Первый юбилей

105 лет Северной верфи

Игорь Ивановский, директор музея истории завода «Северная верфь»

Северная, или Путиловская, верфь основана 14 ноября 1912 года и с самого начала задумывалась как высокотехнологическое предприятие. При ее сооружении использовался передовой мировой опыт того времени, привлекались лучшие подрядчики и специалисты из Германии и Голландии

За столетнюю историю здесь построено около 600 надводных кораблей и коммерческих судов, в том числе ракетные крейсера, корабли противовоздушной обороны, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы, пассажирские и сухогрузные суда, контейнеровозы, суда типа «ро-ро», балкеры, буксиры, суда снабжения, паромы и плавучие доки.

Военное кораблестроение

Северная верфь всегда ориентировалась на создание военных кораблей с самыми новейшими техническими характеристиками скорости, маневренности, вооружения и других параметров.

Линейку лидерства в 1913 году открыл первый в отечественном флоте эскадренный миноносец «Новик» с паровыми турбинами и нефтяным отоплением котлов. «Новик» превзошел по боевым возможностям не только своих предшественников, но и корабли этого класса иностранных флотов. Позднее, под именем «Яков Свердлов», он стал флагманом бригады эсминцев Балтийского флота.

Еще одно построенное в 1913 году инновационное для своего времени специализированное двухкорпусное судно «Волхов» (после 1922 года «Коммуна») поднимало со дна подлодки, военные корабли, суда, танки, самолеты и автомобили. «Коммуна» по-прежнему несет вахту в составе Черноморского флота.

Строительство советского флота на Северной верфи началось с паротурбинного сторожевика «Ураган» проекта 2. Закладка серии из шести кораблей этого проекта состоялась в 1927 году. Им присвоили имена: «Ураган», «Тайфун», «Смерч», «Циклон», «Гроза» и «Вихрь». Из этих кораблей составили отдельный дивизион, прозванный советскими моряками «дивизионом плохой погоды». В задачи сторожевиков входили разведка, сопровождение и охрана кораблей и конвоев от нападения подводных лодок, борьба с самолетами противника. До 1937 года было построено 18 сторожевых кораблей этого проекта и его модификаций.

В первой половине 60-х для советского ВМФ на верфи по проекту 58 были построены четыре первых ракетных крейсера: «Грозный», «Адмирал Фокин», «Адмирал Головко» и «Варяг».

Одновременно на заводе велось строительство пяти единиц больших противолодочных кораблей проекта 61. Они стали этапными не только в отечественном, но и в мировом военном кораблестроении, как первые достаточно крупные корабли с газотурбинной установкой.

Противолодочное направление в составе ВМФ отмечено строительством в конце 60-х годов четырех больших противолодочных кораблей проекта 1134 и десяти – проекта 1134А. В 1970-е годы с учетом потребности ВМФ в противолодочных кораблях меньших размеров было построено шесть кораблей проекта 1135, а во второй половине 80-х годов – четыре больших противолодочных корабля проекта 1155.

Крупносерийное строительство эсминцев проекта 956 на Ленинградском судостроительном заводе им. А.А. Жданова (прежнее название Северной верфи) началось в 1976 году закладкой головного корабля. До 1994 года было построено 17 единиц кораблей этого проекта для ВМФ СССР, а затем и России, а в период 1997–2000 и 2002–2006 гг. построено два корабля проекта 956Э и два корабля проекта 956ЭМ для ВМС Китая.

В 2000 году на Северной верфи началось строительство серии корветов проекта 20380, а с 2006-го – серии фрегатов проекта 22350. Сегодня на предприятии действует долгосрочная программа строительства кораблей, рассчитанная до 2020 года. Это фрегаты проекта 22350, корветы проектов 20380, 20385 и 20386, судно связи проекта 18280 и суда тылового обеспечения проекта 23120.

