Первый юбилей

Рукотворный остров

Геннадий Любин, исполнительный директор компании «Газпромнефть-Развитие»
Андрей Патрушев, заместитель генерального директора «Газпром нефти» по развитию шельфовых проектов
Валерий Бородин, начальник отдела гарантии и сервиса по ВТС и заказов гражданского назначения производственного объединения «Севмаш»

В конце 2013 года на Приразломном месторождении начали добывать первую российскую арктическую нефть, а уже через три с половиной года объем нефти, которую дала морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная», исчислялся пятью миллионами тонн. Оглянемся назад и посмотрим, какие из заложенных инноваций и технических решений обеспечили успех проекту, что он представляет собой сегодня и каковы перспективы освоения российского арктического шельфа.

В 90-е годы проект «Приразломное», как и вся страна, переживал непростые времена, но в декабре 1995 года в стапельном цехе Севмаша на основании концептуального проекта Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» прошла закладка кессона морской ледостойкой стационарной платформы. В рамках партнерства с «Газпромом» и за счет собственных средств была проведена модернизация производственных мощностей Севмаша, позволившая освоить новое направление – строительство нефтегазодобывающих платформ для арктического шельфа.

Трудное начало

В процессе строительства Севмаш приобрел бесценный опыт по изготовлению уникальных конструкций, подготовил сотни специалистов, разработал и освоил десятки новых технологий, ранее не применявшихся в России. При решении технической проблемы формирования на плаву конструкции кессона платформы «Приразломная» (126 на 126 метров), состоящей из четырех суперблоков, особой задачей стала сварка подводной части конструкций. Запатентован и внедрен метод абсолютно безопасной и надежной технологии сварки подводных стыков длиной более 3 км для плавающих конструкций, масса которых достигала 70 тыс. тонн.

Проект «Приразломное» пережил неоднократные изменения, временное прекращение финансирования, смену инвесторов. Несмотря на все сложности и проблемы, этап заводского изготовления морской ледостойкой стационарной платформы на Севмаше был завершен в ноябре 2010 года

В ходе работ освоено производство российских хладостойких высококачественных конструкционных сталей и самые эффективные сварочные технологии. Достигнуты объемы обработки до 4500 тонн металла в месяц. Изготовлены титановые трубы диаметром до 1000 мм, которые не производились ни в России, ни за рубежом. Разработаны и выполнены уникальные операции по монтажу на акватории завода верхних строений весом до 15 тыс. тонн методом горизонтальной накатки. Детально спроектирована и реализована в рекордно короткие сроки операция по закачке на плаву в отсеки кессона платформы 122 тыс. тонн бетона.

Проект пережил неоднократные изменения, временное прекращение финансирования, смену инвесторов. Несмотря на все сложности и проблемы, этап заводского изготовления платформы на Севмаше был завершен в ноябре 2010 года. Затем «Приразломная» была отбуксирована в Кольский залив для балластирования бетоном и одновременной достройки на глубоководной акватории судоремонтного завода. Севмаш арендовал площади, произвел ремонт и модернизацию набережной и цехов, организовал связь для передачи конструкторской документации в режиме онлайн между площадками в Северодвинске и Мурманске, организовал логистическую схему по доставке грузов и персонала. Строительство платформы завершилось в августе 2011 года. Успешно были выполнены сложнейшие морские операции по буксировке, швартовке и точной посадке платформы на месторождении. Получен бесценный опыт при выполнении в сложнейших арктических условиях морских операций с беспрецедентными по размерам и массе плавучими объектами.

В течение следующего года было выполнено устройство защитной щебне-каменной бермы вокруг платформы объемом свыше 45 тыс. кубических метров. Она обеспечила «Приразломной» гравитационную устойчивость и защиту от размыва грунта винтами танкеров. Был проведен независимый комплексный аудит с участием международных компаний Kvaerner, Schlumberger, Halliburton и Центрального научно-исследовательского института морского флота. По результатам проверки эксперты отметили соответствие платформы всем необходимым стандартам. Непосредственно добыча нефти на Приразломном месторождении началась в декабре 2013 года, а в апреле 2014 года первая партия арктической нефти сорта ARCO была отгружена на челночный танкер ледового класса и отправлена европейским потребителям.

