ОТ «ГОГОЛЯ» ДО «МУСТАЯ КАРИМА»

ОТ «ГОГОЛЯ» ДО «МУСТАЯ КАРИМА»

Пассажирские суда, построенные в Сормове, зачастую являлись лучшими речными судами своего времени. Они перевезли миллионы пассажиров и пользовались любовью людей за удобство, красоту и надежность



Екатерина СТАРЦЕВА
«Красное Сормово»

ПАРОХОД-РЕКОРДСМЕН

В 1911 году по заказу Северного пароходного общества «Котлас – Архангельск – Мурман» на Сормовском заводе были построены два однотипных судна – «Н.В. Гоголь» и «Генерал Кондратенко» (позднее переименован в «А.И. Желябов»). Двухпалубные суда мощностью 380 л. с. были оборудованы по последнему слову техники того времени.

Пароходы перегонялись к месту службы по Волге, Шексне, Северно-Двинской системе через Кубенское озеро и по Сухоне. Так как габарит шлюзов на Северо-Двинской системе был слишком мал, суда пришлось разделить на три части: носовую, среднюю и кормовую. Пароходы были заново собраны в Михайловских мастерских Северного пароходного общества в Великом Устюге. При испытаниях во время приемки заказчиками загруженный чугунным балластом «Гоголь» развивал скорость «на спокойной воде до 20 верст в час». Пароход мог принять на борт около 700 пассажиров и расходовал около 40 м3 дров в сутки.

С 1911 года пароход работал на линии Вологда – Архангельск. Во время Гражданской войны «Гоголь» использовался как госпитальное судно и военный транспорт. Осенью 1919 года он в разобранном виде был перевезен по железной дороге в Петроград для ремонта, который продлился два года, после чего вернулся на линию Архангельск – Вологда.

В 1994–1996 годах на заводе «Звездочка» произвели реконструкцию парохода. Исторический облик судна сохранился, а все внутренние помещения были переоборудованы в соответствии с современными требованиями.

В 1998 году постановлением администрации Архангельской области пароход «Н.В. Гоголь» признан памятником истории областного значения. В 2014 году долгожитель получил памятный знак «Морское наследие России» и по-прежнему каждый год выходит в навигацию.

ПЛАВУЧИЕ ДВОРЦЫ

Летом 1914 года в первый рейс из Нижнего Новгорода до Астрахани отправились грузопассажирские пароходы «Великая княжна Татьяна Николаевна» (после 1917 года – «Спартак») и «Великая княжна Ольга Николаевна» («Володарский»).

За роскошное убранство внутренних помещений и комфортные условия для пассажиров пароходы, носившие имена дочерей императора Николая II, заслужили звания плавучих дворцов. На тот момент это были самые крупные в мире речные пароходы.

На пароход «Великая княжна Ольга Николаевна» перед первой навигацией был приглашен известный нижегородский фотохудожник Максим Дмитриев, который сделал фотографии интерьеров салонов и кают. «…Пароход представляет собой последнее слово техники и той роскоши, какая стала вводиться на теплоходах для привлечения классной публики... В рубке I класса – от потолка до пола окна зеркального стекла, между которыми расставлены колонки из натурального полированного венгерского ясеня… вся отделка выдержана в стиле Людовика XVI…» – так писали в нижегородских газетах 1914 года.

Они прослужили более 70 лет. «Спартак» – один их самых знаменитых российских речных судов – многие годы курсировал по маршрутам Астрахань – Горький и Москва – Ростов-на-Дону. Его двигатель ни разу не подвергался капремонту. Пароходу было 69 лет, когда он вдруг стал кинозвездой – «Ласточкой» в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс». «Володарский» тоже неоднократно снимался в кино («Хождение по мукам», «Очарованный странник», «Васса»). «За выслугой лет» «Спартак» был списан в 1991 году, «Володарский» выведен из состава флота в 1989 году.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ТЕПЛОХОД

В 1934 году на Сормовском заводе был построен уникальный служебный правительственный теплоход «Максим Горький», намного опередивший время своими тактико-техническими качествами и прекрасной отделкой. Его создали по проекту военно-технического отдела ОПТУ НКВД как судно специального назначения (личный теплоход И.В. Сталина). Длина теплохода составляла 68,8 м, проектная скорость – 30 км/час.

