На «Сомове» за Полярный круг

На «Сомове» за Полярный круг

Сто лет назад в свою первую экспедицию в Северный Ледовитый океан отправился Плавморнин – Плавучий морской научный институт, созданный советской властью для исследования Арктического региона. Эта традиция в наши дни поддерживается Арктическим плавучим университетом. О том, что удалось узнать в плавании этого года, рассказывает заместитель руководителя экспедиции по научной работе Анна Трофимова

Фото Анастасии ЛОМАКИНОЙ


Тринадцатый рейс Арктического плавучего университета – 2021 длился двадцать один день. За это время научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» прошло по маршруту: Архангельск – Малые Кармакулы – мыс Желания (архипелаг Новая Земля) – разрез мыс Желания – о. Сальм – Земля Франца-Иосифа – Архангельск. В ходе экспедиции были проведены полевые исследования на островах Гукера, Хейса и о. Белл (Земля Франца-Иосифа, Национальный парк «Русская Арктика»).

Уникальный морской научно-образовательный проект на борту научного судна проводится в высоких широтах Северным (Арктическим) федеральным университетом (САФУ) совместно с Северным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при поддержке РГО с 2012 года. Одной из его целей является получение новых знаний о состоянии и изменениях в экосистеме прибрежных территорий арктических архипелагов.

МУСОР РАССКАЗЫВАЕТ О ТЕЧЕНИЯХ

Участники экспедиций проходят образовательные курсы и выполняют научно-исследовательские работы в акватории Баренцева моря, позволяющие получить знания об Арктическом регионе в экспедиционных условиях высокоширотной Арктики. В этом году была проведена оценка загрязнения пластиковым мусором морской экосистемы Баренцева моря (включая архипелаг Земля Франца-Иосифа) и его влияния на различные компоненты экосистемы (местообитания – побережья, акваторию; биоту – птиц, гидробионтов). Обследованы два полигона на двух участках побережья мыса Желания (архипелаг Новая Земля): со стороны Баренцева и со стороны Карского моря. По специальной методике на 100-метровом участке берега по всей ширине от уреза воды до линии снега производился поиск любого мусора, выброшенного морем: от макро- до микрофракций, с учетом пластика, металла, дерева, стекла. На баренцевом побережье было собрано шесть больших мешков антропогенного мусора. На карском побережье – примерно в десять раз меньше. Состав мусора сильно отличался: на баренцевоморском участке мусор представлял собой остатки рыболовных снастей и флаконы от различных косметических продуктов европейского происхождения, пластиковую посуду, бутылки и др., а на карском участке он был преимущественно металлическим, оставшимся от хозяйственной деятельности на Новой Земле.

Исследования на острове Белл Земли Франца-Иосифа проводились впервые. В результате обследования 100-метрового полигона на южном участке побережья было найдено большое количество пластикового мусора (два больших мешка). В основном это были остатки рыболовных снастей, ящиков для рыбы и других отходов с рыболовных судов; при этом практически полностью отсутствовали бытовые пластиковые отходы. Эти различия говорят о разных источниках загрязнения и разных путях его распространения, зависящих от течений. Собранный мусор будет описан по принятому международному классификатору Морской рамочной директивы и рекомендациям конвенции ОСПАР, и в дальнейшем эти сведения могут попасть в международную базу данных по морскому мусору в Северо-­Атлантическом регионе.

КАК ПОЖИВАЕТ ГОЛЬФСТРИМ

Экспедиция провела и океанографические исследования состояния современных гидрологических условий Баренцева моря и внутренних вод архипелага Земля Франца-Иосифа. Они были нужны для того, чтобы понять распространение теплых вод атлантического происхождения, проникающих в море с запада, ­севера и северо-востока. Основной задачей было зондирование толщи воды и отбор проб с заранее заданных горизонтов на океанологическом разрезе от мыса Желания на Новой Земле до острова Сальм. Всего было выполнено 19 океанографических станций: 16 на основном разрезе, три во внутренних областях ЗФИ. На 13 станциях были отобраны пробы воды на хлорофилл a, бактериальный состав, метан и другие компоненты. Разрез был выполнен за 41 час, с учетом его длины около 370 км и средней глубины около 250 м это довольно неплохой результат.
По первичным данным между восьмой и двенадцатой станциями были обнаружены воды Атлантики, относящиеся к баренцевоморской ветке АВМ (атлантической водной массы). Их отличительной особенностью являются положительная температура и повышенная соленость (около 35‰), а верхняя граница залегания находится примерно на глубине 100 метров. Для того чтобы отследить водообмен, перенос тепла и соли этой водной массы и понять, как Атлантика влияет на этот регион, нужен дальнейший сравнительный анализ с результатами прошлых лет.

