Первый юбилей

Северо-западный юбиляр

Евгений Зудин 
генеральный директор АО «10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод»

20 августа 2020 года исполнилось 85 лет старейшему на побережье Баренцева моря Полярнинскому судоремонтному заводу. Номерной завод Министерства обороны начинался с одной плавмастерской «Красный горн». Это судно, спроектированное еще до революции самим Степаном Осиповичем Макаровым, совершило переход через Атлантику, из Кронштадта в Полярное. Так началась история всего заполярного судоремонта на Кольской земле

Военный судоремонт на Кольском Севере появился позже самой Северной военной флотилии. В первое время в Советской России во всей отрасли ощущалась нехватка квалифицированных кадров, не было четких планов и своевременного финансирования. При этом командование мало устраивали такие причины затягивания ремонта, как например, ледоход (на его время суда нужно было отводить от плавмастерских). Но в 20-е годы основное развитие судоремонта и судостроения происходило в Архангельске. После событий в Порт-Артуре СССР больше внимания уделял также организации Дальневосточной базы флота. А Мурманск считался рыбным местом, где ремонтом судов занимался СРЗ Мурманрыбы. С него и можно было бы начать историю военного судоремонта, однако «Судоремонтный завод Мурманрыбы считает ремонт военных кораблей обузой, на который он согласился ошибочно… Сам военный порт мастерских не имеет за исключением одного ничтожного, размером 20 на 10 метров, сарая, в котором размещены все «цеха»… Технический отдел порта до сих пор не организован, нет начальника отдела, нет подручных для наблюдения, которые следили бы за ремонтом и договаривались» (из доклада инспектора морских сил РККА т. Смирнова наркому обороны Ворошилову 17 июня 1935 года № 352020с. Стр. 1–2).

Ознакомившись с выводами инспектора наморси (начальник морских сил, аналог нашего главкома ВМФ), Владимир Митрофанович Орлов дает указание оказать помощь в надлежащей организации Мурманского порта и одновременно «доукомплектовать флотилию и приступить к комплектованию базы «Полярное» немедленно». Также была поставлена задача «проработать вопрос о переводе плавбазы «Эльбрус» для подлодок на Север, озаботиться переброской второго плавдока в Мурманск и ввести докование два раза в год» (из доклада инспектора морских сил РККА т. Смирнова наркому обороны Ворошилову 17 июня 1935 года № 352020с. Стр. 14).

Как видим, уже тогда Мурманск не рассматривался как главная база Северной военной флотилии. Ремонтную же базу должно было строить в шаговой доступности, исходя из ведомственной подчиненности. Лодки, крейсера и торпедные катера должны получать всю необходимую ремонтную помощь рядом с родным причалом. Такова была идея наморси Орлова и наркома Ворошилова. Ее поддержали флагманы всех флотов молодой республики Советов. Появился определенный ритм в работе.

Ритм новой эпохи 

До середины 1990-х номерной завод Министерства обороны славился как стабильное предприятие, выполнявшее работы не только по ремонту, но и по модернизации отечественный подводных лодок. Подготовку ко всем полюсным походам советские атомарины Северного флота начинали от причалов в Пала-губе. Здесь трудилось семь тысяч человек персонала, была своя учебная база в Полярном и Росте и самый современный станочный парк (включавший станки с ЧПУ). Нельзя сказать, что все рухнуло в одночасье. С сокращением корабельного состава флота началось снижение производственной нагрузки. В конце 1990-х были и забастовки, и голодовки, и девятимесячные невыплаты зарплаты. Имущество стали распродавать за долги. Однако такой конец на самом деле оказался началом новой эпохи в истории предприятия.

В июне 2010 года завод становится дочерним зависимым обществом ОСК. Не сразу удается найти команду управленцев, которые смогли бы заново построить новый курс для предприятия. Точка отсчета – февраль 2015 года. В Объединенной судостроительной корпорации принимается политически сложное решение: завод будет существовать и занимать отдельную нишу. На должность генерального директора приходит Евгений Зудин. Уроженец Нижнего Новгорода и выпускник НГТУ им. Алексеева, он уже имел опыт работы на СРЗ «Нерпа», Кольском предприятии «Эра». Накопленный опыт и пытливый ум нового директора помогают сегодня решать сложные производственные задачи. И именно с приходом его команды начинается возрождение обанкротившегося градообразующего предприятия.

Производственная математика

В феврале 2015 года на предприятии работало 350 человек. Из них 62 – основные производственные рабочие. Эксплуатировались один плавучий док и рейдовый буксир. Три плавучих причала были аварийными. Производственные и офисные здания предприятия пребывали в критическом состоянии: негерметичная кровля, отсутствие теплового контура и т.д. Расчетный счет заблокирован, задержка заработной платы – четыре месяца, 30-процентная загрузка основного производства. При этом завод не фигурировал как исполнитель ни в одной из федеральных целевых программ.