Для нового теплохода использовали энергетическую установку подводной лодки серии «Декабрист». В отделке теплохода мастера применили более 17 пород дерева, в том числе красное дерево, чинару, карельскую березу. «Максим Горький» установил рекорд скорости речного судна – 35 км/час.

В 2002–2003 годах было принято решение восстановить теплоход. В ходе модернизации практически полностью сохранены и отреставрированы его «родные» интерьеры. Сегодня теплоход «Максим Горький» совершает прогулочные рейсы по Москве-реке.

БОЛЬШЕ МОЩНОСТИ

В 1937 году завод «Красное Сормово» построил для канала Москва – Волга четыре первоклассных пассажирских теплохода: «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин», «Вячеслав Молотов». Их проектирование и постройка – крупное достижение сормовских судостроителей. Это был первый в стране опыт строительства сварных судов больших мощностей.

Помещения были отделаны шпоном ценных пород дерева, мебель изготовлена из ореха. На теплоходе действовали отделение связи, сберкасса, телефонная связь, музыкальный салон, киноустановка. Суда были рассчитаны на 205 пассажиров. Эти красивые необычные теплоходы стали одним из символов канала имени Москвы. Герои довоенного фильма «Волга-Волга» (с Любовью Орловой в главной роли) плывут по каналу до Москвы на теплоходе «Иосиф Сталин».

ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХОДЫ

Вершиной пассажирского судостроения на заводе стали дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз», разработанные КБ завода и сданные в эксплуатацию в 1958–1959 годах. Сормовичи первыми в стране освоили строительство речных трехпалубных судов для Волги.

Рассчитанные на 440 пассажиров, они вобрали в себя новейшие достижения отечественного судостроения с широким применением автоматики. По уровню комфорта для пассажиров «Ленин» стал настоящим прорывом. Оба дизель-электрохода несколько десятилетий оставались флагманами Волжского речного пароходства. За создание дизель-электрохода «Советский Союз» завод «Красное Сормово» был удостоен диплома Всемирного салона в Брюсселе 1958 года (там демонстрировалась модель судна).

СОВРЕМЕННОЕ КРУИЗНОЕ СУДНО

С того времени прошло уже более 60 лет. Лишь несколько лет назад «Красному Сормову» вновь доверено построить современнейшее пассажирское судно – круизное. Лайнер «Мустай Карим» по проекту PV300 был сдан в эксплуатацию 3 августа 2020 года. Суда такого класса не строились никогда – ни в России, ни на европейских верфях (из-за особенности европейских рек, где довольно низкие мосты).

Британское Королевское общество корабельных инженеров (RINA – Royal Institution of Naval Architects) включило пассажирское судно проекта PV300 «Мустай Карим», построенное на ПАО «Завод «Красное Сормово», в список значимых кораблей 2020 года (Significant Ships of 2020).

Каюты пассажиров находятся на трех верхних ярусах надстройки – 169 двухместных стандартных кают и две двухместные каюты люкс. Система кондиционирования воздуха обеспечивает автоматическое поддержание температуры и влажности воздуха, также предусмотрено индивидуальное регулирование этих параметров в каждой каюте.

СУДА СОРМОВСКОЙ ПОСТРОЙКИ ЧАСТО ПОЯВЛЯЛИСЬ НА КИНОЭКРАНАХ



ОТ «ГОГОЛЯ» ДО «МУСТАЯ КАРИМА»
ОТ «ГОГОЛЯ» ДО «МУСТАЯ КАРИМА»
ОТ «ГОГОЛЯ» ДО «МУСТАЯ КАРИМА»
ОТ «ГОГОЛЯ» ДО «МУСТАЯ КАРИМА»
ОТ «ГОГОЛЯ» ДО «МУСТАЯ КАРИМА»
ОТ «ГОГОЛЯ» ДО «МУСТАЯ КАРИМА»