Первый юбилей

Конструкторы будущего

Вячеслав Шаталов генеральный директор АО «КБ «Вымпел»

В июле 2020 года 90-летний юбилей отметила одна из старейших проектных организаций в области судостроения – конструкторское бюро «Вымпел»

За прошедшие десятилетия по проектам бюро на ведущих судостроительных предприятиях нашей страны и за рубежом было построено более 6500 объектов морской техники, многие из которых составляли и составляют основное ядро транспортного отечественного флота в акваториях Волги, Балтийского, Каспийского и Черного морей, Дальневосточного и Сибирского регионов. Многие суда разработаны для решения уникальных задач в области энергетики, оборонного комплекса, атомной, нефтегазовой отраслях, научных исследований и работ в Арктике. Сегодня КБ «Вымпел» входит в состав АО «ОСК» и является одним из центров проектных компетенций в гражданском судостроении.

А начиналось все в 1927 году еще в Сормовском отделении Центрального бюро морского судостроения. По проектам молодого КБ строились баржи, буксиры, грузопассажирские суда и паромы, грузовые речные суда, первые толкаемые составы, а также суда для гидротехнического строительства. В 1930 году отделение получило статус самостоятельной организации «Речсудопроект».

В период Великой Отечественной войны КБ работало над созданием боевых кораблей и вспомогательных судов для ВМФ: строились большие охотники за подводными лодками, десантные мотоботы повышенной живучести, плавучие батареи, плавучие базы ПВО, самоходные баржи для перевозки военной техники, траловые баржи, судоподъемные понтоны. Эти корабли приняли активное участие в военных операциях, приближая нашу страну к победе.

В 1950–1960-е годы по проектам КБ строились крупнотоннажные транспортные суда смешанного плавания и мелкосидящие морские суда, практически заново создавался автоматизированный буксирный флот, появлялись морские и речные железнодорожные паромы. В те же годы бюро начало специализироваться на судах безобмоточного размагничивания и крановых транспортно-монтажных судах.

В 70–80-е годы бюро обеспечило создание принципиально новых для судостроительной отрасли плавучих электростанций «Северное сияние» (решающих энергетических проблемы Крайнего Севера), скоростных судов на воздушной подушке со скегами, судов атомно-технологического обеспечения, мобильных мостопереправочных средств.

В 1990-е годы в условиях перехода на рыночную экономику, полного разрыва наработанных годами производственных связей, в сложнейшей финансовой и политической обстановке КБ «Вымпел» удалось не только выжить, но и выйти на принципиально новый уровень качества проектных работ. В 1997 году была в кредит приобретена система Tribon, а специалистами бюро в кратчайшие сроки была освоена эта система 3D-проектирования, проведен комплекс мероприятий по доработке системы качества до требований международных стандартов, что сделало возможным выход на зарубежный рынок. Так, совместно с немецкими и финскими компаниями были выполнены работы по проектированию морских круизных судов и паромов, с высоким качеством разработаны проекты транспортных судов смешанного плавания, мостопереправочных средств и вспомогательных судов по заказам ВМФ.

В новом веке приоритетной задачей для КБ «Вымпел» стало сохранение лидирующих позиций в гражданском секторе судостроения, а также расширение специализации и полномасштабное внедрение передовых информационных технологий на всех этапах проектирования.

С начала 2000-х годов по проектам бюро на ведущих судостроительных предприятиях страны и за рубежом строились сухогрузные суда смешанного плавания типа «Русич» и «Валдай» дедвейтом около 4000 т, морские танкеры дедвейтом 12 000 т, танкеры-бункеровщики. В 2010 году на предприятии «Окская судоверфь» построена серия из трех танкеров-химовозов, проект 00216. В настоящее время на площадке Астраханского судостроительного производственного объединения (АСПО) продолжается строительство танкеров по модернизированному проекту 00216М, проданному в Невское ПКБ. В 2019 году завершено строительство танкеров дедвейтом 3100 т для компании «Роснефтефлот».

Для нефтегазовой отрасли КБ «Вымпел» был выполнен ряд проработок, в числе которых суда-газовозы, плавучие нефтехранилища, танкеры-накопители грузоподъемностью около 30 000 т, транспортно-монтажные суда, суда для доставки рабочих на буровые платформы. В 2007 году на Амурском судостроительном заводе по документации КБ «Вымпел» построено многофункциональное транспортно-буксирное судно для снабжения морских буровых установок. 

В 2009 году на АСПО была проведена модернизация транспортного понтона «Севан», обеспечившего транспортировку и позиционирование ЛСП-1 на месторождении им. Ю. Корчагина в Каспийском море. В кооперации с ЦКБ «Балтсудопроект» на основе единой 3D-модели всего судна КБ «Вымпел» приняло участие в разработке конструкторской документации судна снабжения проекта 22420.
По ней в 2019 году на Амурском судостроительном заводе было построено два судна. Участвуя в реализации государственных программ, направленных на развитие гражданского судостроения, бюро разработало проекты многофункциональных судов снабжения ледового класса, способных выполнять широкий спектр задач, таких как снабжение морских нефтегазовых платформ на мелководье, проведение монтажных и подводно-технических, аварийно-спасательных работ, доставка персонала на буровые установки.

