Парады ВМФ от Петра I до наших дней

Парады ВМФ от Петра I до наших дней

Одно из важнейших событий лета в Санкт-Петербурге и Кронштадте – Главный военно-морской парад. Боевые корабли на Балтике и Неве в парадном строю неизменно привлекают огромный интерес. Но традиция военно-морских парадов уходит в века, и зародилась она за границей

Сергей МИНАЕВ


Как и многое в российском флоте, традиция проведения военно-морских парадов идет от Петра I. В годы Великого посольства он побывал на смотре английских кораблей в Спитхеде, в районе Портсмута, организованном в его честь, и был очень впечатлен происходящим. После возвращения в Россию русский царь провел аналогичный смотр кораблей летом 1699 года в Троицке-на-Таганьем-Рогу (современный Таганрог), где только начиналось строительство порта и военно-морской базы.

Флот, решение о создании которого было принято за три года до этого смотра, уже проявил себя при Азове. Перед ним стояла еще одна задача – произвести впечатление на турок в Керчи, и Петр при помощи учений («потешной баталии») его к решению этой задачи готовил. Результатом маневров и последующей демонстрации сил стало успешное посольство Емельяна Украинцева в Стамбул на корабле «Крепость», которое добилось выгодного Константинопольского мира 1700 года.

Следующий морской парад Петр I провел уже на Балтике: после победы над шведами при Гангуте в 1714 году царь привел захваченные корабли противника в Санкт-Петербург, где и расставил на рейде Невы. Для города это был первый большой праздник, и царь придал ему внешние черты древнеримского триумфа. В 1720 году, после победы при Гренгаме, и в 1722-м, после заключения Ништадтского мира, в Санкт-Петербурге были проведены более масштабные военно-морские смотры.

Но первый смотр кораблей, который можно с полным правом назвать военно-морским парадом, Петр провел в августе 1723 года в Кронштадте, где на рейде были выстроены практически все корабли Балтийского флота, а сам император приветствовал их экипажи с ботика времен его детства, доставленного в новую столицу из Москвы. Гребцами на ботике были адмиралы петровского флота.

ЦАРСКИЕ ЗАБАВЫ

После смерти Петра I традиция военно-морских парадов надолго была забыта в России – вплоть до времен Екатерины II, которая устроила масштабный смотр кораблей перед отправкой флотилии под управлением адмирала Григория Спиридова в Средиземное море в 1769 году. Ее начинание поддержал Александр I, отметивший военно-морским парадом столетие основания Санкт-Петербурга в 1803 году.

В середине XIX века традиции военно-морских парадов расширили два монарха – британская королева Виктория и русский император Николай I. Первая провела за свое долгое царствование 17 военно-морских парадов и даже разместила свою любимую резиденцию ­рядом с местом их проведения – на острове Уайт.

Николай I проводил смотры и парады кораблей как Балтийского, так и Черноморского флотов. Одно из таких событий запечатлел Иван Айвазовский на своей знаменитой картине «Смотр кораблей Черноморского флота в 1849 году». Правда, художник создал свой шедевр в 1886-м, в память как о погибшем в годы Крымской войны флоте, так и о его руководителях и самом императоре, не переживших 1855 года.

Об этом параде писал и его очевидец Лев Толстой: «Военный парад кораблей принимали царь, члены царской фамилии, командующие флотами и эскадрами. Принимающие парад на катерах, сначала на весельных, затем на паровых или моторных, обходили поочередно все корабли, горнисты играли «Захождение», оркестры исполняли адмиралмарши. ­После поздравления с праздником экипажи кораблей отвечали «ура!». С приходом на флагманский корабль принимающих парад исполнялся государственный гимн и производился праздничный артиллерийский салют. Эти дымы выстрелов и, странно сказать, звуки их производили главную красоту зрелища».

В 1903 году двухсотлетие Санкт-Петербурга было отмечено большим и красочным военно-морским парадом. Он состоялся в мае, и вместо ботика Петра в нем участвовала хранящаяся в домике императора верейка. В этом параде вполне мог бы принять участие построенный на верфи «Новое адмиралтейство» крейсер «Аврора». Но осенью 1902 года он не выполнил программу ходовых испытаний, и их перенесли на весну, в состав флота крейсер был принят только виюне 1903 года.

В 1911 году на рейд Спитхеда на коронационный парад из Санкт-Петербурга пришел крейсер «Россия» постройки Балтийского завода – ­героический корабль, выдержавший перед этим испытание Русско-японской войной. В 1904 году он был флагманом Владивостокского отряда крейсеров, историю которого взял за основу Валентин Пикуль, написавший роман «Крейсера».

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

После революции в Ленинграде довольно часто устраивались смотры кораблей. Но они имели локальный характер, да и флот в послереволюционные годы был в далеко не парадном состоянии.

Очередная коронация в 1937 году была отмечена визитом на спитхедский рейд линейного корабля «Марат», построенного на Балтийском заводе накануне Первой мировой войны. И возможно, что именно этот визит навел руководство Советского Союза на мысль вернуться к традиции проведения военно-морских парадов, которые и состоялись на четырех флотах в 1939 году. В июне этого года Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) установили новый праздник – День Военно-Морского Флота Союза СССР «…в целях мобилизации широких народных масс трудящихся вокруг вопросов строительства флота и стоящих перед ним задач».

В 1953 году пришло время очередного коронационного парада (на этот раз Елизаветы II) – и пробил час новейшего советского крейсера «Свердлов» постройки все того же Балтийского завода и его командира Олимпия Рудакова.
В СССР масштабный военно-морской парад был организован в 1957 году в Ленинграде, в нем принял участие не только Балтийский флот, но и корабли Черноморского и Северного флотов. В этом параде впервые участвовала морская авиация, а принимал парад министр обороны СССР маршал Советского Союза Г.К. Жуков.

ОБНОВЛЕННАЯ ТРАДИЦИЯ

Новые большие военно-морские парады состоялись уже в постсоветское время: в 1992 году (в честь возвращения Андреевского флага), в 1995 году (в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне) и в 1996 году (в честь 300-летия Военно-морского флота). В них, помимо отечественных кораблей, приняли участие многочисленные представители флотов иностранных государств, в том числе восьми стран НАТО, что раньше трудно было себе представить.

В 2017 году ранг военно-морского парада в Санкт-Петербурге указом Президента РФ был поднят: он стал Главным военно-морским парадом страны, который отныне проводится ежегодно. Парад 2017 года получился действительно масштабным – в нем участвовали более 40 кораблей и подводных лодок, причем многие из них демонстрировались впервые.

В этом году Главный военно-морской парад в Кронштадте и Санкт-Петербурге прошел в пятый раз, в нем приняли участие 54 корабля, включая фрегаты из флотов Индии, Пакистана и Ирана, а также 48 самолетов и вертолетов. Особенностью российских парадов по сравнению с зарубежными является то, что наши состоят из трех частей: статической – проход принимающего парад вдоль строя кораблей, динамической – проход парадного строя вдоль трибун и воздушной. Это придает параду зрелищность и масштаб.

В этом году Главный военно-морской парад проводился в пятый раз



Парады ВМФ от Петра I до наших дней
Парады ВМФ от Петра I до наших дней
Парады ВМФ от Петра I до наших дней