Гражданское судостроение

Северная верфь начала строительство судов гражданского флота с 1924 года. Всего на верфи построено более 280 судов различного назначения. Первыми стали товаропассажирские рефрижераторы «Алексей Рыков» и «Ян Рудзутак», построенные для перевозки грузов и пассажиров из Ленинградского порта в Англию и обратно. Оба судна были сданы заказчику в 1928 году. С 1927 по 1930 год на верфи построено еще четыре теплохода с более мощной дизельной установкой.

В 1930–1934 годах со стапелей сошли два специализированных судна для перевозки леса – «Старый большевик» и «Мурманлес» и шесть сухогрузных судов водоизмещением около

11 тыс. тонн, первые из которых – сухогрузы «КИМ» и «Комсомол» – открыли сообщение с Америкой. В 1931–1937 годах на заводе было построено 56 рыболовных траулеров типа «РТ» для использования в дальневосточных морях.

Позднее, в 1956–1961 годах, на заводе была создана большая серия – 21 судно нефтеналивных танкеров по проекту 437Н и 437НМ для рыбной промышленности.

С 1957 по 1960 год проведены работы по переоборудованию сухогрузных теплоходов финской постройки в научно-исследовательские суда «Петр Лебедев» и «Сергей Вавилов».

В 1958 году завод приступил к строительству серии из девяти пассажирских судов по проекту 592 для азовско-черноморских и каспийских линий. В конце 60-х годов было построено четыре автомобильно-пассажирских парома-ледокола по проекту 1731 для паромной переправы Ломоносов – Кронштадт.

В 1962 году началось строительство серии лесовозов по проекту 596. Суда предназначались для перевозки леса и пакетированных пиломатериалов из северных портов страны в ледовых условиях. Головное судно было сдано заказчику в июне 1963 года, а всего было построено 22 лесовоза. В 1967 году два судна – «Невель» и «Боровичи» – были переоборудованы в научно-исследовательские суда для работы с космическими аппаратами.

Северная верфь всегда ориентировалась на создание военных кораблей с самыми новейшими техническими характеристиками скорости, маневренности и вооружения

В период с 1976 по 1978 год четыре лесовоза проекта 596 переоборудованы в плавучие измерительные пункты для получения телеметрической информации с управляемых космических аппаратов и связи с космонавтами. Проект выполнен Центральным конструкторским бюро «Балтсудопроект». Первое судно, «Космонавт Владислав Волков», передано в декабре 1976 года, второе, «Космонавт Георгий Добровольский», – в июне 1978 года и последнее, «Космонавт Виктор Пацаев», – в ноябре 1978 года.

В 1973 году по проекту 1877 построили правительственный теплоход «Россия» для прогулочных рейсов по рекам, озерам, водохранилищам без ограничений по погоде, судно могло также выходить в прибрежные морские районы. В 2004–2005 годах на верфи проведена его модернизация.

В 1970–1975 годах были построены два спускоподъемных дока грузоподъемностью 10 тыс. тонн по проекту 1769.

В период с 1968 по 1975 год на заводе создана большая серия из 36 сухогрузных судов типа «Пятидесятилетие комсомола» по проекту 1562, который был разработан тем же бюро «Балтсудопроект». Судно предназначалось для перевозки генеральных грузов и промышленного оборудования с широким диапазоном использования погрузочной кубатуры. Головное судно передано Азовскому морскому пароходству.

В феврале 1974 года впервые в истории отечест венного судостроения завод им. А.А. Жданова приступил к постройке по проекту 1607 серии из 14 судов с горизонтальным способом грузообработки и уникальным для своего времени носовым аппарельным устройством. И снова проектант – Центральное конструкторское бюро «Балтсудопроект». Судно предназначалось для перевозки колесной техники, ролл-трейлеров, пакетированных генеральных грузов в большегрузных пакетах, как на поддонах, так и без них, а также контейнеров международного стандарта, в том числе двадцати рефрижераторных. При выполнении корпусных работ впервые стали использовать математическую модель корпуса, созданную с применением отечественной ЭВМ первого поколения «Минск-32».

Главное достижение последних лет в области гражданского судостроения для Северной верфи – выход на рынок строительства судов снабжения морских буровых платформ Западной Европы. Северная верфь впервые в отечественном судостроении осуществила строительство под ключ двух судов снабжения морских буровых платформ для заказчиков из Норвегии. При этом в распоряжении верфи остались отработанные технологии, специальная оснастка и, что самое главное, опыт полноформатного строительства современных судов – снабженцев буровых платформ, практически отсутствующий в отечественном судостроении.

Северная верфь сегодня

Сегодня производственные мощности Северной верфи позволяют вести серийное строительство, ремонт и модернизацию боевых надводных кораблей и судов водоизмещением до 12 тыс. тонн. На территории предприятия расположены корпусообрабатывающее, корпусосборочное и трубообрабатывающее производства, эллинг, несколько открытых стапельных мест, оборудованных кранами грузоподъемностью до 100 тонн, плавучий док, трансбордерное устройство и достроечная набережная.

Технологические возможности предприятия позволяют строить коммерческие суда различного назначения, в том числе ледоколы, с основными размерами по длине 170 м и шириной до 28 м. Поточно-позиционный метод постройки позволяет обеспечить одновременное строительство до 35 заказов по десятку различных проектов.

Верфь строит коммерческие суда в соответствии с требованиями различных классификационных обществ и имеет лицензии на все виды деятельности по коммерческому судостроению.

Продолжаются государственные испытания фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350. На фрегате внедрено рекордное количество инновационных конструкторских разработок, делающих этот корабль одним из самых грозных для противника. Продолжаются швартовные испытания фрегата «Адмирал флота Касатонов», а также строительство других фрегатов серии – «Адмирал флота Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков». Проект фрегатов разработан Северным проектно-конструкторским бюро.

В мае 2017 года состоялся спуск на воду спроектированного конструкторским бюро «Айсберг» судна связи проекта 18280 «Иван Хурс», предназначенного для обеспечения связи, управления флотом и ведения разведки. Уже начались его швартовные испытания. После прохождения государственных испытаний до конца 2017 года судно связи будет передано Военно-морскому флоту России.

По заказу Министерства обороны Северная верфь выполняет строительство пяти корветов: по проектам 20380 («Ретивый» и «Строгий»), 20385 («Гремящий» и «Проворный») и 20386 («Дерзкий»). Разработчик проектов – Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз». В июне 2017 года корвет «Гремящий», головной корабль проекта 20385, спущен на воду.

Головное судно тылового обеспечения проекта 23120 «Эльбрус», строящееся для вспомогательного флота по заказу Минобороны России, завершает государственные испытания. В ноябре 2016 года судостроители спустили на воду судно тылового обеспечения «Всеволод Бобров» этого же проекта. Сейчас на нем продолжаются достроечные работы.

на Северной верфи возможно вести серийное строительство, ремонт и модернизацию кораблей и судов водоизмещением до 12 тыс. тонн

В августе 2017 года издание «Деловой Петербург», учредившее премию «Предприятие года», наградило лучшие промышленные предприятия Петербурга и Ленинградской области. Судостроительный завод «Северная верфь» назван крупнейшим экспортером отрасли. Победа в номинации «Крупнейший экспортер» стала возможной благодаря работам корабелов по исполнению экспортных контрактов.


Мы сейчас работаем над проектом модернизации Северной верфи. Благодаря этому проекту у предприятия появятся дополнительная стапельная площадка и эллинг, которые позволят расширить линейку выпускаемой продукции до крупнотоннажных кораблей и судов массой до 25 тыс. тонн, в том числе газовозов и нефтеналивных танкеров. На предприятии есть свое компетентное конструкторское бюро. По гражданской тематике готовы работать Северное проектно-конструкторское бюро, Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» и конструкторское бюро «Вымпел». Поскольку доля военных заказов будет неизбежно снижаться, наша приоритетная задача – привлечь частных заказчиков. Благодаря «квотам под киль» в качестве потенциальных клиентов мы рассматриваем прежде всего рыболовецкие компании и уже в активной фазе переговоров с некоторыми из них.
Генеральный директор Северной верфи
Игорь Пономарев