Надежное основание

Что проект «Приразломное» представляет собой сегодня? Прежде всего Приразломное остается единственным разрабатываемым нефтяным месторождением на российском шельфе Арктики. В 2013–2014 годах с платформы было добыто более 300 тыс. тонн нефти, в 2015 году эта цифра возросла более чем в два с половиной раза. В июне 2017 года на платформе была добыта юбилейная, пятимиллионная тонна нефти, отгруженная европейским потребителям на уже 76-й по счету танкер.

Успех? Безусловно. В том числе и потому, что первые годы реализации проекта наглядно продемонстрировали: технические решения, предложенные Севмашем, «Рубином» и другими разработчиками на этапе проектирования, подтвердили свою эффективность в объективно сложных климатических условиях.

С самой лучшей стороны показала себя и уникальная разработка отечественных ученых и технологов – кессон, где находится хранилище нефти. Поскольку глубина моря в районе платформы небольшая – всего 20 метров, «Приразломная» стоит непосредственно на дне, а все скважины бурятся внутри нее (вес платформы превышает 500 тыс. тонн). Таким образом, основание платформы одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Именно кессон позволяет «Приразломной» успешно противостоять суровому арктическому климату, штормам и напору дрейфующих льдов, защищать все оборудование и обеспечивать безопасную работу персонала.

Для большей устойчивости к коррозии и износу стены ледового пояса кессона снаружи плакированы слоем специальной нержавеющей стали. Для защиты от высокой влажности и агрессивной морской среды используется специальное лакокрасочное покрытие и системы катодной и анодной защиты. Для дополнительной безопасности на скважинах установлено специальное оборудование, способное на глубине надежно перекрыть подъем нефти в случае необходимости, а круглосуточный контроль состояния кессона обеспечивает специальная система из более чем 60 датчиков, мгновенно реагирующих на изменения состояния кессона.

Безопасность превыше всего

За время эксплуатации «Приразломной» действующие на ней системы промышленной безопасности показали себя с наилучшей стороны. Технология работы платформы полностью исключает сброс отходов в море. При работе используется принцип «нулевого сброса»: буровой раствор, шлам и другие отходы либо закачиваются в специальную поглощающую скважину, либо вывозятся на материк и утилизируются. В расположенных в кессоне танках-нефтехранилищах применяется «мокрый» способ хранения нефти – то есть они постоянно заполнены либо нефтью, либо водой. Это исключает образование взрывоопасной среды.

Безопасность отгрузки обеспечивается работой двух комплексов устройств прямой отгрузки нефти – отгрузка нефти начинается только при единовременном соблюдении тридцати необходимых условий. Линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая в случае необходимости позволяет практически мгновенно – максимум за семь секунд – остановить отгрузку.

Первые годы реализации проекта наглядно продемонстрировали: технические решения, предложенные Севмашем, «Рубином» и другими разработчиками, подтвердили свою эффективность в объективно сложных климатических условиях

С самого начала добычи нефти на Приразломном месторождении команда компании «Газпром нефть шельф» уделяет приоритетное внимание обеспечению экологической безопасности проекта. Водозабор происходит через четыре специальных рыбозащитных устройства. Для снижения шумового воздействия вертолеты, доставляющие на платформу специалистов, совершают полеты над морем на комфортной для его обитателей высоте не ниже 500 метров. Кроме того, на «Приразломной» действует биоакустическая установка для защиты птиц. Она транслирует беспокоящие и тревожащие звуки, что не позволяет птицам гнездиться и образовывать постоянные стаи на защищаемой территории.

Новый поворот

Сегодня на платформе «Приразломная» введено в эксплуатацию 13 скважин (восемь добывающих, четыре нагнетательных, одна шламовая), количество которых к 2023 году увеличится до 32. Важно, что для повышения эффективности строительства скважин был успешно реализован ряд организационно-технических мероприятий, одним из которых стал переход на раздельное контрактование сервисных услуг. В отличие от генподряда, этот подход обеспечил компании «Газпром нефть шельф» более высокую степень управляемости сервисными организациями. Так, в сравнении с первой очередью скважин, строившихся генподрядчиком под ключ, бурение по раздельному сервису позволило сократить удельную стоимость строительства на 44%, а сроки строительства скважин – на 52%.

Важным этапом для «Приразломного» стал декабрь 2015 года, когда Роснедра утвердили изменения технологической схемы проекта. Согласно документу, период стабильной добычи на Приразломном месторождении увеличен с трех до пяти лет, а рациональное бурение позволит увеличить добычу нефти в этот период в 1,8 раза – до 23,1 млн тонн. С учетом новых мощностей и корректировки параметров добычной и транспортной инфраструктуры максимальный объем добычи нефти составит 4,8 млн тонн в год.

От «Приразломной» до Роттердама

Сегодня транспортно-логистическая схема проекта «Приразломное», включающая два многофункциональных ледокольных судна и два челночных танкера «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», позволяет выполнять полный цикл работ для бесперебойного снабжения и безопасного функционирования «Приразломной», а также вывоз нефти с месторождения.

Ледоколы доставляют с базы снабжения в Мурманске на платформу грузы, обеспечивают технологическую и экологическую безопасность работ, при необходимости удерживают челночные танкеры во время грузовых операций. Танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» предназначены для круглогодичного вывоза нефти с месторождения. Они имеют усиленный ледовый класс и оборудованы системой динамического позиционирования, позволяющей во время погрузки удерживать судно в заданной точке, несмотря на воздействие ветра и волн.

Для оперативного управления производством и доставки вахтового персонала и грузов на «Приразломную» создана береговая инфраструктура. Логистика доставки вахтового персонала и грузов предусматривает использование самолетов Ан-24 для полетов в аэропорт Варандей и двух модернизированных вертолетов МИ-8АМТ для полетов на платформу.

Нужно отметить важный момент: если раньше танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» доставляли нефть напрямую с «Приразломной» в Роттердам, то начиная с февраля 2016 года нефть с месторождения сначала доставляется на танкер-накопитель «Умба» дедвейтом 300 тыс. тонн, находящийся на рейде в Кольском заливе вблизи Мурманска. А уже оттуда нефть обычными танкерами идет в Европу.

Использование плавучего нефтехранилища «Умба» позволило компании более гибко подходить к планированию объемов танкерных партий: укрупнить поставляемые партии сырья, оптимизировать стоимость фрахта и тем самым повысить эффективность экспорта нефти арктических сортов.

Сами европейские потребители, во многом благодаря грамотной маркетинговой стратегии продвижения нефти ARCO, приняли новый сорт на ура. Основным целевым рынком для него была выбрана Северо-Западная Европа. Сегодня «Газпром нефть» активно работает над увеличением количества покупателей нефти ARCO среди европейских нефтеперегонных заводов, тем более что после начала использования «Умбы» у компании появилась возможность осуществлять поставки нового сорта в любую точку Старого Света. Первой ласточкой стала состоявшаяся в начале 2016 года поставка ARCO в регион Средиземного моря. В перспективе география поставок арктической нефти может быть расширена за счет рынков Азиатско-Тихо­океанского региона, для чего прорабатываются возможности поставок нефти Северным морским путем.

«Тюнинг» для платформы

При разговоре о перспективах развития «Приразломного» неизбежно появляется тема санкций. Но на «Приразломной» сегодня не возникает ситуаций, в которых из-за санкций были бы приостановлены какие-либо производственные процессы. Компания «Газпром нефть шельф» имеет возможность планомерно переходить на аналоги отечественного производства, точечно решая вопросы с поставкой запасных частей к иностранному оборудованию.

Самое важное, что предстоит первому российскому проекту по добыче нефти на шельфе Арктики, – это изначально интегрированный в схему освоения месторождения процесс технического перевооружения платформы. Ключевым направлением станет модернизация бурового комплекса. Это, в свою очередь, необходимо для строительства сверхглубоких наклонно-направленных скважин глубиной более 6 тыс. метров по стволу с горизонтальными участками  до тысячи метров и смещением от центра скважин до 4 тыс. метров. Среди других значимых изменений, которые пройдут в рамках техперевооружения, модернизация системы приготовления шламовой суспензии и закачки ее в пласт, монтаж системы охлаждения торцовых уплотнений для насосов отгрузки нефти, установка автоматизированной системы учета попутного нефтяного газа, монтаж свидетелей солеотложения и датчиков коррозии.

Закончиться же техперевооружение «Приразломной» должно до конца 2018 года. (Тендер на производство выполнения работ по техническому перевооружению выиграло АО «ПО «Севмаш».)

