Первый юбилей

Служба спасения

Анатолий Леонтьев
начальник ФГБУ «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» (2013–2020)

Глеб Сосунов
руководитель проекта департамента взаимодействия с органами государственной власти и общественными организациями АО «ОСК»

Добыча водных биоресурсов – один из самых опасных видов деятельности среди всех производств. Чтобы не случилась беда, в районах промысла постоянно дежурят спасательные отряды, всегда готовые прийти на помощь

Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ (Северный ЭО АСР) был образован в 2013 году в соответствии с распоряжением Правительства России и находится в составе Росрыболовства, которое, свою очередь, входит в Минсельхоз России. Основная задача отряда – обеспечение безопасности плавания судов рыбопромыслового флота. Сегодня Северный ЭО АСР – это шесть спасательных судов, две службы наблюдения за флотом в портах Мурманск и Севастополь, береговая база флота в городе Мурманске, два филиала и отдел по освидетельствованию рыболовных судов и их судовладельцев на соответствие требованиям МКУБ, которые находятся в городах Мурманске, Севастополе и Калининграде.

Спасательный флот 

Безопасность мореплавания в Северном бассейне обеспечивают три спасательных морских буксира проекта 1454 – «Микула», «Атрия» и «Мурманрыба». В Азово-Черноморском бассейне работают спасательный морской буксир проекта 1454 «Пурга» и водолазно-спасательный катер «Сокол». Еще одно судно, ледокольный буксир «Стахановец», выведенный из эксплуатации, находится в порту Мурманск в ожидании решения руководства Росрыболовства по его дальнейшему применению.

Возраст всех буксиров проекта 1454 – более 40 лет, но благодаря дополнительным средствам, выделенным отряду в 2019 году, все суда были отремонтированы на класс Регистра, находятся в хорошем техническом состоянии и готовы к выполнению любых задач до 2025 года.

Однако спасательный флот, несомненно, нуждается в новых, современных судах. В настоящее время идет обновление научно-исследовательского флота Росрыболовства. Модернизация спасательного флота по планам ведомства произойдет через два-три года. Предполагается строительство серии из четырех спасательных морских буксиров на одном из российских предприятий. Проект этих судов пока согласовывается.

Что такое МКУБ 

С 2015 года Северный ЭО АСР выполняет освидетельствование рыболовных судов и их судовладельцев на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения (МКУБ). Делается это для того, чтобы эффективнее минимизировать вероятность аварийных случаев на судах рыбопромыслового флота, которые, к сожалению, периодически происходят. Физическая изношенность «рыбаков» и их солидный средний возраст, сложнейшие технологические процессы по спуску-подъему орудий лова и обработке уловов, тяжелейшие гидрометеорологические условия, недостаток квалифицированных и опытных кадров на судах, пресловутый человеческий фактор – все это в той или иной степени ведет к возникновению аварийных ситуаций в море.

Процедура освидетельствования на соответствие требованиям МКУБ рыболовных судов и их судовладельцев в общих чертах заключается в следующем. Судовладелец сам разрабатывает структуру и документацию системы управления безопасностью, коротко – СУБ, с учетом требований нормативных правовых актов в области безопасности мореплавания и технических особенностей своих судов. Далее СУБ компании освидетельствуется уполномоченными специалистами по МКУБ. Если замечаний нет, то судовладельцу выдается, а потом ежегодно подтверждается документ (ДСК) о соответствии требованиям МКУБ. Далее эксперты по МКУБ выезжают на рыболовное судно и проверяют на нем эффективность применения СУБ компании экипажем. В первую очередь проверяют готовность моряков к действиям по тревогам в аварийных ситуациях, работоспособность механизмов судна, наличие и состояние спасательных средств, умение членов экипажа работать на своих местах в соответствии с инструкциями и т.д. Это комплексная проверка. Ее результатом является выдача и ежегодное подтверждение свидетельства об управлении безопасностью (СвУБ) рыболовного судна. Если в ходе проверок выясняется, что судно и его экипаж не готовы к работе в море, свидетельство не выдается, изымается или не подтверждается до устранения всех недостатков.

