Сто лет назад в свою первую экспедицию в Северный Ледовитый океан отправился Плавморнин – Плавучий морской научный институт, созданный советской властью для исследования Арктического региона. Эта традиция в наши дни поддерживается Арктическим плавучим университетом. О том, что удалось узнать в плавании этого года, рассказывает заместитель руководителя экспедиции по научной работе Анна Трофимова
Фото Анастасии ЛОМАКИНОЙ
Тринадцатый рейс Арктического плавучего университета – 2021 длился двадцать один день. За это время научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» прошло по маршруту: Архангельск – Малые Кармакулы – мыс Желания (архипелаг Новая Земля) – разрез мыс Желания – о. Сальм – Земля Франца-Иосифа – Архангельск. В ходе экспедиции были проведены полевые исследования на островах Гукера, Хейса и о. Белл (Земля Франца-Иосифа, Национальный парк «Русская Арктика»).
Уникальный морской научно-образовательный проект на борту научного судна проводится в высоких широтах Северным (Арктическим) федеральным университетом (САФУ) совместно с Северным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при поддержке РГО с 2012 года. Одной из его целей является получение новых знаний о состоянии и изменениях в экосистеме прибрежных территорий арктических архипелагов.
МУСОР РАССКАЗЫВАЕТ О ТЕЧЕНИЯХ
Участники экспедиций проходят образовательные курсы и выполняют научно-исследовательские работы в акватории Баренцева моря, позволяющие получить знания об Арктическом регионе в экспедиционных условиях высокоширотной Арктики. В этом году была проведена оценка загрязнения пластиковым мусором морской экосистемы Баренцева моря (включая архипелаг Земля Франца-Иосифа) и его влияния на различные компоненты экосистемы (местообитания – побережья, акваторию; биоту – птиц, гидробионтов). Обследованы два полигона на двух участках побережья мыса Желания (архипелаг Новая Земля): со стороны Баренцева и со стороны Карского моря. По специальной методике на 100-метровом участке берега по всей ширине от уреза воды до линии снега производился поиск любого мусора, выброшенного морем: от макро- до микрофракций, с учетом пластика, металла, дерева, стекла. На баренцевом побережье было собрано шесть больших мешков антропогенного мусора. На карском побережье – примерно в десять раз меньше. Состав мусора сильно отличался: на баренцевоморском участке мусор представлял собой остатки рыболовных снастей и флаконы от различных косметических продуктов европейского происхождения, пластиковую посуду, бутылки и др., а на карском участке он был преимущественно металлическим, оставшимся от хозяйственной деятельности на Новой Земле.
Исследования на острове Белл Земли Франца-Иосифа проводились впервые. В результате обследования 100-метрового полигона на южном участке побережья было найдено большое количество пластикового мусора (два больших мешка). В основном это были остатки рыболовных снастей, ящиков для рыбы и других отходов с рыболовных судов; при этом практически полностью отсутствовали бытовые пластиковые отходы. Эти различия говорят о разных источниках загрязнения и разных путях его распространения, зависящих от течений. Собранный мусор будет описан по принятому международному классификатору Морской рамочной директивы и рекомендациям конвенции ОСПАР, и в дальнейшем эти сведения могут попасть в международную базу данных по морскому мусору в Северо-Атлантическом регионе.
КАК ПОЖИВАЕТ ГОЛЬФСТРИМ
Экспедиция провела и океанографические исследования состояния современных гидрологических условий Баренцева моря и внутренних вод архипелага Земля Франца-Иосифа. Они были нужны для того, чтобы понять распространение теплых вод атлантического происхождения, проникающих в море с запада, севера и северо-востока. Основной задачей было зондирование толщи воды и отбор проб с заранее заданных горизонтов на океанологическом разрезе от мыса Желания на Новой Земле до острова Сальм. Всего было выполнено 19 океанографических станций: 16 на основном разрезе, три во внутренних областях ЗФИ. На 13 станциях были отобраны пробы воды на хлорофилл a, бактериальный состав, метан и другие компоненты. Разрез был выполнен за 41 час, с учетом его длины около 370 км и средней глубины около 250 м это довольно неплохой результат.
