Первый юбилей

Всегда в авангарде

Александр Малахов, ведущий специалист по связям с общественностью Средне-Невского судостроительного завода

В 2017 году Средне-Невский судостроительный завод отметил свое 105-летие. Все это время на предприятии внедрялись инновационные идеи, которые позволяли успешно развиваться не только самому заводу, но и всему российскому судостроению

Средне-Невский судостроительный завод был новатором в применении электросварки, первым в отечественном кораблестроении освоил строительство тральщиков из алюминиево-магниевых и маломагнитных сплавов и впервые в мире стал выпускать корабли из стеклопластика. И сегодня завод продолжает уделять особое внимание инновациям на всех этапах: от проектирования до утилизации корабля.

Фабрика будущего

Сейчас на базе Средне-Невского судостроительного завода в рамках дорожной карты национальной технологической инициативы по направлению «Технет» готовится к защите проект развития передовых производственных технологий в проектировании и производстве кораблей и судов из композитных материалов, получивший название «Создание фабрики будущего» («Цифровая верфь»). Его цель – создать цифровую платформу с включением этапов проектирования, производства, ремонта и обслуживания изделий судостроения, обеспечить рост объемов производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции, «цифровизацию» всего жизненного цикла продукции, создав тем самым условия для лидерства в отрасли.

Предполагается, что проект будет реализован в два этапа. Первый пройдет с 2018 по 2020 год. Затем модель цифровой верфи, отработанную на заводе, планируется применять на других отечественных верфях.

Масштабная «цифровизация» процессов подготовки производства, самого производства и взаимоотношений с заказчиками на этапе эксплуатации продукции позволит существенно снизить затраты и обеспечить конкурентные преимущества на глобальных рынках.

В процессе реализации проекта «Цифровая верфь» предполагается работа с соисполнителями, в том числе с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого и Центром компьютерного инжиниринга, которые обладают ключевыми компетенциями в области цифровой сертификации, основанной на виртуальных испытаниях как отдельных компонентов, так и изделия в целом. Это сотрудничество предполагается реализовать в процессе работы над новой продукцией из портфеля заказов предприятия, что поспособствует диверсификации производства.

Тральщики и охотники

Основным направлением деятельности завода традиционно является серийное строительство кораблей противоминной обороны. В производстве этой продукции предприятие уже около 80 лет считается монополистом на российском рынке. Начиная с 1939 года на Средне-Невском заводе построено более 200 кораблей противоминной обороны для ВМФ России и иностранных заказчиков.

Сегодня большинство кораблей этого класса физически и морально устарели, изменилась и концепция поиска и обнаружения неподвижных снарядов – заказчику нужны не просто корабли, способные осуществлять траление мин, а многофункциональные суда, способные совмещать функции тральщика и минного охотника. Для выполнения этой задачи корабли нового поколения оснащаются специализированными управляемыми подводными аппаратами, применение которых позволяет осуществлять дистанционный поиск и уничтожение мин, не заходя в минное поле. Новые корабли противоминной обороны несут на борту подобные аппараты, а также беспилотные катера-инспекторы, существенно расширяющие дальность поиска и обнаружения миноподобных объектов. Плюс к этому важным фактором является снижение собственных физических полей корабля в результате использования новых немагнитных материалов при их строительстве.

Средне-Невский судостроительный завод предлагает своим иностранным заказчикам новые, разработанные в XXI столетии проекты – противоминный корабль базовый зоны проекта 12701 и рейдовый тральщик проекта 10750Э. Важно отметить, что проектные решения и новые технологии строительства этих кораблей успешно отработаны заводом на головных образцах.

Основной задачей при создании корабля проекта 12701 было обеспечение его средствами поиска и нейтрализации любых типов мин на безопасной для него дистанции. При этом достоверность и надежность противоминных действий при поиске и нейтрализации мин не зависит ни от акустической помехи, генерируемой собственно кораблем, ни от гидрологических условий конкретного района моря.

Назначение же рейдового тральщика проекта 10750Э – борьба с минной опасностью в зоне внутренних рейдов, гаваней и прибрежных фарватеров – в самых неудобных и труднодоступных с точки зрения мореплавания местах, где не могут полноценно работать ни базовые тральщики, ни вертолеты-тральщики.

Помимо этого в рамках государственного оборонного заказа Средне-Невский судостроительный завод выполняет опытно-конструкторскую работу по созданию нового тяжелого механизированного моста взамен тех, что стоят сейчас на вооружении в инженерных войсках.

