Первый юбилей

Флаг-корабельное дело

Идея о том, что всякое государство должно иметь свой флаг, возникла у человечества отнюдь не сразу – только в Средние века. И все же, с тех пор как существует цивилизация, люди отличали своих от чужих: скажем, у вражеских воинов синие перья на шлемах, а у своих – красные. Или наоборот. И государственные флаги помимо символической ценности, конечно, имели и практический смысл

Российский триколор впервые вознесся не где-нибудь, а над знаменитым фрегатом «Орел». Это событие стало точкой отчета – началом истории русского военного флота и одновременно нынешнего государственного флага России.

Фрегат был построен на Оке, в селе Дединово, еще при царе Алексее Михайловиче. В мае 1668 года его спустили на воду. Решили и вопрос о флаге. «На кораблях бывает которого государства корабль, того государства и знамя», – заявили голландцы, готовя корабль к отплытию, и русским правительством было постановлено выдать им материи червчатого (красного), белого и лазоревого (голубого) цветов.

Да, судьба самого «Орла» сложилась трагически: он пришел по Волге в Астрахань, где был захвачен казаками Степана Разина. Управлять фрегатом они не умели. По одним сведениям, бунтовщики просто бросили корабль, и со временем он обветшал и пришел в негодность, по другим – его сожгли. Однако трехцветный флаг не позабылся. Ему было суждено пережить столетия и стать государственным флагом Российской Федерации. Поэтому 1668-й можно считать годом его рождения, а значит, в следующем году мы будем праздновать юбилей российского триколора: ему исполнится 350 лет.

Триколор с фрегата «Орел» пережил столетия и стал флагом Российской Федерации

Возродил бело-сине-красный флаг сын царя Алексея Михайловича Петр Первый: широко использоваться триколор стал именно во время его правления. Как человек прагматичный, Петр понимал: флаг – это в первую очередь опознавательный знак, и исходил из того, что он должен быть хорошо различимым издалека, а для этого – контрастным и имеющим оптимальные размеры. Чтобы спокойно войти в иностранный порт, судно должно было показать свою принадлежность тому или иному государству. И в 1705 году российский император издал указ, согласно которому все плавучие транспортные средства должны были поднимать на мачте бело-сине-красный флаг.

При этом в царской России существовало еще несколько флагов. На военных кораблях поднимали бело-голубой Андреевский флаг. Был также царский штандарт и помимо дворцовой имелась его судовая разновидность, на которой изображались карты четырех морей: Белого, Черного, Каспийского и Балтийского. Однако флагом собственно национальным, по-видимому, всегда оставался триколор.

Но исторический путь не прямая и ровная магистраль, а, скорее, извилистая дорога. Поэтому важные для страны вопросы могли пересматриваться не раз. Так, в 1896 году, в связи с предстоящей коронацией Николая II, вновь возник вопрос о государственном флаге. На особом совещании при Министерстве юстиции под председательством адмирала и флотоводца Константина Николаевича Посьета было единогласно решено, что народным, национальным (читай – государственным) флагом имеет все основания быть триколор. Но уже в 1912 году еще одно особое совещание постановило, что цвета флага должны соответствовать цветам герба, а значит, государственные цвета – черный, желтый и белый. Вскоре власть сменилась, и долгие годы государственным оставался красный флаг…

И вот 1991 год. Верховный совет России возродил бело-сине-красный флаг в качестве государственного. Двумя годами позже президент Борис Ельцин утвердил Положение о государственном флаге, а в 1994 году определил 22 августа Днем государственного флага. Так триколор стал символом обновленной России.

За три с половиной столетия наша страна прошла непростой путь от фрегата «Орел» до современного мощного российского флота. И над всеми нашими кораблями, гражданскими и военными, развевается бело-сине-красный флаг – флаг нашей Родины.