Первый юбилей

Персональная стратегия

Екатерина Пиликина

«На работу требуются…» В последние годы для крупнейшего судостроительного предприятия России, Севмаша, такие объявления стали актуальными.

Оборонка набрала обороты. На стапелях идет строительство атомных подводных лодок. Выполнение программы гособоронзаказа требует квалифицированных рабочих рук. Причем не 10–20 человек, а почти три тысячи. И это только за один год. Где их взять?

Для небольшого города на севере страны это, безусловно, проблема. Даже несмотря на то, что Северодвинск – город корабелов и здесь практически каждый второй житель имеет отношение к судостроению. Как говорят кадровики Севмаша, причина проста: основная часть работоспособных и квалифицированных сварщиков, станочников, токарей уже давно «призвана» на предприятие. А значит, теперь объявление «На работу требуются…» адресовано людям, живущим за пределами города и даже области. Удается ли привлекать новых работников и на чем строится кадровая политика предприятия, рассказывает заместитель генерального директора по управлению персоналом Владимир Сыродубов.

Владимир Анатольевич, три тысячи человек, которых Севмашу необходимо найти в течение года, для некоторых судостроительных предприятий целый штат. Тут необходима грамотная и продуманная стратегия. У предприятия она есть?

Наш главный козырь – это, конечно, сама работа. Имя крупнейшего судостроительного предприятия за 78 лет стало брендом. Но, как мы все понимаем, в современном мире этого недостаточно. Поэтому помимо стабильности и интересной работы важную роль играет уровень зарплаты, социальные гарантии и жилье. На сегодняшний день зарплата на предприятии в среднем составляет чуть больше 59 тысяч рублей. За пять лет нам удалось увеличить ее почти вдвое. Прибавьте к этому полный соцпакет: больничные, медицинское обслуживание, свои здравницы на южных побережьях, в Евпатории и Адлере, организацию спортивного и культурного отдыха и многое другое. Отдельно стоит сказать о корпоративной программе строительства жилья для работников. За пять лет завод построил для корабелов в Северодвинске четыре дома, сейчас идет забивка свай пятого, готовится проектная документация на следующие дома. Жилье строится по договорам долевого участия и реализуется по льготной стоимости. Стоимость квадратного метра в этих домах значительно ниже, чем в целом в городе. Кроме того, предприятие частично возмещает работникам расходы по уплате процентов по обслуживанию кредитного договора при строительстве жилья. Программа рассчитана до 2020 года, но если спрос будет наблюдаться и дальше – а сегодня он превышает предложение – то мы ее обязательно продолжим.

Вы как-то поддерживаете молодые семьи?

Мы уже семь лет участвуем в софинансировании мероприятий по федеральной подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». Выделяем средства на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. За эти семь лет при финансовой поддержке Севмаша сертификаты получили 173 семьи.

И каковы результаты такой кадровой и социальной политики?

За последние годы численность рабочих основных профессий на Севмаше увеличилась на рекордные цифры: в 2015 году – на 986 человек (что превысило показатель, державшийся с 1958 года), в 2016-м коллектив прирос еще почти на 900 человек. Причем четверть из них – иногородние работники. Соотношение молодости и опыта равное. Сегодня штат предприятия составляет более 27 тысяч человек.

Как вы ищете потенциальных работников?

Мы используем самые разные каналы. От традиционных объявлений в газетах и на телевидении до проведения массовых мероприятий. Кстати, лично меня весьма порадовал результат дня открытых дверей, в течение которого в кадровую службу пришли 288 человек. Конечно, у нас есть определенные требования к соискателям. Поэтому из них нас заинтересовали только 66 человек.

В Центре занятости Северодвинска организован временный консультационный пункт Севмаша. Там мы проводим встречи с соискателями из различных районов области в режиме онлайн. Общаемся с соискателями через видео-конференц-связь. По ту сторону экрана – представители центров занятости районов области и желающие трудоустроиться. Они получают необходимую информацию об условиях и оплате труда, социальных гарантиях, предоставляемых заводом. Если обратиться к статистике, то картина такая: только за три месяца этого года приняты 620 человек, из них иногородних 124, северодвинцев – 496. То есть каждый пятый приехал на Севмаш из другого города.

Наш главный козырь – это, конечно, сама работа. Имя крупнейшего судостроительного предприятия за 78 лет стало брендом

Владимир Сыродубов, заместитель генерального директора Севмаша по управлению персоналом

 

Участвует ли Севмаш в действующей на федеральном уровне программе повышения мобильности трудовых ресурсов?

Два года назад Севмаш и правительство Архангельской области заключили соглашение о привлечении квалифицированных работников из других регионов России для работы на предприятии. Срок действия соглашения заканчивается в этом году. Сегодня благодаря этой программе на предприятии работают 64 человека из Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей, Республики Крым, Башкортостана, Татарстана, Удмурдии и других регионов. Привлеченным работникам оплачивается стоимость проезда, провоза багажа, найма жилого помещения, услуг общественного питания и т.д. На финансирование программы из федерального бюджета выделено 300 тысяч рублей.

Севмашу не хватает кадров именно рабочих специальностей?

