Первый юбилей

«НЕВА-2017». Итоги

Александр Наволоцкий, директор департамента развития поставщиков и координации опытно-конструкторских работ (ОКР)

В сентябре в Северной столице состоялась 14-я Международная выставка гражданского судостроения «НЕВА-2017»

Одним из ее ключевых мероприятий стал организованный ОСК круглый стол «Развитие гражданского судостроения и вопрос локализации судового комплектующего оборудования». В нем приняли участие более 200 представителей разных компаний – российских и зарубежных, что не удивительно: тема необычайно актуальна

Перспективы гражданского судострения

Ситуация в российском гражданском судостроении во время круглого стола была описана так: есть задача и есть возможность строить гражданские суда по нескольким направлениям – рыбопромысловому, грузопассажирскому научно-исследовательскому и другим, наиболее востребованным в настоящее время отечественными заказчиками. На верфях ОСК может строиться гражданский флот любой сложности и практически любого тоннажа. В последнее время для строительства корпусов судов применяются отечественные материалы – сталь и композиты, однако российская промышленность в настоящий момент не производит судового комплектующего оборудования нужного уровня, востребованного гражданским заказчиком. Речь идет, например, о пропульсивном комплексе, грузоподъемном, якорно-швартовом, электрическом оборудовании, системах жизнеобеспечения экипажа и пассажиров. Сегодня в России эта продукция производится в основном для военного кораблестроения. Гражданский заказчик – эксплуатант судов требует строить на предприятии ОСК судно с определенными характеристиками (как правило, это суда по иностранным проектам). У него имеется перечень судового комплектующего оборудования, зарекомендовавшего себя и имеющего отличные эксплуатационные характеристики, поэтому заказчик настаивает на его использовании. Если бы речь шла о строительстве одного-двух судов в год, проще было бы купить все комплектующие за рубежом. Раньше так и происходило. Но когда речь идет о строительстве десятков судов в год, отдавать значительные средства на поддержку зарубежной промышленности как минимум нецелесообразно. Российские судостроители не готовы рассматривать прямой импорт большинства изделий иностранного производства. Пусть привозят сюда технологии, размещают свои производства на территории России. Это особенно актуально, если суда строятся с привлечением государственного финансирования, если получены государственные гарантии или государство участвует в строительстве.

Наши зарубежные партнеры могут привести резонный аргумент: им не выгодно строить здесь, в России, завод, чтобы штучно производить оборудование. И это понятно – наш рынок не настолько велик. Однако существует способ снизить инвестиционную нагрузку на зарубежных участников: не нужно строить завод в чистом поле, нужно постараться найти себе в России технологического партнера. Мы говорим российскому производителю: «Коллеги, покажите, что в линейке вашей продукции соответствует мировому уровню – и мы будем рассматривать вас как потенциальных поставщиков судового комплектующего оборудования».

Договориться на берегу

Есть зарубежные компании, которые давно приняли подобное решение, основываясь на собственных оценках экономической ситуации и просчитав свои риски. Например, австрийская компания Palfinger и завод кранового оборудования «Инман» в Башкирии – действующий завод, который строился как завод автомобильных кранов, но сейчас там начинают производить и судовые краны. Еще один пример: завод лакокрасочных покрытий Hempel в Ульяновске. Он был построен с нуля, и компания не просила никаких гарантий сбыта, самостоятельно оценив свои риски на российском рынке. Для нас эти поставщики уже поставщики российские – они российские юридические лица и поставляют товар, произведенный в РФ, за рубли, делая все положенные отчисления в государственный бюджет.

Вся эта информация была донесена до участников круглого стола в Санкт-Петербурге. ОСК выступила организатором встречи, но позиция, озвученная выше, поддерживается не только нашей корпорацией.

Первый доклад на круглом столе сделал Николай Шабликов, заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга. Он говорил о перспективах гражданского судостроения и о мерах господдержки, которую оказывает отрасли министерство: это и специальные инвестиционные контракты, и субсидии для разработчиков оборудования, и другие меры. Дмитрий Пряхин, директор департамента маркетинга и продаж ОСК, рассказал о трендах рынка гражданского судостроения. Мое выступление было посвящено критериям локализации и деятельности ОСК для ее регламентирования.

ОСК – государственная корпорация, поэтому мы отстаиваем интересы государства, но соблюдая при этом и интересы заказчика

В настоящее время в России локализацию регулирует постановление правительства №719, введены разные критерии локализации для тяжелой техники, станкостроения, фотоники, автомобилестроения и другой продукции. Продукция судостроения до недавнего времени полностью отсутствовала в этом перечне. В ОСК разработали критерии, согласовали их с Крыловским государственным научным центром и с проектно-конструкторскими бюро, обсудили с отечественными и иностранными производителями и направили в Министерство промышленности и торговли РФ.

Полагаем, что введение критериев для продукции судостроения и судового машиностроения, с одной стороны, поддержит российских производителей, а с другой – простимулирует иностранцев участвовать в локализации производства в РФ. Участники круглого стола восприняли идею положительно, и практическим ее воплощением стало подписание на выставке «Нева-2017» шести соглашений о сотрудничестве между ОСК и зарубежными компаниями: австрийской Palfinger, немецкой Schottel, испанской Acopafi, хорватской Vulcan Nova и японских Yanmar и Maekava. При этом для ОСК особенно важно, что все эти компании давно присутствуют на мировом рынке судостроения и имеют репутацию надежных производителей.

