Первый юбилей

Легендарному директору - 80!

Наталия Мурушкина, пресс-секретарь завода «Красное Сормово»

При поддержке Нижегородского музея истории завода «Красное Сормово» и Музея истории ВМФ России

17 ноября 2017 года – знаменательная для завода «Красное Сормово» дата – восьмидесятилетний юбилей главного сормовского корабела Николая Жаркова

«Красный директор», «человек-эпоха», «некабинетный директор» – так в отрасли всегда называли Жаркова и называют по сей день. Коллеги, партнеры и заводчане ценят его за опыт и знания, как человека слова и дела. За 33 года у руля предприятия им сделано столько, сколько среднестатистическому руководителю вряд ли под силу. А для Жаркова самое то! Поэтому и личность он легендарная, и завод на ведущих позициях в судостроительной отрасли. Под его руководством на верфи построено свыше 400 судов различного типа, в том числе 65 подводных лодок, 26 из них с атомными энергетическими установками, а также 25 глубоководных спасательных аппаратов. Николая Жаркова знают и уважают в Нижнем Новгороде и далеко за его пределами – да, по сути, везде, где ходят сормовские суда. Сам он не раз признавался, что завод стал для него и жизнью, и судьбой. И в этом несложно убедиться, читая биографию легендарного директора.

Путевка в отрасль

Принято считать: как человек относится к семье, такое отношение у него и к своей стране, к тому, что он для нее делает.

И что бы там ни говорили, но отношение это формируется исключительно воспитанием. Трудолюбие и ответственность, порядочность и целеустремленность – главные качества, которые были привиты Жаркову с самого детства. Его родители – отец Сергей Кондратьевич и мать Нина Карповна – работали в колхозе в Пятигорске. На юном Николае и его сестре Валентине держалось все домашнее хозяйство с садом и огородом. За счет него и выживала семья в 30–40-х годах. Окончив школу с золотой медалью, Жарков поступил на энергомашиностроительный факультет Ленинградского политехнического института. Как большинство молодых людей в то время, хотел работать в авиации. Но в 1961-м, после окончания института с красным дипломом, молодого специалиста направили на завод «Красное Сормово».

Так начался его сормовский трудовой стаж, который длится уже более 56 лет. Отличная эрудиция, работоспособность и стремление доводить начатое до конца заметно выделяли его среди сотрудников. Жарков не боялся трудностей. Там, где никто другой не справлялся, у него все получалось. Самые проблемные участки работы он превращал в образцовые, это и был его путь к руководству заводом.

Конечно, быть судостроителем я не мечтал, тем более не думал стать директором такого завода.
Работая на строительстве атомных подводных лодок, брал пример с таких начальников цехов, как Жемчужников, Анохин, Феоктистов, Гершман. Думал, что когда-нибудь и я смогу возглавить цех. А назначение главным инженером, директором воспринимаю как стечение обстоятельств. И когда министр Игорь Белоусов настойчиво предлагал стать его заместителем, я искренне отказался: мне больше нравится работа с людьми, решение конкретных задач, а не кабинетная работа. К должностям, мягким креслам я никогда не стремился.

60-е. Жарков – строитель

Николай Сергеевич Жарков – кандидат технических наук. Он прошел все ступени профессионального роста – от строителя судов до генерального директора. Его трудовая деятельность – образец патриотизма, беззаветного служения долгу и Отечеству. О его жизни, неразрывно связанной с сормовским заводом, опубликованы десятки статей, вышел ряд книг, таких как «Жарков. Легендарный директор легендарного завода», «Красное Сормово»: завод и люди», «Слово о генеральном директоре». Главные исторические вехи завода с начала 1960-х годов ХХ века стали и главными вехами в биографии и судьбе его генерального директора.