У большинства судовладельцев есть понимание, что безусловное выполнение требований МКУБ является залогом безаварийной работы флота. Но, конечно, есть и такие, кто недоволен работой экспертов, считая, что они выставляют избыточные требования. Некоторые даже пишут жалобы в различные инстанции. Происходит это, как правило, из-за желания собственников судов получить максимальную прибыль любым путем, в том числе путем недопустимого сокращения расходов на снабжение, обучение, оборудование, ремонт, техническое обслуживание и т.д. Задача же отряда – снизить аварийность, чтобы люди оставались живы и здоровы, а природа и суда целы.

В 2020 году отмечается первый юбилей – пять лет с того момента, как на отряд была возложена функция освидетельствования по МКУБ. Анализ статистики аварийных случаев на судах рыбопромыслового флота с 2015 года показывает, что за прошедший период их количество начало заметно снижаться. Безусловно, в этой положительной динамике есть большая заслуга экспертов по МКУБ Северного и Дальневосточного экспедиционных отрядов аварийно-спасательных работ.

Опыт – залог безопасности 

Необходимо отметить, что все специалисты по МКУБ имеют многолетний опыт работы на старших командных должностях в экипажах рыболовных судов, прошли специальное обучение по утвержденным Росрыболовством программам подготовки экспертов по МКУБ. Работа по освидетельствованию проводится только в рамках правового поля, на основании требований нормативных актов в области обеспечения безопасности мореплавания. Все действия экспертов по МКУБ осуществляются в соответствии с утвержденным контрольным листом освидетельствования, так называемым чек-листом. Многие требования норм, правил, стандартов, инструкций появились вследствие выводов, сделанных после расследования несчастных случаев, зачастую оканчивавшихся увечьем или гибелью моряков.

Один из основных принципов, которым руководствуются эксперты по МКУБ, – готовься к худшему, будет лучше. Другими словами, от того, насколько хорошо экипаж и судно готовы при освидетельствовании, зависят в конце концов жизнь и здоровье людей, сохранность судна и окружающей среды при работе на промысле.

Основной причиной аварийных ситуаций на рыбопромысловом флоте является невыполнение требований конвенций, кодексов, правил, стандартов, инструкций, предписаний и других нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности мореплавания и охраны труда, таких как Наставление по борьбе за живучесть на судах рыбопромыслового флота, Кодекс торгового мореплавания, Устав службы на судах рыбопромыслового флота, Правила пожарной безопасности и других.

Пресловутый человеческий фактор, как правило, играет ключевую роль в возникновении аварийных случаев. Нередки случаи, когда подводят механизмы вследствие их усталости и изношенности. Несмотря на то что отечественный рыболовный флот обновляется, возраст подавляющего большинства судов превышает 30 лет.

Когда случается авария на рыболовном судне и экипаж не может справиться своими силами, на помощь незамедлительно выходит спасательный морской буксир отряда. Причем для этого не требуется длительного согласования условий спасательной операции, достаточно заявки судовладельца по электронной почте.

От Шпицбергена до Крыма, от Калининграда до Новой Земли… 

За все время существования Северного ЭО АСР было проведено множество спасательных операций. Это буксировки аварийных судов в порт, снятие рыболовных судов с мели, эвакуация больных, в том числе в тяжелом состоянии, оказание им первой неотложной помощи и доставка на берег, размотка орудий лова и других посторонних предметов с винто-рулевой группы водолазами отряда, сопровождение аварийных судов до порта и т.д. Все работы были выполнены своевременно, без человеческих жертв, материального ущерба предприятиям рыбопромышленного комплекса и вреда окружающей природной среде.