По первичным данным между восьмой и двенадцатой станциями были обнаружены воды Атлантики, относящиеся к баренцевоморской ветке АВМ (атлантической водной массы). Их отличительной особенностью являются положительная температура и повышенная соленость (около 35‰), а верхняя граница залегания находится примерно на глубине 100 метров. Для того чтобы отследить водообмен, перенос тепла и соли этой водной массы и понять, как Атлантика влияет на этот регион, нужен дальнейший сравнительный анализ с результатами прошлых лет.
В экспедициях Арктического плавучего университета регулярно проводятся океанологические и метеорологические исследования состояния современных гидрологических условий арктических морей, а также исследования процессов распространения и трансформации теплых атлантических вод в Баренцевом и Карском морях. За несколько лет вместе с Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом было отработано более 750 океанологических станций в Белом, Баренцевом, Гренландском и Карском морях, отобрано более 10 000 проб для гидрохимических исследований. Данные, полученные в ходе рейсов, систематизируются и добавляются в базы данных для дополнения картины многолетней изменчивости гидрологического режима морей Северного Ледовитого океана. Они позволяют изучать динамику климатических изменений в регионе, совершенствовать ледовые прогнозы для арктических морей, а также способствуют оценке морских биоресурсов.
КАКИЕ НИС НУЖНЫ УЧЕНЫМ
Все предыдущие экспедиции Арктического плавучего университета проходили на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов», но в этом году она впервые прошла на легендарном научно-экспедиционном судне (НЭС) «Михаил Сомов». В основном оно используется для морских исследований и доставки специалистов и грузов на гидрометеостанции, расположенные на побережье и островах Российской Арктики.
Научно-исследовательские суда должны отвечать специфическим требованиям, которые формулирует заказчик. Одно из непременных требований, учитываемых при выборе оборудования и механизмов, – подавление разного рода помех (шумы, вибрация и т.п.).
При проектировании НИС основное внимание уделяют обеспечению функциональной взаимосвязи судового и лабораторного оборудования. Они должны быть оснащены специальной штурманской аппаратурой для точного определения места в море, специальной гидроакустической аппаратурой, а также более мощными, чем на других судах, средствами радиосвязи и радионавигации. Научно-исследовательские суда для работы в арктической зоне должны обладать высоким ледовым классом, помещениями, где возможно быстро разместить мобильные лаборатории, а также вертолетной площадкой.
Строительство и запуск в эксплуатацию ЛСП «Северный полюс» позволит проводить исследования в центральной части Северного Ледовитого океана круглогодично и поможет значительно увеличить объем знаний об Арктике.
ЖИВЫЕ ТРАДИЦИИ
Арктические моря и архипелаги, как и сто лет назад, по-прежнему во многом остаются белым пятном на карте науки. Арктический плавучий университет не просто продолжает традиции мультидисциплинарных морских экспедиционных исследований Плавучего морского научного института, а уточняет и дополняет данные в области океанологии, гидрометеорологии и биоразнообразия, полученные в ходе предыдущих исследований.
Плавучие университеты – это особая форма обучения, в ходе которой студенты не только получают практические навыки, но вместе с ведущими учеными и специалистами вовлечены во все стадии научно-исследовательского процесса – от постановки проблемы до подготовки публикаций. За прошедшие годы Арктический плавучий университет стал визитной карточкой САФУ им. М.В. Ломоносова и получил известность за пределами России. Заинтересованность в участии в подобных комплексных экспедициях проявляют как ведущие научные и образовательные центры нашей страны, так и зарубежные университеты и научные институты, занимающиеся исследованиями Арктики.
ЛСП «Северный Полюс» позволит проводить исследования круглогодично