Соглашение с фирмой Acopafi касается производства интерьеров и судовой мебели. Для пассажирских судов интерьер играет важную роль, а производителя судовых интерьеров высокого класса в стране нет. В России имеются производители судовой мебели, но она, как правило, утилитарно-бытового назначения и не востребована заказчиком круизных судов.

Общие интересы

Первый шаг сделан. Следующим этапом станет подтверждение Минпромом критериев локализации в судостроении, их законодательное утверждение. Далее – этап очного знакомства иностранных производителей и российских партнеров, составление дорожных карт по реализации проектов. Важно определить номенклатурный ряд: что именно будет производить зарубежная компания или совместное предприятие у нас, в России. Эту номенклатуру судостроительные предприятия смогут предлагать заказчику в формате пакетного решения.

При этом важен вопрос цены изделия и факторы, влияющие на ее уменьшение и увеличение. Рабочая сила и электроэнергия в РФ дешевле, налоговые условия мягче, чем в Европе, – это плюс. С другой стороны, существуют ввозные пошлины. Ситуация почти парадоксальная: готовые изделия облагаются по нулевой ставке, а комплектующие по ставке до 15%. Конечно, в целом производители будут стремиться сделать продукцию дешевле или хотя бы предлагать по той же цене, что и зарубежные аналоги, иначе в локализации производства не будет смысла.

Мы постоянно говорим, что ОСК – государственная корпорация, поэтому мы отстаиваем интересы государства, но соблюдая при этом и интересы заказчика. Мы стремимся создавать свою продукцию надлежащего качества за адекватные деньги и в установленные сроки. Именно поэтому мы уделяем такое внимание переносу технологий и производства иностранного оборудования на территорию Российской Федерации.

С этой целью мы разрабатываем критерии данной программы, организуем круглые столы, разъясняем российским производителям политику локализации и помогаем иностранным спрогнозировать их будущее в России.

Клуб профессионалов

На выставке «Нева-2017» также прошли семинары-совещания по вопросам проектного управления и отработки взаимодействия между конструкторскими бюро и верфями ОСК в проектах гражданского судостроения. Руководил семинарами вице-президент по техническому развитию ОСК Дмитрий Колодяжный, а участвовали в них представители предприятий корпорации, которые курируют на местах программно-проектное управление, методы и методики проектирования и управления производством, а также информационные технологии. В рамках семинаров были обсуждены вопросы управления в части проектирования и строительства судов, организации процессов материально-технического обеспечения, создания цифровых моделей, а также сервисного обслуживания и поддержки эксплуатации.

Традиционно не обошли вниманием арктическую тему. 19 сентября на выставке «Нева-2017» при поддержке Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике и Центра стратегических оценок и прогнозов состоялся круглый стол «Международные горизонты экологического сотрудничества в Арктике. Защита арктической морской среды», в котором мы приняли участие. Нужно отметить, что ОСК уверенно лидирует в проектировании и строительстве судов и морской техники арктического класса. Сейчас на верфях корпорации строятся полтора десятка таких судов, включая шестидесятимегаваттные атомные ледоколы-гиганты для работы в Арктическом регионе.

Введение критериев локализации поддержит российских производителей и простимулирует иностранцев переносить производство в РФ

Одним из важных направлений работы выставки «Нева-2017» стало также обсуждение необходимости строительства грузовых, пассажирских и круизных судов внутреннего и смешанного плавания (река-море). В том числе специализированного, портового, служебно-вспомогательного и рыбопромыслового флота.

Особое внимание в связи с этим привлекли вопросы использования новых инструментов государственной поддержки. Актуальной остается проблема модернизации существующих и создания новых мощностей, судостроительных и промышленных кластеров для строительства крупных и среднетоннажных судов, обновления коммерческого флота для транспортировки грузов и создания морской техники для обеспечения добычи природных ресурсов на континентальном шельфе.

Сегодня «Нева» – крупнейшая гражданская морская выставка в своем классе в Восточной Европе и на всем постсоветском пространстве – более шестисот фирм и компаний из 36 стран приняли в ней участие со стендами, коллективными, отраслевыми или индивидуальными экспозициями.

Представители ОСК много общались

с коллегами-участниками и часто слышали от них: «Мы хотим быть поставщиками, мы будем лучшими в России. Подскажите нам пути, подскажите, с какими партнерами иметь дело». То есть участниками нашего сегмента рынка ОСК рассматривается также как большой информационный хаб, к которому многие хотят подключаться. И от наших профессионалов сегодня зависит, в каком направлении двинется тот или иной процесс в судостроительной отрасли. Мировое сообщество рассматривает нас как клуб профессионалов – таких, которые могут дать надежную информацию производителям разного оборудования – как зарубежным, так и российским. Что касается последних, то они, как правило, делятся на две категории: действующие поставщики преимущественно военной продукции, желающие производить гражданскую, и представители других, смежных отраслей промышленности, которые ранее не имели отношения к судостроению, но за счет того, что сейчас на многих предприятиях происходит модернизация, закуплены новейшие станки, готовы рассмотреть возможность производства продукции для судостроения. Мы ожидаем большого прорыва в переносе технологий и освоении производства новых продуктов. Это получилось в автопроме, станкостроении, строительной отрасли, химии. Очередь наконец дошла и до тяжелого машиностроения, энергетики… Должно получиться и с судостроением. Конечно, получится!