Электромонтаж в одних руках

Электромонтаж в одних руках

Объединенная судостроительная корпорация выводит судовой электромонтаж в России на качественно новый уровень, поддержав идею создания центра производственной специализации «ОСК-ЭМР»



Анна СОЛОВЬЕВА
корреспондент корпоративного издания «Энергия Арктики»

Актуальные тренды судостроения сегодня связаны с рос-том энерговооруженности судов, увеличением доли электромонтажных работ в ходе их строительства. «В советские годы все электромонтажные предприятия «ЭРА» были объединены шестым главком Минсудпрома СССР и работали в одном периметре. Сегодня есть попытки возродить эту практику, чтобы консолидировать существующие профессиональные и производственные силы в отрасли», – поясняет генеральный директор АО «СПО «Арктика» Олег Логинов, предлагающий сделать «ОСК-Электромонтажные работы» специализированным техническим отраслевым центром. Амбиции северодвинского предприятия понятны. Опыт работы свыше 70 лет, авторитет среди заказчиков и коллег, собственная база подготовки квалифицированных кадров – все это объективные преимущества СПО «Арктика» в области электромонтажного производства. Такая организация способна создать сеть компактных и эффективных филиалов в контуре ОСК, сконцентрировав ресурсы, необходимые для выполнения электромонтажных работ.

Центр производственной специализации предполагает работу по всей России. СПО «Арктика» двигается в этом направлении: в пяти городах функционируют три филиала, представительство и инженерный центр. Вместе с тем растет и портфель гражданских заказов.

В Калининграде инженеры и электромонтажники СПО «Арктика» планируют участвовать в строительстве морозильного рыболовного траулера «Виктор Гаврилов», он самый большой из тех, что строились в России за всю историю. В Санкт-­Петербурге специалисты инженерного центра вскоре начнут подготовку рабочей конструкторской документации для пассажирского судна проекта А45-90.2.
Олег Логинов подчеркивает: «Предприятие перешло на проектный метод работы, планирования и управления производством. Для этого была сформирована и внедрена новая организационная структура. На «капитанском мостике» появились молодые энергичные лица».

ОБМЕН ОПЫТОМ

Реализуя концепцию центра специализации, предприятие выходит на диалог со смежниками. Так, в 2020 году состоялась первая в истории современного отечественного судостроения научно-техническая конференция «Судовой электромонтаж». Ее участники обсудили проблемы и достижения ­­в области организации и цифровизации производства, инновационные решения в технологии и нормировании работ, вопросы диверсификации и многие проблемы в области ЭМР, которые копились годами.
Вторая конференция состоится уже в ноябре 2021 года, и в СПО «Арктика» активно принимают заявки от желающих выступить с докладом и принять участие в общей дискуссии. Тесное сотрудничество предприятия с ведущими ЦКБ-проектантами, верфями, разработчиками и изготовителями кабельной продукции укрепит деловые связи между предприятиями ОСК.

ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА

СПО «Арктика» создает свою цифровую платформу, то есть единую автоматизированную систему управления. Для планирования строительства судов внедряются элементы искусственного интеллекта и обработка больших данных. Бригадиры и рабочие обеспечиваются мобильными планшетами для оперативного доступа к электронному архиву и трехмерной модели заказа. Цифровизация затрагивает не только внутренние процессы: трансформируется работа с проектантами за счет перехода к дата-­центричной модели информационного взаимодействия.

Так что, хотя идея создать центр производственной специализации пришла из советской практики, она реализуется СПО «Арктика» по всем современным стандартам. Предприятие ­активно адаптируется к новым условиям в отечественном судостроении, отвечая на вызовы времени.



СПО «Арктика» в цифрах
  • 140 000 м2 площадь, занимаемая предприятием
  • 6 000 единиц электрооборудования выпускается предприятием
  • 3 000 км максимальная суммарная длина кабеля, монтируемого СПО «Арктика» за год
  • Более 4500 специалистов трудится в СПО «Арктика» по всей России