Первый юбилей

Меняться и взаимодействовать

Олег Звонков

Четыре сторожевых корабля проекта 11356, два больших десантных корабля, два исследовательских судна и три траулера-сейнера – таков портфель заказов Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь». Генеральный директор предприятия Эдуард Ефимов рассказал о том, что предприятие справилось с задачами прошлого года и, продолжив модернизацию, готово к выполнению как военных, так и абсолютно мирных заказов

Эдуард Александрович, полностью ли выполнена сдаточная программа 2016 года?

Нашему основному заказчику – Министерству обороны России – были переданы два сторожевых корабля проекта 11356. На головном сторожевом корабле «Адмирал Григорович» флаг был поднят 11 марта, а на первом серийном «Адмирал Эссен» – 7 июня. Оба корабля несут сейчас службу в составе Черноморского флота. Планировалась также передача флоту третьего корабля этой серии, «Адмирал Макаров». К концу 2016 года на нем была завершена программа государственных испытаний в полном объеме. Сейчас корабль продолжает испытания комплекса противовоздушной обороны «Штиль-1», по завершении которых мы планируем подписать с заказчиком акт приемки до конца нынешнего года.

Самым сложным объектом сдаточной программы прошлого года был, пожалуй, головной большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен». По ходу его строительства заказчик несколько раз изменял проект, из-за чего возникала необходимость в дополнительных работах. На ходовых испытаниях стало ясно, что требуется доработка одной из систем корабля, в связи с чем по согласованию с Мин­обороны передача «Ивана Грена» была перенесена на конец 2017 года. В настоящее время на корабле устраняются замечания и он готовится ко второму этапу испытаний.

Насыщается оборудованием полностью готовый корпус второго корабля этого проекта – большого десантного корабля «Петр Моргунов». Его готовность составляет более 50%, и осенью он уже будет спущен со стапеля на воду.

В 2016 году завод продолжил модернизацию производства. Что конкретно было сделано?

Техническое перевооружение предприятия началось в 2011 году. Проект реализуется за счет средств федерального бюджета, в рамках программы развития оборонно-промышленного комплекса, и собственных средств предприятия. Сейчас мы находимся в стадии завершения первого его этапа, предусматривающего перевооружение машиностроительного и трубогибочного производств. В прошлом году мы продолжили обновление станочного парка этих двух производств.

Каковы финансово-экономические показатели предприятия по итогам прошлого года? Как они выглядят в сравнении с предыдущими годами?

2016 год, как и три предыдущих, завод закончил с прибылью. Чистая прибыль прошлого года составила 403 млн рублей, а выручка – 12 млрд руб­лей. Объем выручки уменьшился в сравнении с предыдущими годами, что обусловлено спецификой судостроения. Необходимо учитывать, что это отрасль с длительным циклом изготовления продукции. Например, срок изготовления нашей линейки кораблей – примерно пять лет. В процессе строительства судна формирование его себестоимости и, как следствие, выручки происходит неравномерно. Основная фаза формирования выручки приходится на период насыщения судна оборудованием и механизмами, так как это самая дорогостоящая его составляющая. А вначале, когда формируется корпус, и на завершающей стадии, в период испытаний, выручка формируется в меньшей степени. Соответственно в 2016 году с его насыщенной сдаточной программой формирование выручки было ниже, чем в предыдущие, достроечные, годы. Так что судить об эффективности работы судостроительного завода только по показателю выручки неправильно. Результаты нашей работы нужно рассматривать в комплексе экономических показателей. Среди них, в частности, рентабельность продаж: показатель 2016 года – 12%. В 2015 году он составлял 9%, а в 2014 году – 7%. Важно также отметить, что в прошлом году предприятие полностью погасило кредитные обязательства перед банками и на данный момент имеет безупречную кредитную историю. Кроме того, по итогам 2016 года мы погасили убытки прошлых лет и получили по балансу нераспределенную прибыль – впервые в современный период истории завода.

Сокращение объемов строительства военных кораблей заставит заводы, выполняющие гособоронзаказ, налаживать гибкую систему выхода на гражданский рынок
На «Янтаре» строятся два исследовательских судна для ВМФ – «Алмаз» и «Евгений Горигледжан». На какой стадии сейчас находятся работы над этими заказами?

Во-первых, это суда разных проектов – значит, и все характеристики у них различны, от внешнего вида до состава оборудования и собственно возможностей. Кроме того, «Алмаз» станет воплощением в значительной степени улучшенного проекта, по которому мы построили судно «Янтарь». Сейчас он находится в стадии формирования корпуса, как и предусмотрено графиком строительства.

«Евгений Горигледжан» будет построен в результате переоборудования буксирного судна с элементами ремонта. Во многом этот ремонт уже завершен – и по корпусу, и в части основного оборудования, собраны секции надстройки, первый ярус которой уже установлен.

Испытывает ли завод трудности при строительстве рыболовных судов?