Когда в 1961 году Николай Жарков пришел на завод, началось строительство дизель-электрических подводных лодок проекта 651. Под это производство в 1962–1963 годах создавались новые отделы и лаборатории. Жарков был назначен старшим строителем новой центральной физической заводской лаборатории, а в 1963 году переведен в производственный отдел автоматики. В этот период на заводе строились суда на подводных крыльях, сухогрузные теплоходы нового класса смешанного, «река – море» плавания (проект 1557), морские железнодорожные паромы, энергоблоки. Но ключевое внимание уделялось строительству атомного ракетоносца проекта 670 «Скат» – первого в мире атомного подводного крейсера с крылатыми ракетами подводного старта. Молодого специалиста Николая Жаркова направили на учебу в Обнинск, где готовили операторов по управлению атомными реакторами, а потом в Северодвинск, где атомные подводные лодки уже вовсю строились.

На «Красном Сормове» головная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 670 была заложена 9 мая 1964 года на стапеле цеха СК-3. Она стала первой сормовской подводной лодкой второго поколения.

Корабль получился удачным, подобных подводных лодок за рубежом не было и нет до сих пор.
Головная атомная подлодка проекта 670 получила высокую оценку командования ВМФ и правительства страны.

Благодаря полученным знаниям и своим неординарным способностям Жарков стремительно рос как профессионал. Он был в самой гуще событий заводской жизни. В 1964 году его назначили старшим строителем отдела главного строителя, в 1965 году – заместителем начальника судомонтажного цеха №2.

Строительство и сдача первого головного корабля – огромная, чрезвычайно ответственная работа, требующая усилий всего трудового коллектива. Вся тяжесть организации и проведения монтажных работ и швартовных испытаний легла на плечи работников судомонтажного цеха №2. На Северной сдаточной базе в напряженном темпе и в жесткие сроки проводились работы по подготовке и проведению ходовых испытаний. Трудились по двенадцать часов в сутки и практически без выходных. Всю эту работу возглавил молодой заместитель начальника цеха Николай Жарков. Приемный акт о сдаче головной атомной подлодки проекта 670 был подписан 5 ноября 1967 года – ровно 50 лет назад. В одном из интервью Жарков назвал дату подписания акта о передаче ВМФ первой сормовской атомной подводной лодки самым счастливым для него днем. В 1969 году Николай Жарков назначен заместителем начальника цеха СКМ по производству. В 1970 году он в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина награжден орденом «Знак Почета» и медалью «За доблестный труд».

70-е. Жарков – инженер

В 70-х – начале 80-х годов завод вышел на серийное производство подводных лодок с крылатыми ракетами проекта 670, строил и сдавал головные атомные подводные лодки проектов 671РТ, 670М1 и дизель-электрические подводные лодки проекта 641Б «Сом», морской транспорт-ракетовоз проекта 1791 «Амга» и глубоководные аварийно-спасательные снаряды (спасательный подводный снаряд проекта 1837 и автономный рабочий снаряд проекта 1839). В гражданском судостроении продолжалось строительство сухогрузных теплоходов проекта 1557.

В 1975 году за создание новых образцов атомных подводных лодок Николай Жарков, будучи начальником цеха СК-3, был награжден орденом Ленина и назначен главным инженером завода «Красное Сормово».

При Жаркове – главном инженере на заводе реализованы крупнейшие проекты в военном кораблестроении. В 1983 году была сдана головная дизель-электрическая подводная лодка нового поколения проекта 877 «Варшавянка», суперкорабль с самыми высокими в мире показателями бесшумности, скорости и маневренности. В 1984 году сормовичи сдали атомную подводную лодку проекта 945 «Барракуда» – лучшую в мире для своего времени глубоководную быстроходную субмарину в титановом корпусе.

Строительство «Барракуды» шло очень трудно.
В процессе постройки решались многие конструкторско-технологические вопросы. Проектирование и строительство головной подлодки продолжалось двенадцать лет и пять месяцев. Затем – одна за другой две автономки. А возможности у корабля были большие, позволяющие на равных вести борьбу с подводными лодками вероятного противника.

