Юные корабелы «Сириуса»

Юные корабелы «Сириуса»

Этим летом команда ОСК приняла участие во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы – 2021», который прошел в образовательном центре «Сириус» в Сочи



Степан МЯСОЕДОВ

Сотрудники предприятий корпорации в партнерстве с АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований», Нижегородским детским речным пароходством и Отраслевым центром «Маринет» провели проектную смену «Освоение Арктики и Мирового океана». За три недели команда подростков (Виктор Бендера и Екатерина Ионова – руководители проекта, Дмитрий Петров, Елизавета Антропова, Андрей Белов, Софья Рябова, Ростислав Джураев, Николай Широков), пользуясь опытом наставников, разработала проект «Аварийно-спасательное судно на солнечно-водородной энергетической системе RE.mora», получивший диплом в номинации «Лучшее техническое решение». Ребята создали прототип катамарана с полноценной системой управления и электрической схемой, провели его испытания на воде и создали сайт, посвященный проекту http://remora.tilda.ws/. Для каждого из участников это событие стало отправной точкой в применении своих знаний и навыков, а также ориентиром в выборе будущей профессии. Мы от души поздравляем всю команду ОСК с этим замечательным достижением! Подробнее о работе над этим проектом нам рассказал эксперт-наставник от ОСК Валерия Дитковская (Балтийский завод).

ПОЧЕМУ ­КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ?

– У нас на Балтийском заводе активно ведется профориентационная деятельность, в том числе и с ребятами школьного возраста. Мы проводим экскурсии для школьных классов, рассказывая о технологии постройки судна, а для младших школьников и даже дошколят мной разработан выездной урок «Почему корабль плавает?». Когда-то, еще учась в школе, я выбирала между профессией учителя, которая мне очень нравилась, и профессией кораблестроителя, по примеру моих родителей. В итоге, выбрав кораблестроение, я получила очень интересную работу, а принимая участие в профориентационных программах, реализовала и второе свое желание – быть учителем.

ПРОЕКТ «СИРИУС»

– «Сириус» организовывался для выявления талантливых ребят как в сфере науки и техники, так и в сфере спорта и искусства и предоставления им возможностей для развития под руководством ведущих преподавателей, тренеров, ученых. Объединенной судостроительной корпорации «Сириус» позволяет показать таким ребятам судостроительную отрасль в качестве одной из возможностей приложения своих сил.
Ребята, выполнявшие проекты по различным направлениям и ставшие финалистами, собрались в «Сириусе» и объединились в команды, чтобы за три недели сделать совместные работы в соответствии с выбранным направлением конкурса. Каждая команда делает свой проект под руководством наставника и вожатого. Кроме того, все ребята участвуют в общих лекциях, причем сами выбирают лекции, которые хотят посетить.

КОМАНДА ОСК

– На лекции я рассказывала ребятам о том, какие расчеты делают для выбора параметров будущего судна. Рассказала о причинах ряда морских аварий, показала фотографии самых необычных судов. Отвечая на их вопросы, рассказала и о технологии постройки судна. Лекцию посетили ребята с самых разных направлений: «Освоение Арктики и Мирового океана», «Современная энергетика» и даже «Космические технологии». После этого работа продолжилась с командой школьников из направления «Освоение Арктики и Мирового океана», делавшей прототип катамарана для проведения спасательных операций. На базе полученных на лекциях знаний у них сложилась картина о преимуществах и недостатках многокорпусного судна. Работая в диалоге, ребята научились критически оценивать принятые решения, выбирать из предложенных вариантов лучший.
Для детей в «Сириусе» все было по-настоящему, и за три недели они многое получили. Во-первых, пообщались в командах с такими же классными ребятами, как они сами. Это очень важно, поскольку в «Сириусе» можно ощутить реальную поддержку и друг от друга, и от наставников. В обычных школах таких живых ребят редко поддерживают по-настоящему. Во-вторых, школьники побывали на лекциях специалистов самых разных отраслей промышленности и науки и, возможно, именно сейчас определяются с отраслью, в которой хотели бы работать в дальнейшем. В-третьих, делая проект в весьма сжатые сроки, они получили опыт постановки реальных целей и их достижения. Ну и самое главное: они увидели, что ими интересуются взрослые, что они являются ценностью.

НОВЫЕ ЗВЕЗДЫ

– Ребята спрашивали, проводит ли ОСК конкурсы для детей. Мой ответ был утвердительным. И в них активнее всего участвуют дети и внуки сотрудников ОСК. Думаю, что пора начать использовать в качестве профориентационной площадки конкурсы, аналогичные конкурсу амбассадоров 2019–2020 года, но не ограниченные рамками ОСК. Дать возможность участвовать в таком конкурсе всем желающим, провести финал этого конкурса в одном из лагерей Ленинградской, Нижегородской и других областей, Приморского края. ­Сегодня судостро­ение, как и другие отрасли, испытывает серьезный кадровый голод, и в связи с этим надо обратить внимание на возможность работы с ребятами в регионах присутствия обществ Группы ОСК.
Конечно, те «звездочки», которых мы, возможно, приведем в судостроение благодаря «Сириусу», смогут принимать активное участие в научных разработках. Это дети, не только умеющие думать, но и умеющие ставить цели и их добиваться. Безусловно, привлечение таких ребят в наши научные центры позволит достичь качественного изменения их работы. Эти ребята смогут не просто перенять опыт от старших, но и, обладая гибкостью молодого мышления, выдвигать новые идеи и внедрять их в жизнь. «Сириус» ищет именно таких особо одаренных детей. Но судостроение – это еще и кропотливый труд огромного количества рабочих, мастеров, инженеров. И здесь нужно идти по пути привлечения большего количества ребят, проведения массовых мероприятий. Сейчас многие отрасли и учебные заведения идут именно по этому пути.

Юные корабелы «Сириуса»
Юные корабелы «Сириуса»
Юные корабелы «Сириуса»
Юные корабелы «Сириуса»
Юные корабелы «Сириуса»