизненного цикла кораблей. Его периодичность и порядок закладываются еще на стадии проектирования. Как правило, у корабля, выходящего из заводского ремонта, показатели по основным характеристикам превышают построечные. Применение новых материалов, новой техники, устранение недочетов проектирования и постройки без замены корпуса, силовой установки и общекорабельных систем существенно экономят государственные средства, отпущенные флоту. Плюс экономия времени. Строительство существенно более долгий процесс.

Уточню, что речь идет о ремонтопригодных кораблях, имеющих запас ресурса.

Планируя ремонт, надо учитывать темпы ввода в строй кораблей следующих поколений. Баланс между строительством и ремонтом должен создаваться исходя из задач сохранения и развития научного и промышленного потенциала обеих отраслей, главным образом путем долговременного планирования работ.

Что может поддержать развитие судоремонта?

Во-первых, строгое следование регламентам ремонта и в части сроков, и в части объемов. Однако такое решение сегодня малодостижимо в силу ограниченности ресурсов. Поэтому следует искать компромисс. Например, выполнять заводские и средние ремонты с модернизацией для кораблей I ранга, имеющих запас ресурса. В остальных случаях ремонтировать по состоянию либо выполнять сервисное обслуживание с продлением срока службы. При этом решения по объемам работ должны основываться на результатах непрерывного мониторинга технического состояния наиболее ответственного корабельного оборудования.

Внедрение такого подхода на атомных подводных лодках проектов 667БДР и 667БДРМ уже позволяет устранить львиную долю организационных и технических проблем. Такой опыт Научно-исследовательского проектно-технологического бюро «Онега» и центра судоремонта «Звездочка» должен применяться и на надводных кораблях. Это позволит планово готовить производство верфи к ремонту.

Необходим механизм, при котором поставка заменяемого оборудования, комплектующих и материалов, разработка ремонтной документации, а также изготовление технологической оснастки будут производиться до постановки корабля в завод. Это особенно важно для больших кораблей, для ремонта которых требуются значительные закупки. В качестве примера можно привести авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», ремонт которого потребует в сжатые сроки изготовить и поставить большое количество оборудования и комплектующих. Подобная специфическая номенклатура может изготавливаться в очень ограниченных объемах. 

Вы лично руководили проектом восстановления этого боевого крейсера. Как выполнялась эта работа?

«Адмирал Кузнецов» – первостепенный, но не единственный корабль из участвовавших в походе к берегам Сирии, на котором «Звездочка» в первом полугодии прошлого года выполняла восстановительные работы. К походу были подготовлены все корабли авианосной группы, в том числе боевые корабли охраны и суда обеспечения. Конечно, наиболее сложной задачей по срокам и объемам было восстановление технической готовности авианосца. Работы выполнялись на базе нашего мурманского филиала «35 СРЗ». На корабле отремонтировано электромеханическое оборудование и системы, модернизированы отдельные радиотехнические комплексы, связанные в первую очередь с обеспечением полетов новых летательных аппаратов МИГ-29К и Ка-52К. Полностью переоборудованы корабельные погреба для размещения нового авиационного боезапаса. При этом корабль не выводился из эксплуатации. Нам приходилось не просто синхронизировать ритм ремонта с ритмом боевой подготовки, но и прилагать огромные усилия, чтобы эта синхронность поддерживалась не только в масштабе суток, но и буквально по часам. Соответствующая дисциплина требовалась и от поставщиков комплектующих, оборудования и всех соисполнителей работ. Работы на корабле проводились круглосуточно в трехсменном режиме. В них были задействованы более трех десятков предприятий. Выполнение работ курировал лично вице-премьер Дмитрий Рогозин. Под началом Военно-промышленной комиссии была создана рабочая группа, координирующая и контролирующая ремонт корабля. Благодаря ее работе нам удавалось в необычайно короткие сроки решать массу сложнейших вопросов – от выработки и согласования технических решений до принуждения поставщиков к жесткому соблюдению графиков.

В результате всех этих усилий корабль фактически приобрел назначение ударного авианосца, способного наносить удары палубной авиацией по наземным целям.

Такие объемы модернизации и ремонта корабля в боевом составе в столь сжатые сроки в нашей истории выполнялись впервые. Наша работа была отмечена правительством и командованием ВМФ.

По завершении похода «Адмиралу Кузнецову» предстоит очередной ремонт?

За 25 лет эксплуатации «Адмирал Кузнецов» ни разу не проходил заводских ремонтов. Его комплексы и системы технически и морально изношены. Но, кроме «Кузнецова», кораблей подобного класса у нас в стране нет. Поэтому правительством было принято решение о проведении его заводского ремонта с выполнением модернизации основных комплексов и систем. «Звездочка» определена головным исполнителем работ. Местом проведения предварительно запланирован наш филиал «35 СРЗ». До конца года будет подготовлен проект госконтракта, определяющий основные параметры и условия работ. После ремонта корабль должен будет прослужить еще минимум десять лет.

Ремонт – один из основных этапов жизненного цикла кораблей
заместитель генерального директора центра судоремонта «Звездочка» Олег Антушев

Проблема в том, что часть оборудования находится в состоянии, требующем агрегатной замены, и многое из этого сегодня мы не имеем возможности производить. Складские запасы также отсутствуют. Потребуется проектная проработка по замене такого оборудования на современные отечественные аналоги. Значительная часть подлежащих модернизации комплексов требует проектирования, стендовых испытаний. Часть из них вопреки сложившейся практике, возможно, придется выполнять, совмещая с корабельными. Отдельный большой вопрос – решение задач обеспечения технического взаимодействия корабельных систем с летательными аппаратами. Проведенный в 2016 году ремонт показал, что следует ожидать проблем, связанных с рассогласованием техзаданий, заключаемых по специализации Военно-морского флота и Воздушно-космических сил. Неминуемо будет возникать необходимость в проведении дополнительных разработок, выявляемых уже на стадии ремонта, а возможно, и испытаний.

«Звездочка» ремонтирует корабли разных проектов. Возможны ли тут общие подходы?

Необходимо переходить от контрактов на конкретные работы к контрактам обеспечения всего жизненного цикла корабля. Долгосрочное планирование – это понимание сроков, объемов и стоимости не только самих ремонтных работ, но и мероприятий по подготовке производства. Это возможность опережающей расшивки узких мест, планирования человеческих ресурсов, межведомственных согласований – всего, что является главным препятствием к поддержанию сроковой и ценовой дисциплины.

«Звездочка» – крупнейшее судоремонтное предприятие России. Как вы воспринимаете этот статус?

Заводу удалось пройти через сложные времена, избежав крупных сокращений, сохранив преемственность поколений. В судоремонте это очень важный фактор профессионализма коллектива.

Ремонт – творческая, чаще всего несерийная работа, которая дает рабочим, инженерам и руководителям не только богатый опыт, но и широкий технический кругозор.

Кроме того, на «Звездочке» удалось сохранить стабильность управления – за 60 с лишним лет работы завода сменилось всего пять генеральных директоров.

Но лидерство – не только почетный статус, но и целый комплекс обязанностей. У нас нет права воротить нос от ремонтируемых кораблей, какими бы проблемными и низкорентабельными эти контракты не были. У нас нет права ждать, пока на других верфях будут отработаны какие-то новые подходы и методики.

Мы обязаны творить, применять, изобретать, учить, тащить за собой и вытаскивать не только судоремонтников, но и машиностроителей.