Недавний опыт строительства исследовательских судов новейших проектов существенно расширил компетенции работников предприятия и увеличил наши возможности по изготовлению энергонасыщенных судов для рыболовной отрасли. Серьезные моменты, вызывающие особое беспокойство рыболовецких компаний, связаны с шефмонтажными, пусконаладочными работами и испытаниями рыбоперерабатывающего и рыбопромыслового комплексов. Но они решаются привлечением к этим видам работ специалистов со стороны поставщиков оборудования.

В марте состоялась закладка третьего кошелькового траулера-сейнера проекта, разработанного норвежской компанией. Как идет строительство серии этих судов для камчатских рыбаков?

Траулер «Ударник» был заложен 24 марта, и теперь на стапеле находятся корпуса всей серии  в разной степени готовности. Строительство идет в хорошем темпе, даже с некоторым опережением графика. В обработке практически весь корпус головного судна «Ленинец», который сформирован на 90%. Летом мы планируем спустить его на воду. Особенности этого серийного заказа – назначение судов, гражданский заказчик и зарубежный проектант. Они потребовали от завода новых подходов к организации работ по выполнению заказа, и такие подходы были найдены. Кроме того, это первый за последние четверть века подобный контракт, заключенный отечественным заказчиком с российской верфью – заводом «Янтарь».

Расскажите, пожалуйста, подробнее о рыболовных судах SK-3101R, которые сейчас строит «Янтарь».

Суда подобного типа не строились в России на протяжении 20 лет, и мы рады, что наш завод идет в авангарде обновления рыбопромыслового флота. Этот траулер-сейнер выполняет операции с помощью четырех видов промыслового вооружения: донного трала, пелагического трала, снюрревода и кошелькового невода. Выборка улова осуществляется с кормы и борта судна с помощью рыбонасосов. Это, пожалуй, главное отличие данных судов от кормовых траулеров, где трал тянут на кормовой слип. Хранение и транспортировка рыбы осуществляются в танках с морской охлажденной водой, таким образом обеспечивается высокое качество продукции до выгрузки ее на перерабатывающую фабрику. С помощью вакуумного насоса рыба также выгружается на берег или судно-процессор. Длина судна – около 50 метров, ширина – 12 метров, объем танков с охлаждаемой морской водой – около 780 кубометров, мощность главного двигателя – около 2200 кВт.

Суда типа SK-3101R не строились в России на протяжении 20 лет, и мы рады, что наш завод идет в авангарде обновления рыбопромыслового флота
Какое оборудование будет установлено на данных судах?

Основное оборудование иностранного производства: главный двигатель и вспомогательные дизель-генераторы, система охлаждения танков с морской водой, лебедки, палубные краны, пропульсивный комплекс и др. Здесь необходимо понимать, что прерогатива выбора основного оборудования остается за заказчиком, его опыт работы, последующее сервисное обслуживание и поставка запасных частей – все имеет значение. Также очень часто бывает, что по своим техническим характеристикам аналогичное оборудование, произведенное в России, не подходит под требования заказчика или же его невозможно разместить в самом судне. Между тем по нескольким позициям оборудование для траулеров будет поставлено российскими производителями: система комплексного управления техническими средствами судна, радионавигационное и рыбопоисковое оборудование и др.

Как складываются отношения с проектантом и заказчиком?

Это партнерские отношения, и они направлены прежде всего на реализацию проекта в срок. Для заказчика это глобальный проект обновления флота, исходя из географического положения наших компаний и самого принятия решения строить на российской верфи. Для проектанта это новый рынок и, конечно, опыт новой схемы работы с российской верфью, а также разработка документации под требования регистра, что порождает определенные сложности, преодолеваемые путем взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Существует множество различных мнений о новом законопроекте о рыболовстве. В народе его называют «квоты под киль». Как вы относитесь к этой инициативе правительства?

Для судостроительной отрасли эта инициатива, безусловно, играет положительную роль. Среднесрочная загрузка предприятия, возможность спланировать портфель заказов, получать новый опыт, модернизировать производство, в конце концов, платить заработную плату и отчислять налоги государству – это лишь часть социальных и экономических аспектов развития промышленности в целом, не только судостроения. Тем более что начиная с 2019 года ожидается сокращение объемов строительства военных кораблей, и новые условия рынка заставят предприятия, выполняющие гособоронзаказ, налаживать гибкую систему выхода на гражданский рынок.

Какие планы у завода «Янтарь» на ближайшие три года?

Планы завода в первую очередь связаны с поставкой кораблей для Министерства обороны РФ в рамках выполнения гособоронзаказа и с передачей рыболовецкому колхозу им. Ленина серии траулеров. Совместно с ОСК и Минобороны прорабатываются варианты загрузки предприятия новыми военными заказами. Также мы ведем диалог с компаниями Северо-Западного и Дальневосточного регионов по строительству новых гражданских судов и готовы к дальнейшему сотрудничеству с частными заказчиками в рамках постановления правительства о выделении квот под инвестиционный проект. В продолжение программы модернизации в этом году начнутся работы по реконструкции достроечных набережных завода. Затем мы планируем завершить модернизацию машиностроительного и трубогибочного производств и начать модернизацию корпусозаготовительного производства.