Первый юбилей

Время собирать камни

Сергей Должиков
Фото: пресс-служба СМЗ

В ближайшие несколько лет Севастопольский морской завод ждут техническое перевооружение и реконструкция производственных мощностей. О бижайших планах и задачах рассказывает главный инженер филиала «Севморзавод» центра судоремонта «Звездочка» Михаил Александрович Сорокин

Михаил Александрович, на обновление завода ожидается выделение более 7 млрд рублей из различных источников. Изменения предстоят масштабные. Не могли бы вы рассказать о них?

Модернизация производственных площадок на Севастопольском морском заводе назрела давно. В его основных фондах имеются объекты, которым уже более ста лет, а некоторым и более ста пятидесяти. Оборудование верфи практически не обновлялось с восьмидесятых годов прошлого столетия. В ремонт основных фондов почти ничего не вкладывалось с девяностых. Несмотря на то, что завод имеет в том числе и уникальное оснащение – например, два сухих дока, построенных еще в конце XIX века, – все это сегодня нуждается в кардинальном обновлении. Пришло время собирать камни.

Севморзавод, ровесник Севастополя, в следующем году отметит 235-летие со дня своего основания. Это действительно уникальное предприятие. Защищенность его акватории от прямого воздействия природных стихий, незамерзающая бухта, отсутствие приливных колебаний и географическое расположение практически в центре Черного моря, на перекрестке судоходных линий, делают его привлекательным местом для круглогодичного строительства и ремонта судов и кораб­лей всех типов.

Однако необходимо отметить, что за более чем два века своего существования Севморзавод много раз менял ведомственную принадлежность и формы собственности, трижды оказывался разрушенным почти полностью в результате войн. Это, а также территориальная разобщенность цехов и гидротехнических сооружений основного производства наряду со смешанной специализацией и широкой номенклатурой кораблей и судов непосредственным образом отразилось на составе производственных площадок и сооружений завода. Отсюда исключительная сложность его организационной и технической структуры. Теперь для коренной модернизации верфи необходим комплексный подход с глубокой проработкой массы технических и технологических, строительных решений.

Когда следует ожидать начала практического воплощения этих планов?

Техническое перевооружение предприятия, по сути, уже началось с того момента, как на основных производственных фондах Севморзавода начал осуществлять свою деятельность филиал северодвинской «Звездочки». За относительно небольшой промежуток времени на средства, выделяемые головным предприятием, и наши собственные отремонтировано или восстановлено более ста единиц станочного парка, кранового хозяйства, другого оборудования. Переложены или отремонтированы километры коммуникаций. Приобретены тысячи единиц инструментов. На все это уже израсходованы сотни миллионов рублей. По возможности мы занимаемся и текущим ремонтом зданий и сооружений.

Севморзавод должен полностью восстановить свои компетенции по ремонту надводных кораблей и подводных лодок, вспомогательных судов и судов обеспечения ВМФ

Основной же этап технического перевооружения завода начнется в текущем году согласно имеющемуся проекту, который успешно прошел все экспертизы и согласования и под реализацию которого уже выделена часть средств по линии федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011–2020 гг.».

Что конкретно предстоит сделать?

На площадке Южной техническому перевооружению подлежат трубомедницкий, дизелеремонтный и доковый цеха, сухие доки, достроечные набережные, некоторые другие объекты. На площадке Инкерманской новое насыщение должны получить блок краностроительных цехов, хозяйственная набережная с паромным причалом, элементы инфраструктуры. Это самое необходимое, в чем Севморзавод крайне нуждается для поддержания и наращивания текущих производственных процессов.

В рамках проекта планируется приобретение нового и замена существующего, изношенного и морально устаревшего оборудования, замена портальных кранов, ремонт или замена элементов гидротехнических сооружений, приобретение испытательных стендов, средств технологического оснащения, воздушных компрессоров и т.д.

Замечу, что планами предусматривается не просто точечная модернизация производства, а в том числе и создание целого ряда новых участков – таких, как участок станков с ЧПУ, изготовления изделий достроечной номенклатуры, обустройства корабельных помещений, малярного и некоторых других.

Каких целей в результате планируется достичь?

В итоге упомянутого обновления Севморзавод должен полностью восстановить свои компетенции по ремонту надводных кораблей и подвод­ных лодок, вспомогательных судов и судов обеспечения ВМФ, функции по техническому надзору и сервисному обслуживанию. Кроме того, верфь снова сможет строить корабли и суда различного назначения спусковым весом до 3000 тонн – траулеры, буксиры, суда снабжения, паромы и т.д.

Планируется также, что со временем Севастопольский морской завод вернет себе былую славу лидера отрасли по плавкраностроению. Как известно, предприятие способно было строить плавкраны грузоподъемностью до 1600 тонн. Сейчас производство готовится к закладке плавкрана грузоподъемностью 400 тонн, ведутся переговоры о получении аналогичного заказа большей грузоподъемности.

Севморзавод, ровесник Севастополя, в следующем году отметит 235-летие со дня своего основания

Еще одной известной специализацией верфи были производство и ремонт изделий машиностроения, которые поставлялись в том числе на экспорт. Эту область компетенций тоже предстоит реанимировать.

Схема производства должна остаться неизменной: поточной, механизированной, с элементами индивидуальных рабочих мест. Предусматривается, что при полной загрузке коллектив Севморзавода будет работать в двухсменном режиме при 40-часовой рабочей неделе и 8-часовом рабочем дне.

Добавлю, что годовой выпуск продукции верфи в стоимостном выражении должен составить 1,5 млрд рублей. Срок окупаемости проекта составит десять лет.

Что предстоит сделать в ходе последующей реконструкции производственных мощностей?

Составлением соответствующего проекта занимается санкт-петербургский Центр технологии судостроения и судоремонта. После прохождения всех необходимых экспертиз можно будет говорить о его деталях. Отмечу лишь, что это комплексный и всеохватывающий документ, предусматривающий необходимое развитие первого этапа – технического перевооружения Севморзавода. Также предполагается снос некоторых цехов, уже не подлежащих ремонту, и строительство на их месте новых, современных и оснащенных по последнему слову науки и техники.