Ряд реализованных конструкторских решений давал неоспоримые преимущества в дуэльных ситуациях. Корабль обладал самым большим боекомплектом не только среди отечественных, но и среди иностранных субмарин. В ходе третьего автономного похода, когда поставленные задачи были выполнены на высоком уровне и оценены командованием на отлично, удалось значительно перекрыть ранее установленные дальности обнаружения иностранных подлодок.

При этом наряду с продукцией кораблестроения завод «Красное Сормово» выпускал товары народного потребления огромной номенклатуры, продукцию для сельского хозяйства, проводил масштабное жилищное и капитальное строительство.

В 1984 году Николай Сергеевич Жарков был удостоен звания лауреата премии Совета Министров СССР за реконструкцию и комплексное техническое перевооружение производства.

80/90-е. Жарков – директор

У руля «Красного Сормова» Николай Жарков встал в 1984 году, в непростое для завода и страны время. Почти 90% объемов производства составлял оборонный заказ – атомные и дизельные подводные лодки третьего поколения (атомные подводные лодки проектов 945 и 945А «Кондор», дизель-электрические подводные лодки проектов 877, 651Э, 613Э, 633РВ), глубоководные аппараты «Приз» и «Бестер».

В этот период созданы уникальные производства по изготовлению корпусных конструкций и деталей насыщения из титановых сплавов и новых образцов спецтехники. По линии гражданского судостроения построены сухогрузы нового поколения проекта 19610 типа «Жигули» (в серийном строительстве «Волга»).

В сложной экономической ситуации 90-х годов на заводе начались проблемы, характерные для всех предприятий советской оборонки: нулевая конверсия, прекращение государственного финансирования военных заказов, отток кадров, обветшание производственных фондов и т.д. Сормовскому заводу, который был передан корпорации «Судпром» и с 1992 года стал акционерным обществом, пришлось искать новые источники средств, создавать иную конкурентоспособную продукцию, отыскивать для нее ниши на рынке.

Благодаря грамотным решениям руководства во главе с Николаем Жарковым предприятию удалось выстоять, сохранить технологии, конструкторскую, производственную, научную базы и квалифицированные кадры. Была разработана собственная конверсионная программа, составлен план технического перевооружения и переоснащения цехов и стапельных мест. В 1993 году завод «Красное Сормово» сдал последнюю атомную подлодку проекта 945А «Кондор», а в 1995-м – одну из последних дизель-электрических подводных лодок проекта 877 для военно-морских сил Китая (последняя подлодка этого проекта была сдана Китаю в 2005 году, и этим завершилась эра подводного судостроения на заводе «Красное Сормово»).

В 1996 году за укрепление военно-морского флота боевыми атомными ракетоносцами второго поколения Николаю Сергеевичу Жаркову была присуждена Государственная премия РФ в области науки и техники.

Во второй половине 90-х спад производства замедлился, проведена реструктуризация предприятия. Постепенно доля гражданской продукции выросла до 72%. В 1997 году завод «Красное Сормово» вошел в число победителей всероссийского конкурса «Лучшее российское предприятие – 97». Определяющим направлением стало строительство сухогрузов (проекты 19612, 19610, 19611, 17310) и танкеров. С 2001 года завод – в структуре корпорации «Объединенные машиностроительные заводы». Это время противостояния, а затем сотрудничества Жаркова с частным капиталом. Многие в отрасли помнят слова тогдашнего владельца ОМЗ Кахи Бендукидзе: «Николай Сергеевич для меня эталон директора. Не просто с большой буквы, а все буквы большие». Такое же уважительное отношение к Жаркову сохранится и у последующих собственников «Красного Сормова».

ХХI век

С 2004 года владельцем контрольного пакета завода «Красное Сормово» стала Группа компаний «Морские и нефтегазовые проекты» (Группа МНП), а в конце 2011 года завод вместе с МНП вошел в Объединенную судостроительную корпорацию.

Для того чтобы соответствовать постоянно меняющимся требованиям рынка, на заводе в 2007–2008 годах проведена очередная модернизация производства. Внедрена автоматизированная немецкая линия изготовления плоских секций, шведская плазменная машина термической резки металла и т.д., тем самым создан замкнутый комплекс от поставки металла до сборки и сварки корпусных конструкций. Завод стал первым российским судостроительным предприятием, на котором внедрено такое высокотехнологичное оборудование.