Самое важное, что предстоит первому российскому проекту по добыче нефти на шельфе Арктики, – это изначально интегрированный в схему освоения месторождения процесс технического перевооружения платформы

К 2022 году на месторождении должен быть закончен процесс бурения последней скважины. Благодаря этому в 2023 году платформа выйдет на пик добычи нефти – 4,8 млн тонн в год. Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что реализация проекта «Приразломное» поможет реализовать стоящие перед компанией «Газпром нефть» стратегические цели: сохранить лидирующие позиции по добыче жидких углеводородов на арктическом шельфе и обеспечить уровень добычи компании 100 млн тонн нефтяного эквивалента к 2025 году. Не менее важно, что те колоссальные знания и опыт, которые получают российские специалисты при развитии Приразломного месторождения, будут обязательно востребованы при разработке следующих проектов на российском арктическом шельфе.

Цена решения

Сегодня проект разработки Приразломного месторождения на шельфе Печорского моря по праву считается символом первенства России в промышленном освоении Арктики. Однако мало кому известно, что история Приразломного могла закончиться, даже не начавшись, еще в далеком 1989 году.

Межледовый период в юго-восточной части Баренцева моря не превышает 120 дней, поэтому производственному объединению «Арктикморнефтегазразведка», которое занималось разведкой Приразломного, предстояло совершить настоящий подвиг. За неполных три месяца необходимо было доставить на площадь работ плавучую буровую установку «Кольская», установить ее на точке, пробурить скважину глубиной свыше 3 тыс. м, провести ее испытание и консервацию, после чего отбуксировать буровую на базу. «На счету был буквально каждый день, – поделился воспоминаниями Олег Заливчий, руководивший в то время работами по испытанию скважины №1. – До подхода льдов оставалось крайне мало времени, погода в море ухудшалась, пенетрация (заглубление. – Прим. ред.) опор была минимально допустимой из-за плотного песчаного дна». Но, как выяснилось позднее, главной проблемой был не цейтнот и не риск срыва буровой.

В ходе испытаний из скважины был получен приток нефти с запахом сероводорода, при этом максимальный дебет составил всего 80 куб. м в сутки. Результат, при котором, в принципе, достаточно логичным решением было бы прекращение работ. Однако главный геолог «Арктикморнефтегазразведки» Юрий Федоровский согласился с предложением Олега Заливчева впервые на шельфе провести солянокислотную обработку призабойной зоны скважины, как это обычно делается при работе с карбонатами пермских отложений. После проведения операции и очистки скважины команда проекта получила дебит нефти 400 куб. м в сутки. Одно правильное решение – и месторождение стало первым разрабатываемым на арктическом шельфе, а не пополнило список перспективных, но недоразведанных.

Все идет по плану

Суровые климатические и гидрологические условия в районе платформы требуют применения специальных технологических решений и соблюдения повышенных мер безопасности.

На сегодняшний день морская платформа «Приразломная» отвечает самым жестким требованиям безопасности в области предупреждения разливов нефти. С учетом требований российского законодательства в «Газпром нефть шельфе» разработан и введен в действие план предупреждения и ликвидации разливов нефти.

В рамках плана предусмотрены мероприятия по предупреждению и минимизации рисков разливов нефти, проведено моделирование основных сценариев возможных чрезвычайных ситуаций, произведен расчет достаточности специализированных сил и средств и прописаны подробные действия по ликвидации нефтяных разливов в зоне ответственности платформы.

Для выполнения мероприятий, предусмотренных планом, на судах компании «Газпром нефть шельф» в районе платформы и в поселке Варандей организовано круглосуточное аварийно-спасательное дежурство силами профессионального аварийно-спасательного формирования «Экошельф-Балтика». Компанией «Газпром нефть шельф» закуплено специализированное оборудование, которое позволит оперативно ликвидировать разливы нефти в арктических условиях. Среди подобного оборудования – единственная в России кормовая нефтесборная система Lamor Sternmax, способная производить сбор нефти в ледовой обстановке, вездеходы «Витязь», предназначенные для транспортировки сил и средств в сложных климатических условиях Крайнего Севера, катера-бонопостановщики и тяжелые морские боновые заграждения, позволяющие за минимальное время локализовать нефтяное пятно и предотвратить его распространение, скиммеры, берегозащитные боны, емкости для временного хранения нефти и другие средства.