Чем заменить М-88?

Чем заменить М-88?

Девяносто лет назад в нашей стране были приняты важные решения об улучшении внутренних водных путей и создании нового поколения речного транспорта. Сегодня мы снова стоим на пороге столь же масштабных преобразований на реке



Сергей МИНАЕВ

Летом 1931 года в СССР строили большие планы на будущее. Мировая обстановка благоприятствовала оптимизму: экономический кризис, который в 1929 году начался в США, перекинулся на весь капиталистический мир. Многие инженеры и простые рабочие из западных стран стали приезжать на стройки коммунизма. Быстро росла Москва – по сравнению с 1912 годом ее население увеличилось на миллион двести тысяч человек. И все они должны были где-то жить, что-то пить и есть, ездить на чем-то на работу, а главное – где-то работать.

15 июня 1931 года принимается постановление Пленума ЦК, согласно которому в трехмиллионной Москве предусмотрено строительство новых жилых кварталов, электро- и теплостанций, метро, а также канала водоснабжения, соединяющего Москву-реку с верховьями Волги. Позднее план будет уточнен: по каналу в Москву пойдет не только вода – поплывут грузы и пассажиры, и повезут их прекрасные новые суда, построенные специально под стандартизированные размеры шлюзов и гарантированные габариты судового хода.

Поскольку канал выполнял сразу две функции, новые суда необходимо было сделать, как сейчас сказали бы, экологичными – не загрязняющими воду, по которой они идут. А значит, требовалось организовать новое судостроительное производство одновременно в нескольких городах страны, внедрить самые современные технологии, и все это к 1937 году.

Помимо судов для канала, требовалось все больше другого гражданского флота, например танкеров, которые повезли бы бакинскую нефть вверх по Волге, Оке и Москве-реке на огромный нефтеперерабатывающий завод в Капотне (тогда он назывался крекинг-завод №413). Ради этого был построен и запущен Московский судостроительный и судоремонтный завод, значительно расширены или созданы новые судостроительные предприятия в Поволжье.

Всего за годы второй и третьей пятилеток, с 1933 по 1941 год, в стране было построено 884 самоходных и 440 несамоходных речных судов, около 70 судов технического флота, более тысячи катеров. А заодно была создана и большая речная инфраструктура, флагманом которой является Северный речной вокзал Москвы (1937 г.).
Вклад речного гражданского флота и речной инфраструктуры в развитие экономики, в работу тыла в годы Великой Отечественной войны, в послевоенное восстановление огромен. И в дальнейшем, когда формировалась Единая глубоководная транспортная система европейской части России, речное судостроение формировалось вместе с ней как часть единой государственной программы развития страны.

При этом не стоит строить иллюзий, что в суровые тридцатые годы не было таких вещей, как столкновение ведомственных или региональных интересов. Техническая дискуссия могла легко перейти в политическую, поиск оптимального решения комплексной проблемы – в поиск вредителя. Так что высокие темпы роста имели и высокую цену.

Может показаться, что эти давние события имеют к сегодняшней жизни минимальное отношение. Но стоит выйти на берег Москвы-реки, чтобы убедиться, что наше прошлое с нами (в некоторых случаях – снова). Северный речной вокзал долго угасал, но теперь он сияет прежним блеском. Уровень воды в Москве-реке и спроектированные под уровень набережные и пристани – результат решений, принятых в тридцатые годы прошлого века.

И даже многие суда, которые можно увидеть с башен Кремля, зачастую подлинные свидетельства ушедших эпох. К ним относится и теплоход М-88. Ему 69 лет, он был построен на Московском судостроительно-судоремонтном заводе в 1952 году по проекту 554 («Москвич», он же эмка).

Всего их на этом заводе было построено 283, а по СССР – более 500. Сейчас на Москве-реке работает 25 судов этого проекта – правда, под более экзотичными названиями (от «Алины Танго» до «Юнги»). У М-88 долгая трудовая биография: сперва он работал в Горьком, затем в Сызрани, и лишь в 2020 году он вышел на столичную акваторию.
Когда М-88 идет по маршруту, он останавливается у нового московского парка «Зарядье». На том же причале с 15 июля по начало августа столичные власти поставили макет будущего московского речного трамвайчика. Пока это только макет на понтоне – посетители могут увидеть лишь дизайн интерьера судна и поверить на слово, что оно будет ходить на аккумуляторах. Однако заявление мэра Москвы вполне серьезно и отражает дух времени: вслед на электробусами, сменившими в столице троллейбусы, новыми сериями трамваев и поездов метро столица намеревается обзавестись современным речным транспортом и сделать это уже в 2022 году, когда М-88 отпразднует свое 70-летие. Анонсировано, что сначала на маршруты выйдут 20 речных трамвайчиков, они будут круглогодично ходить от Киевского вокзала до Филей и от Автозаводского моста до Печатников (что пока не создаст конкуренции М-88, работающему у Кремля). А потом – кто знает?

Чисто внешне эмка лично мне нравится больше непонятного темного объекта на понтоне, так же как многие здания сталинского ампира выглядят круче коробок из стекла и бетона. Но есть и другая сторона медали: новые суда должны соответствовать тем ограничениям, которые накладывает жизнь в современном большом городе на все, что в нем есть. Это все должно стать чище, чтобы в городе было чем дышать, тише, чтобы в городе можно было находиться в покое, а также безопаснее и удобнее, чтобы в люди в городе не думали о бегстве из него в другие города и страны. По этим трем параметрам М-88 наверняка уступит будущему электрическому речному трамваю и после этого останется в лучшем случае памятником, надеюсь, на ходу.