Ежегодно внедряются новые технологии строительства судов, совершенствуются проекты. В 2007 году Николай Сергеевич признан лучшим российским менеджером, лауреатом национальной премии «Лучший управляющий России». В том же году завод «Красное Сормово» назван «Лучшим российским экспортером в судостроении».

Завод продолжал строить сухогрузы (проекты 00101, RSD17) и танкеры (проекты 19614, 19612А, 19619, 19900, RST22, RST27). В последние годы Жарков сделал все, чтобы вывести производство на уровень ведущих судостроительных заводов Европы. Английское Королевское общество корабельных инженеров (The Royal Institution of Naval Architects) четырежды включало сормовские танкеры в «Список значительных судов года».

В 2012 году Николай Жарков продемонстрировал России и миру реальные возможности «Красного Сормова»: завод ежемесячно спускал на воду танкеры. По количеству сданных гражданских судов судоверфь вышла на лидирующие позиции в отрасли.

Жарков внес значительный вклад в организацию создания в новой России технического флота. В 2016 году на заводе построена серия из трех уникальных высокотехнологичных дноуглубительных судов проекта TSHD 1000. Одно из них получило национальную премию в номинации «Лучшее инновационное решение в сфере транспортной техники».

В 2017 году под руководством Жаркова начато строительство новых судов: пяти модернизированных танкеров проекта RST27M и пяти сухогрузных теплоходов проекта RSD59, не имеющих аналогов среди судов своего класса и ранее не строившихся на отечественных верфях. Заложен четырехпалубный круизный лайнер нового поколения проекта PV-300.

Сегодня наше предприятие занимает ведущую позицию в стране по тоннажу сданных судов грузового флота.
Мы первые, кто построил самые современные в России земснаряды. Теперь сормовская судоверфь, как и много лет назад, в числе первых, кому доверено строить пассажирские теплоходы для туристических речных маршрутов. Уверен, сормовичи на 100% это доверие оправдают.

Николай Жарков удостоен званий «Почетный судостроитель», «Почетный гражданин Нижнего Новгорода», «Почетный гражданин Нижегородской области», «Заслуженный сормович».

Завод «Красное Сормово» – одно из ведущих судостроительных предприятий. Имеющийся потенциал производственных и интеллектуальных возможностей, техническое перевооружение производственного комплекса и модернизация оборудования вывели завод на новый уровень технического развития. Коллектив предприятия во главе с генеральным директором Николаем Жарковым способен строить корабли, отвечающие всем требованиям квалификационных обществ и международных конвенций, любого типа, назначения и степени сложности. На ближайшие два года завод обеспечен заказами. Работы идут полным ходом. Кипит жизнь на «Красном Сормове», значит, есть работа для сормовичей, есть социальная стабильность.

Благодаря предельной концентрации знаний, опыта, интеллекта и интуиции генеральный директор завода «Красное Сормово» Николай Сергеевич Жарков в любых условиях решает неординарные задачи по увеличению корабельного состава российского флота, в полной мере отвечающего вызовам времени. И в этом его громадная заслуга перед Отечеством.


Жарков:
В 2012 году мы завершили модернизацию корпусного производства, внедрив оборудование ведущих мировых производителей: установку очистки и грунтовки металлопроката, машины плазменной резки, роботизированную линию резки профильного проката, автоматическую линию сборки и сварки секций двойного дна, прессовое оборудование. Можно сказать, что в оснащении корпусного производства мы являемся лидерами среди заводов России.
В 2015 году основное внимание мы уделили машино-строительному производству.
В 2016 году завод «Красное Сормово» вошел в список лучших машиностроительных предприятий по динамике роста производительности труда. За последние четыре года построено более двадцати танкеров проекта RST27, самой крупной серии танкеров в новейшей истории отечественного судостроения.