В экспедициях Арктического плавучего университета регулярно проводятся океанологические и метеорологические исследования состояния современных гидрологических условий арктических морей, а также исследования процессов распространения и трансформации теплых атлантических вод в Баренцевом и Карском морях. За несколько лет вместе с Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом было отработано более 750 океанологических станций в Белом, Баренцевом, Гренландском и Карском морях, отобрано более 10 000 проб для гидрохимических исследований. Данные, полученные в ходе рейсов, систематизируются и добавляются в базы данных для дополнения картины многолетней изменчивости гидрологического режима морей Северного Ледовитого океана. Они позволяют изучать динамику климатических изменений в регионе, совершенствовать ледовые прогнозы для арктических морей, а также способствуют оценке морских биоресурсов.

КАКИЕ НИС НУЖНЫ УЧЕНЫМ

Все предыдущие экспедиции Арктического плавучего университета проходили на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов», но в этом году она впервые прошла на легендарном научно-экспедиционном судне (НЭС) «Михаил Сомов». В основном оно используется для морских исследований и доставки специалистов и грузов на гидрометеостанции, расположенные на побережье и островах Российской Арктики.

Научно-исследовательские суда должны отвечать специфическим требованиям, которые формулирует заказчик. Одно из непременных требований, учитываемых при выборе оборудования и механизмов, – подавление разного рода помех (шумы, вибрация и т.п.).

При проектировании НИС основное внимание уделяют обеспечению функциональной взаимосвязи судового и лабораторного оборудования. Они должны быть оснащены специальной штурманской аппаратурой для точного определения места в море, специальной гидроакустической аппаратурой, а также более мощными, чем на других судах, средствами радио­связи и радионавигации. Научно-исследовательские суда для работы в арктической зоне должны обладать высоким ледовым классом, помещениями, где возможно быстро разместить мобильные лаборатории, а также вертолетной площадкой.

Строительство и запуск в эксплуатацию ЛСП «Северный полюс» позволит проводить исследования в центральной части Северного Ледовитого океана круглогодично и поможет значительно увеличить объем знаний об Арктике.

ЖИВЫЕ ТРАДИЦИИ

Арктические моря и архипелаги, как и сто лет назад, по-прежнему во многом остаются белым пятном на карте науки. Арктический плавучий университет не просто продолжает традиции мультидисциплинарных морских экспедиционных исследований Плавучего морского научного института, а уточняет и дополняет данные в области океанологии, гидрометеорологии и биоразнообразия, полученные в ходе предыдущих исследований.

Плавучие университеты – это особая форма обучения, в ходе которой студенты не только получают практические навыки, но вместе с ведущими учеными и специалистами вовлечены во все стадии научно-исследовательского процесса – от постановки проблемы до подготовки публикаций. За прошедшие годы Арктический плавучий университет стал визитной карточкой САФУ им. М.В. Ломоносова и получил известность за пределами России. Заинтересованность в участии в подобных комплексных экспедициях проявляют как ведущие научные и образовательные центры нашей страны, так и зарубежные университеты и научные институты, занимающиеся исследованиями Арктики.

ЛСП «Северный Полюс» позволит проводить исследования круглогодично

 

На «Сомове» за Полярный круг
На «Сомове» за Полярный круг
На «Сомове» за Полярный круг
На «Сомове» за Полярный круг
На «Сомове» за Полярный круг
На «Сомове» за Полярный круг
На «Сомове» за Полярный круг
На «Сомове» за Полярный круг