Случались и очень сложные спасательные операции. Так, например, в 2017 году норвежский танкер на востоке Баренцева моря намотал посторонние предметы на винт, после чего была потеряна возможность управления и движения. При этом возникла угроза переворачивания и экологической катастрофы, так как танкер был с грузом тяжелого топлива, мазута, к тому же погода стремительно ухудшилась. Танкер подал сигнал бедствия. К нему на помощь незамедлительно выдвинулся спасательный буксир «Пурга», отбуксировавший аварийное судно в Норвегию. А далее наши водолазы так ювелирно очистили винт танкера, что норвежцы пришли в восторг от их профессионализма.

Но, пожалуй, самой опасной и тяжелой была операция по спасению рыболовного судна «Жемчужина», принадлежащего рыболовецкому колхозу «Всходы коммунизма», в восточной части Баренцева моря в январе 2017 года. Судно, как это часто бывает на промысле, намотало орудия лова на винт. Все попытки самостоятельно размотаться потерпели неудачу. А тем временем в район нахождения аварийного судна подходил сильнейший ураган. Спасатель отряда «Мурманрыба» незамедлительно выдвинулся на помощь терпящему бедствие «рыбаку». В такой шторм взять на буксир аварийное судно – это уже невероятно трудно. А уж удержать без рывков и обрыва буксирной линии при ветре 35–40 метров в секунду и огромной волне не имеющего хода «рыбака» могут только настоящие профессионалы своего дела! Долгое время два судна практически стояли на месте. Из-за урагана буксировка аварийного судна с 30 членами экипажа в порт Мурманск, который находился на расстоянии всего трех сотен морских миль, растянулась почти на две недели! Но удача любит смелых. В невероятно сложных погодных условиях и полном отсутствии дневного света в полярную ночь, при постоянной угрозе обрыва буксира, неминуемо приведшего бы к гибели рыболовного судна с людьми на борту, капитан, боцман и остальные члены экипажа спасателя проявили выдающееся мастерство, недюжинную выдержку и самообладание. Сложнейшая операция закончилась благополучно. Кстати, о всей сложности спасения говорит тот факт, что за эти дни капитан рыболовного судна полностью поседел, настолько реальной была угроза гибели.

Впоследствии весь экипаж спасательного морского буксира «Мурманрыба» за эту операцию представили к наградам. Благодарственные письма и почетные грамоты поступили от губернатора Мурманской области и от Росрыболовства. Пять человек были награждены медалями за спасение погибавших.

В районах промысла, находящихся в зоне ответственности Северного ЭО АСР, одномоментно находятся тысячи членов экипажей на сотнях рыболовных судов. Несмотря на имеющиеся трудности, от архипелага Шпицберген до Крыма, от Калининграда до Новой Земли специалисты экспедиционного отряда всегда готовы по первому зову прийти на помощь рыбакам, которые в тяжелейших условиях осуществляют добычу водных биоресурсов, тем самым участвуя в обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации.  

Общая статистика аварийных случаев на Северном, Западном и Азово-Черноморском рыбохозяйственных бассейнах, находящихся в зоне ответственности отряда

Общее количество аварийных случаев: 2015 – 25, 2016 – 24, 2017 – 37, 2018 – 27, 2019 – 14, 2020 (по 30.04.20) – 8.

Тяжкий вред здоровью, связанный с производственной деятельностью: 2015 – 3, 2016 – 0, 2017 – 2, 2018 – 4, 2019 – 3, 2020 (по 30.04.20) – 1.

Гибель людей, связанная с производственной деятельностью: 2015 – 2, 2016 – 5, 2017 – 16, 2018 – 6, 2019 – 0, 2020 (по 30.04.20) – 0.

Гибель судов: 2015 – 0, 2016 – 0, 2017 – 2, 2018 – 0, 2019 – 2, 2020 (по 30.04.20) – 1.

Российский спасательный флот хорошо оснащен, но тем не менее тоже нуждается в новых, современных судах
Служба спасения
Служба спасения
Служба спасения
Служба спасения