Опираясь на большой опыт строительства конструкций из композитных материалов, завод прорабатывает вариант мостового пролета на шасси автомобиля КамАЗ в соответствии с тактико-техническим заданием, полученным от заказчика. Пролеты моста практически полностью изготавливаются из композитных материалов. Исключение составляют лишь опоры и шарнирные соединения, выполненные из металла.

Длина одного пролетного строения механизированного моста, выполненного из композитных материалов, будет составлять пятнадцать метров при ширине проезжей части в четыре метра. Расчетная масса пролета с промежуточной опорой – не более шести тонн.

Композиты и пассажиры

Сегодня заводом решается задача создания инновационных видов продукции, востребованных и в гражданском судостроении. Яркий пример применения композитов в судостроении – пассажирский катамаран проекта 23290. Его разработкой и проектированием также занимался Средне-Невский судостроительный завод. Высокая эффективность использования в проекте композитов была показана здесь еще на этапе эскизного проекта.

Ввиду отсутствия опыта сертификации судов подобных классов, завод совместно с Российским морским регистром судоходства разработал требования к материалам и судам, изготовленным из них. Одновременно при проектировании были созданы композиционные материалы и выработаны методы их испытаний, правила проектирования и расчета прочности, а также порядок их сертификации.

Катамараны обладают хорошими маневренными качествами, устойчиво держатся на курсе как на переднем, так и на заднем ходу, хорошо управляемы и хорошо противостоят качке на спокойной или взволнованной поверхности воды. В сравнении с эксплуатируемыми судами типа «Метеор» у них есть немало конкурентных преимуществ: высокая мореходность, малая осадка, меньшие эксплуатационные расходы и стоимость обслуживания, высокая скорость, большая пассажировместимость, низкий уровень шума, ремонтопригодность, быстрота и безопасность посадки-высадки пассажиров, комфортность размещения в салоне, современные стандарты отделки и возможность установки на борту бара-киоска, что обеспечивает дополнительные доходы оператора судна.

Еще один инновационный проект, реализуемый заводом, – многоцелевой катер Р1650 «Рондо». Это пример не только гармонии металлического корпуса и композитной надстройки, но отличного сочетания цены, эргономики и вешнего вида изделия.

Модель цифровой верфи, отработанную на Средне-Невском судостроительном заводе, планируется применять на других отечественных верфях

Головной катер серии был построен заводом по заказу государственной структуры в 2015 году. Корпус изготовлен из стали, а надстройка и палуба – из стеклопластика. Судно отличает малая осадка, большая пассажировместимость, мореходность и автономность. Конструкция корпуса допускает отстой катера в зимний период на воде с вмерзанием в лед, что существенно сокращает затраты на его эксплуатацию. Композитные палуба, рубка и элементы обстройки обеспечивают высокое качество отделки катера и низкие затраты на обслуживание.

Немаловажно и то, что сегодня в рамках общей модернизации предприятия на заводе производится реконструкция судоспускового устройства. Это позволит Средне-Невскому расширить линейку выпускаемых кораблей и судов, в том числе и более тяжелых, из металла.

Завод продолжит строительство тральщиков, это его основная программа. Но помимо нее предприятие планирует заниматься строительством боевых, пограничных и сторожевых кораблей для федеральных служб России, а также вспомогательных и гражданских судов различного назначения. Например, учитывая возникший сегодня устойчивый интерес к рыболовной тематике, Средне-Невский судостроительный завод сможет участвовать и в этой программе: предприятию вполне по силам строить средние рыболовные морозильные траулеры длиной до 80 метров, в том числе и из композитов.

Материал будущего

В настоящее время на заводе запущено сразу несколько параллельных процессов: обсуждаются технические регламенты, есть интересные точки взаимодействия с Уралвагонзаводом, Росатомом, прорабатываются проекты по изготовлению лопастей для ветроэнергетики, ведутся работы с заказчиками из реального сектора экономики. Например, для государственного унитарного предприятия «Водоканал» завод разрабатывает емкости и трубопроводы для систем хранения агрессивных сред. Композиты – единственное эффективное решение проблем химической коррозии.

Нельзя не сказать и еще об одном важном начинании: при участии Композитного кластера Санкт-Петербурга и поддержке технической дирекции Объединенной судостроительной корпорации формируется группа экспертов-судостроителей и специалистов по производству современных композитных материалов. Задача этой группы – создать каталог судовых изделий, которые было бы целесообразно производить из композитов, а затем силами участников кластера и ОСК внедрить первые опытные партии в реальное судостроение. Эта инициатива должна придать импульс развитию отечественного судостроения в сфере применения самых современных материалов. Ряд новейших разработок планируется внедрить в серийное производство. При успешной реализации этого проекта можно будет масштабировать его и на другие отрасли промышленности.