Инициатива столичных властей – это наглядный пример того, как современные заказчики представляют современное судостроение. Понятно, что пока не везде есть экономические условия для создания береговой инфраструктуры для подобных судов, не всем городам и регионам такие суда будут по карману, не в любом регионе на них будет платежеспособный спрос. И главное, далеко не везде до этой проблематики у властей доходят руки (да и у Москвы они дошли лишь в этом году – через 15 лет после закрытия последнего маршрута муниципального речного транспорта в городе). Но главное уже возникло – понимание того, что в этой отрасли нельзя все оставлять «на волю волн».

Точно так же, как электричка не имеет смысла без железной дороги, а автобус не столь эффективен на бездорожье, речной транспорт нежизнеспособен без большой продуманной инфраструктуры, без развитого судостроения и судоремонта, без поддержания в надлежащем состоянии существующих и строительства новых гидротехнических сооружений.

То же самое верно для морского флота, но в случае с ним государственная политика обозначена четче и уже приносит плоды. Северный морской путь сейчас управляется по сути одной компанией, которая решает масштабные задачи комплексно и с видением перспективы и под это видение заказывает суда и развивает инфраструктуру. С реками же все сложнее, и поэтому мы на них куда чаще видим и еще будем видеть в обозримом будущем прекрасное наследие давно ушедших эпох. А хотелось бы почаще видеть то, что уже наша эпоха оставит будущим поколениям.

Столица намерена обзавестись современным речным электротранспортом




В том же 1952 году, когда судно М-88 было спущено на воду:

  • Сталинская высотка на Котельнической набережной готова к заселению.
  • Горьковский автозавод уже шестой год выпускает автомобили М-20 «Победа».
  • Проходит испытания один из самых массовых пассажирских самолетов Ил-14.
  • Пущена вторая очередь Кольцевой линии московского метро – от «Курской» до «Белорусской».
  • Юрий Гагарин учится в Саратовском индустриальном техникуме на литейном отделении.
  • Введен в строй крейсер «Свердлов» проекта 68-бис, участвовавший в 1953 году в морском параде в честь коронации Елизаветы II.



Из постановления 15 мая 1931 года:

«Несмотря на имеющиеся достижения в расширении водопроводной сети, проводимые до настоящего времени мероприятия не разрешают кардинально всей проблемы обеспечения Москвы водой. Нынешнее состояние Москвы-реки с ее крайне ограниченными водными ресурсами создает уже в ближайшее пятилетие угрозу как для водоснабжения Москвы, так и в особенности для судоходства. Наряду с проводимыми текущими мероприятиями, обеспечивающими расширение водоснабжения на ближайшие два года, ЦК считает необходимым коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем р. Волги и поручает московским организациям совместно с Госпланом и Наркомводом приступить немедленно к составлению проекта этого сооружения, с тем чтобы уже в 1932 г. начать строительные работы по соединению Москвы-реки с Волгой».



Алексей Рахманов в эфире ОТР, 29 июня 2021 года. Программа «Отражение», посвященная Дню кораблестроителя


«Cудоходство по рекам – это самый экологически чистый и самый экономически выгодный вид транспорта.

Но, к сожалению, по разным причинам портовая инфраструктура в стране практически прекратила свое существование. В моем любимом городе Нижнем Новгороде сделали обалденно красивую Стрелку ровно на том месте, где раньше был речной порт. И ничего, наверное, в этом плохого нет, но инфраструктура так или иначе требует создания, поскольку бессмысленно перегружать авто- и железные дороги, для того чтобы подвозить, например, инертные материалы, лес либо какие-то еще продукты, которые гораздо эффективнее перевозить по реке».

« В судостроении мы рассуждаем десятилетиями, жизненным циклом крупных судов или поколений кораблей, поэтому для нас стратегическое планирование должно начинаться от 30 лет.

Если мы сможем это все спланировать и стратегически определить, тогда появится основание полагать, что все последующие поколения будут поднимать флаг наших кораблестроителей и гордо нести его по всему миру».

«Для России, конечно же, внутренние водные пути – это стратегическое преимущество, поэтому не использовать их нельзя.

Коллеги, кто возглавляет это направление в Министерстве транспорта, абсолютно профессиональные люди, мы с ними говорим на одном языке. Просто у них точно так же, как и у нас, иногда бывает лимит ресурсов, который ограничен, и приходится выбирать, на что сегодня положить рубль или копеечку, для того чтобы получить какую-то выгоду завтра. Флот стареет, и то, что по Волге-матушке ходят доходяги, на сегодняшний день является экологической и транспортной проблемой. Мы со своей стороны готовимся максимально быстро удовлетворить массовый спрос на обновление речного флота, потому что судостроение – это все-таки не товары массового спроса, они не производятся на конвейере, они строятся месяцами. И для того чтобы мы могли точно попасть в параметры спроса, мы как раз и реализуем наши инвестиционные проекты улучшений, которые должны позволить делать не один-два сухогруза или танкера в год, а 15–20, как показывает пример завода «Красное Сормово», который стал чемпионом по производственной системе внутри корпорации».



Чем заменить М-88?