В марте 2015 года совместно с ОСК завод разрабатывает бизнес-план своего развития на период 2015–2017 гг. Он предусматривает перевод, раскрепление и ввод в эксплуатацию в акватории судоремонтного предприятия второго плавучего дока. Это позволит иметь нормальную загрузку во время производства работ по доковому ремонту и утилизации кораблей и судов различных типов и тактико-технических характеристик и выведет предприятие из финансового кризиса.

В мае 2015 года, после посещения завода руководителем АО «ОСК» Алексеем Рахмановым, предприятию выделяют заем в размере 268 млн рублей, в полном объеме направленный на погашение задолженности по заработной плате и налогам. Долги закрывают, но на развитие предприятия и модернизацию его цехов, причалов денежных средств не выделили. Уже тогда было видно, что, распрощавшись с долгами и набрав людей, завод сам может восстановить внутризаводские объекты.

Новая управленческая команда Евгения Зудина не стала по примеру прошлых искать ссуды, дотации, продавать доки и станки, чтобы выплачивать зарплату. Лжеоптимизация уже низвела орденоносный завод до состояния ремесленной мастерской. Началась работа по поиску «гражданской» загрузки и пересмотра кадровой политики. Своими силами начались восстановление причальной линии и поиск второго плавдока.
В итоге: работы по заказам прошлых лет выполнены и закрыты, загрузка предприятия – 100% до 2022 года, 700 человек, основных производственных рабочих среди них уже 260 человек.

Заводчанам удалось вернуть завод на позицию, где все работы выполняются в согласованные сроки, причем без привлечения контрагентов. В числе заказчиков появляются крупные компании, такие как «Росатом» и «Атомфлот».

2017 год и первая половина 2018 года оказались самыми трудными для предприятия: загрузка основного производства шла по остаточному принципу. Но со второй половины 2018 года, весь 2019-й и по настоящее время производственная загрузка АО «10 СРЗ» держится на уровне 100%. Товарный оборот предприятия вырос в десять раз, и по итогам работы в 2019 году предприятие показало чистую прибыль в размере 66 млн рублей впервые за последние 25 лет. В первой половине 2020 года этот показатель составил 10 млн рублей.

В прошлом году предприятие получило чистую прибыль в размере 66 млн рублей
Наступаем по всем направлениям

Слова из песни группы «Любэ» как нельзя лучше характеризуют сегодняшний день на 10-м судоремонтном. Процесс диверсификации завода в ноябре 2019 года вылился в предложения по созданию морехозяйственного комплекса «Полярный». Региональные власти и профильные министерства поддержали завод. Завод, в свою очередь, уже отстроил заново два причала и докует рыболовецкие суда. Слово теперь за самими рыбаками, которые по достоинству оценили удобства заводской акватории и ее близость к выходу в открытое море.

Завод не только возвращает себе статус градообразующего, но и приближается к приобретению статуса предприятия регионального значения. За последние пять лет были поставлены на учет опасные производственные объекты и получено разрешение на право их эксплуатации, проведено экспертное обследование, зарегистрировано и допущено к эксплуатации крановое оборудование и другие объекты, поднадзорные Ростехнадзору. Переоформлены, а также получены новые лицензии и разрешительные документы, дающие заводу право работать с гражданскими судами всех типов.

Особенно стоит отметить наличие лицензий на работу на атомных ледоколах и в области использования атомной энергии в мирных целях. Остается в портфеле заказов и место для военных кораблей и судов Министерства обороны. Созданы и введены в эксплуатацию не имеющие аналогов на предприятиях ОСК в Мурманском регионе участки проведения технического освидетельствования баллонов высокого давления, ремонта и зарядки различных типов огнетушителей, переработки жидких радиоактивных отходов. Введен в строй электромонтажный участок, позволяющий исключить привлечение частных и малых предприятий, не входящих в ОСК, при исполнении работ для сторонних заказчиков. Ведется работа со школами, средними и высшими учебными заведениями по привлечению на завод молодых специалистов. Главными событиями года в школах Мурманской области становятся конкурс ОСК «Царь-плотник» и многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» Союза машиностроителей России.

Завод возвращает себе статус градообразующего предприятия регионального значения
Подводя итог

17-я пятилетка 10-го ордена Трудового Красного Знамени судоремонтного завода возвращает его на орбиту стабильности под флагом ОСК. Предприятие набирает обороты под руководством команды Евгения Зудина. Что еще предстоит? Решить вопрос по созданию Арктического центра судостроения, судоремонта и обновить станочный парк с помощью Фонда развития промышленности… Границ у наших планов сегодня быть не может! Ведь завод в Полярном – это душа и руки региона. Будет жить завод – будет жить и первая флотская столица, город воинской и трудовой славы Полярный.

Северо-западный юбиляр
Северо-западный юбиляр
Северо-западный юбиляр
Северо-западный юбиляр
Северо-западный юбиляр
Северо-западный юбиляр
Северо-западный юбиляр
Северо-западный юбиляр
Северо-западный юбиляр
Северо-западный юбиляр
Северо-западный юбиляр