За восемь веков существования город претерпел множество изменений, но его связь с волжским судоходством и судостроением не прерывалась никогда
Екатерина СТАРЦЕВА «Красное Сормово»
«Новь градъ» был основан у места слияния великих русских рек Волги и Оки князем Юрием (Георгием) Всеволодовичем в 1221 году как опорный пункт обороны русских границ от мордвы, черемисов и татар. В XVI–XVII веках благодаря удобному географическому положению в Нижнем Новгороде стала действовать крупнейшая в стране Макарьевская ярмарка. В этот период ремесла получили новое дыхание, а экономика города начала процветать и он стал центром массовых формирований судовых караванов.
В середине XIX века в Нижнем Новгороде появляется крупнейший промышленный завод-универсал в Сормове, где выпускали пароходы, машины, железнодорожные вагоны, паровозы, теплоходы. Только в годы Великой Отечественной войны завод построил свыше 240 надводных судов, не считая подлодок, и 300 – капитально отремонтировал. Выпустил 600 дизелей, более 1000 паровозов, свыше 80 тысяч вагонов и других единиц подвижного состава. В сжатые сроки некоторые цеха были переоборудованы под выпуск танков Т-34, которых было изготовлено около 12 тысяч. Перестроилась металлургия, начался выпуск артиллерийских снарядов, корпусов реактивного вооружения. Своим трудом труженики завода внесли значительный вклад в победу над нацистами.
Через «Красное Сормово» лежал путь многих талантливых людей. В 50-х годах конструкторы под руководством Ростислава Алексеева создали здесь принципиально новые типы речных и морских судов «Ракета» и «Метеор». В августе 1957 года первый пассажирский рейс Нижний Новгород – Казань совершило судно на подводных крыльях «Ракета». Эта новость облетела весь мир, ведь по скорости оно превосходило все гражданские теплоходы, ходившие в то время. Алексеев лично проводил испытания своих судов на подводных крыльях, которые используются в России по сей день.
Заводу уже более 170 лет, и за эти время именно на нем впервые появились многие проекты и технологии: первая в России мартеновская печь; первый в мире дизель-электроход; первые отечественные танки; первая установка непрерывной разливки стали; первые суда на подводных крыльях; первая в России серия высокотехнологичныхдноуглубительных судов проекта TSHD 1000.
Многие выпущенные здесь виды продукции не имеют аналогов в стране и не уступают мировым образцам. Благодаря Сормовскому заводу Нижний Новгород стал одним из ведущих городов в области судостроения.
Нынешнее поколение специалистов Сормовской верфи знает, помнит и чтит историю предприятия и его вклад в отечественное судостроение. Об этом рассказывают уникальные экспозиции в музее истории завода «Красное Сормово», который в настоящее время реконструируется. К 800-летию Нижнего Новгорода он откроется в новом, расширенном формате, появятся новые экспонаты на площадке под открытым небом. Экспозиция музея станет более информативной.
В этом году территория завода «Красное Сормово» впервые стала одной из площадок для показа фильма в рамках фестиваля нового российского кино «Горький fest». Лейтмотивом этого мероприятия также стал юбилей города. Импровизированный кинотеатр был организован прямо в рабочем цехе.
Через «Красное Сормово» лежал путь многих талантливых людей