Разработка судов атомно-технологического обеспечения остается одним из важнейших направлений работы бюро. С целью предотвращения сброса радиоактивных отходов в Японское море совместно с фирмами США и Японии КБ «Вымпел» был разработан плавучий комплекс для переработки жидких радиоактивных отходов «Ландыш», построенный в 2000 году в Комсомольске-на-Амуре. Работы по созданию этого уникального судна отмечены премией Правительства РФ в области науки и техники за 2004 год. Совместно с итальянской фирмой Fincantieri КБ были выполнены проектные работы по созданию судна для перевозки контейнеров с отработавшим ядерным топливом «РоссИта».

В активе КБ несколько важных проектов, созданных для нефте-газовой отрасли

Область создания рыбопромысловых и научно-исследовательских судов также входит в круг интересов КБ «Вымпел». В последнее десятилетие удалось значительно расширить свои компетенции в этой сфере. В 2011 году был разработан концептуальный проект научно-исследовательского судна для комплексных рыбохозяйственных и океанографических исследований в Антарктике. Позднее разработаны и согласованы с ведущими НИИ Федерального агентства по рыболовству исходные технические требования на проектирование научно-исследовательского судна для Мирового океана.

В 2013 году КБ «Вымпел» был разработан проект большого морозильного траулера-минтаелова с рыбоперерабатывающим комплексом по выработке замороженной продукции и сырья производительностью 1000 т в сутки. Накопленный опыт позволил КБ в 2018 году приступить к разработке документации для строительства морозильного траулера проекта СТ-192 на предприятии «Адмиралтейские верфи». К настоящему моменту заложены четыре траулера, ожидается строительство серии из десяти судов.

Проектирование паромов и пассажирских судов различных типов также является перспективным направлением. В настоящее время на Амурском судостроительном заводе по документации КБ «Вымпел» ведется строительство новых паромов, идущих на смену существующим паромам типа «Сахалин». В последние годы разработаны концептуальные проекты грузопассажирских паромов для Балтийского и Каспийского морей, малых пассажирских судов для внутригородских и междугородних перевозок, проработан новый облик судов на воздушной подушке типа «Луч» и «Баргузин». Конструкторское бюро разработало проекты речных и морских круизных судов различной пассажировместимости, в том числе круизного судна для туристических рейсов в высоких широтах, круизного лайнера для морского туризма.

Проектирование ледоколов стало еще одним сравнительно новым направлением в работе бюро. Первой в этой области стала работа над проектом дизель-электрического ледокола мощностью 16 МВт. По проекту 21900М Выборгским судостроительным заводом построены три ледокола: «Владивосток», «Мурманск», «Новороссийск». Накопленный опыт позволил КБ «Вымпел» принять участие в проектных работах по созданию многофункционального дизель-электрического ледокола проекта 22600 мощностью 25 МВт. Построенный по нему ледокол «Виктор Черномырдин» является самым мощным неатомным ледоколом отечественного флота на сегодняшний день.

Уникальным опытом для КБ стало участие в разработке многофункционального ледокола «Илья Муромец», построенного на предприятии «Адмиралтейские верфи» в 2017 году. При относительно небольших размерах он выполняет широкий круг задач, сочетая в себе возможности ледокола, морского буксира и патрульного корабля. В настоящее время «Илья Муромец» принимает участие в экспедиции Северного флота и Русского географического общества. В КБ продолжается разработка документации проекта 21180М для строящегося на площадке судостроительной фирмы «Алмаз» ледокола «Евпатий Коловрат» с уменьшенной осадкой.

Еще одним уникальным проектом для проведения комплексных исследований в Арктике станет ледостойкая дрейфующая платформа «Северный полюс», заложенная на предприятии «Адмиралтейские верфи» в 2019 году. Вмораживаясь в лед и осуществляя автономный дрейф в акватории Северного Ледовитого океана, платформа позволит проводить широкий комплекс натурных исследований как во время дрейфа во льдах, так и при переходах к месту дрейфа и обратно. Строительство платформы станет альтернативой использованию полярных станций и обеспечит принципиально новый уровень комфорта и безопасности работы научных экспедиций в Арктике.

Участие в таких масштабных инновационных проектах обеспечивает постоянный рост научно-технического потенциала бюро и качества проектных работ. Стратегия технического развития КБ до 2030 года предусматривает дальнейшее существенное развитие IT-технологий в проектировании, повышение квалификации кадров, совершенствование всей системы организации проектирования. Все это должно не менее чем в три раза увеличить объем работ КБ и обеспечить потребности ОСК в гражданском инжиниринге.

Конструкторы  будущего
Конструкторы  будущего
Конструкторы  будущего
Конструкторы  будущего
Конструкторы  будущего
Конструкторы  будущего
Конструкторы  будущего
Конструкторы  будущего
Конструкторы  будущего
Конструкторы  будущего
Конструкторы  будущего
Конструкторы  будущего
Конструкторы  будущего