Нам также не хватает инженеров машиностроительных специальностей. Северодвинский институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз) таких специалистов не выпускает. Чтобы решить проблему, мы ведем переговоры с профильными вузами средней полосы России о прохождении их студентами практики у нас. Письма с предложениями о сотрудничестве были отправлены в вузы Вологды, Брянска, Владимира, Воронежа, Нижнего Новгорода, Севастополя, Челябинска, Кирова. Уже есть и первые результаты. Почти месяц практику на Севмаше проходили студенты Белгородского государственного  технического университета им. В.Г. Шухова. Ребята трудились в машиностроительных цехах в должности помощника мастера. Один из них, закончив университет, уже приехал к нам снова, трудоустроился, теперь живет в Северодвинске и работает на предприятии. Летом на практику приезжали и студенты из Севастополя. Предприятие оплачивает проездные билеты, предоставляет общежитие, компенсирует питание в заводских столовых, выплачивает заработную плату за период практики.

Работа со студентами – очевидный профориентационный плюс для Севмаша. А для чего специалисты предприятия проводят профориентацию в детских садах и школах?

Мы живем не только сегодняшним днем.  Надо смотреть в будущее. Кто завтра придет на смену старшему поколению и встанет у станков? У судостроения слишком большая конкуренция – мир IT-технологий практически поглотил юные умы. Дети не мечтают что-то делать руками, не бредят космосом, как раньше,  и уж тем более подводными лодками. Но мы прекрасно знаем, что воспитание гражданина начинается с детских лет. Поэтому своими силами стараемся восполнить этот пробел – в детсадах малышам в увлекательной форме с помощью проекта «Подводная лодка в чемодане» рассказывали о строительстве кораблей, в 17-м лицее Северодвинска развернута Школа инженера, а в школах области открыты специальные профильные классы Севмаша. На территории Архангельской области работает шесть информационно-рекламных площадок в школах Каргопольского, Коношского, Плесецкого, Пинежского районов, в городах Северодвинске и Архангельске. Недавно открыли еще одну площадку в Вельском районе. Специалисты отдела технического обучения в течение года проводят в них выездные профориентации. В 2016 году охват аудитории составил 500 человек.

Мы ставим перед собой сверхзадачу – сделать выбор судостроительной профессии осознанным. Считаем этот принцип приоритетным в профориентационной работе. Кстати, результат этого проекта очевиден: в базовом учебном заведении Севмаша – техникуме судостроения и машиностроения – количество иногородних студентов составляет 70% от всех учащихся. Недавно завершился набор в это учебное заведение. Конкурс на некоторые профессии был, как в столичных университетах, четыре человека на место. Не последнюю роль в популярности учебы в ТСиС играет гарантированное трудоустройство на Севмаше.

Три года назад Севмаш совместно с судостроительными предприятиями Северодвинска выступил с предложением о необходимости создания производственных рот в рядах Вооруженных сил РФ. По идее инициаторов призывники – выпускники базового техникума должны проходить службу на предприятиях ОПК. Эта инициатива нашла отклик во властных структурах?

Уже несколько лет наша кадровая служба сталкивается с такой проблемой: прекрасно подготовленные в стенах техникума судостроения и машиностроения выпускники, прошедшие практику на нашем производстве, уходят в армию. Мы теряем хороших рабочих, а они – свои навыки. Поэтому и появилась идея производственных рот. Это позволит не только ежегодно дополнительно привлекать к работам по гособоронзаказу до 100–150 выпускников северодвинского техникума судостроения и машиностроения, но и уменьшить отток квалифицированных кадров из Северодвинска. Фактически ребятам предлагается проходить службу на предприятии. Вопрос рассматривался долго, но недавно пришла информация, что президент РФ Владимир Путин этот проект одобрил. Предстоит решить еще много вопросов: как ребята будут проходить здесь службу, как эта работа будет оплачиваться и т.д. Проект сейчас обсуждается на уровне Минпромторга и Министерства обороны. Думаю, к концу 2017 года должен быть подготовлен указ президента РФ о создании производственных рот на базе предприятий ОПК.

Подобные прецеденты в истории судостроения уже были?

Среди предприятий ОСК – нет. Но в прошлом году на заводе «Революционный труд» и на 13-м судоремонтном предприятии Черноморского флота, которые входят в состав Министерства обороны, были сформированы научно-производственные технические роты. Эти два предприятия на год превратились в экспериментальную площадку для апробации новой призывной практики. Солдаты-срочники изучали военное дело и трудились там. Наши специалисты ездили в Тамбов, чтобы перенять опыт. Но, как выяснилось, он нам не очень подходит. Есть большая разница между тем, как внедряются такие роты на заводах, которые относятся к Министерству обороны, и на предприятиях российского ОПК.

Удается ли Севмашу растить профессионалов внутри предприятия?

В апреле этого года указом президента звание Героя Труда присвоено нашему бригадиру слесарей-монтажников Алексею Михайловичу Иванову. Теперь у нас 18 кавалеров этой награды. Думаю, больше, чем на любом другом судостроительном предприятии. В бригаде Иванова в основном молодежь. И среди своих ребят он пользуется большим уважением. Я хорошо знаю Алексея Михайловича: он, конечно, строг, но справедлив. Когда-то мы вместе строили и сдавали корабли в стапельном цехе 55. И таких бригадиров, которые достойны подражания, у нас много. Поэтому, уверен, с таким примером у нас растут достойные преемники.


За системный подход в области развития кадрового потенциала, а также за ряд целевых проектов в Архангельской области Севмаш получил Гран-при в номинации «За развитие кадрового потенциала» на всероссийском конкурсе «Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность». Мероприятие прошло под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей.