Первый юбилей

1-й русский танк

Эпоха отечественного танкостроения началась сто лет назад, 31 августа 1920 года, а местом ее зарождения стал дизельный цех Сормовского завода

Имя:«Тов. Ленин»

Род занятий: «Борец за свободу»

Год рождения:1920

Место рожд.:Нижний Новгород,  завод «Красное Сормово»

Родственники за границей: во Франции

Вес: 7 т

Рост: 2,25 м

Этому событию посвящено множество исследований, книг и публикаций, в которых освещены технологические, конструкторские, производственные аспекты создания первых в России танков, подробно – до последнего винтика – дана их техническая характеристика. В Музее истории завода «Красное Сормово» хранится чертеж первого российского танка, а также около двух десятков воспоминаний сормовичей, принявших участие в его создании. Почему же строительство первых отечественных бронированных машин было доверено именно этому предприятию, основанному на Волге в середине XIX века? И как оказался в Сормове французский танк Renault FT-17 («Рено» FT), ставший прототипом «Борца за свободу»?

Годы боевые

В марте 1919 года у деревни Березовка недалеко от Одессы кавалеристы 15-й бригады 2-й Украинской армии захватили в бою с белогвардейцами необычные трофеи – три французских танка системы «Рено». Один из трофеев – пушечный с восьмигранной башней – решили отправить в Москву в качестве подарка к 1 Мая председателю Совета обороны В.И. Ленину. В конце сентября танк прибыл на Киевский вокзал столицы. Привезти бронированное чудо военной техники в Кремль поручили одному из опытнейших русских авиаторов Б.И. Россинскому – на танке был установлен двигатель фирмы «Фиат», с которым пилот был хорошо знаком. Владимир Ильич отнесся к подарку с большим интересом и предложил начать производство в РСФСР собственных танков, используя в качестве образца боевой трофей.

На каком предприятии можно организовать производство танков, решали на заседании Центроброни в августе 1919 года. «Ни один завод даже за год при настоящих условиях не сделает танк хотя бы упрощенной конструкции», – в один голос заявили специалисты. Тем не менее Промвоенсовет поручил выполнение этого сложнейшего задания Государственным объединенным машиностроительным заводам (ГОМЗ), в число которых входил и Сормовский судостроительный. В то время старый русский завод представлял собой одно из крупнейших предприятий страны. В 1919 году на производстве было занято 12 700 рабочих. В составе предприятия было 48 цехов, семь технических отделов. Завод располагал мощным металлургическим производством с мартеновскими, электроплавильными и медеплавильными печами, гранками для плавки чугуна и прокатными станами, а также большим кузнечно-прессовым хозяйством. Станочный парк насчитывал 2272 станка. Имелась обширная энергетическая служба, собственный железнодорожный, речной и конный транспорт. Сормовский завод был оснащен первоклассными лабораториями для исследования свойств и качества металла. Местные сталевары давали металл, по качеству превосходивший лучшие заграничные сорта.

Всю Гражданскую войну Сормовский завод главным образом работал на оборону. Здесь было построено 30 бронепоездов, переоборудовано под боевые суда 20 буксирных пароходов для Волжской военной флотилии. Предприятием был накоплен огромный опыт по созданию бронированной техники. Поэтому решение Совнаркома назначить Сормовский завод головным в танковом производстве было неслучайным. Его специалистам было поручено изготовление чертежей и сборка броневого корпуса с вооружением. Двигатель привезли с московского завода АМО (завод им. Лихачева), а Ижорский завод обеспечил поставку броневого листа.

Работа на ощупь

В тот год обстановка на заводе была очень сложной. Остро стоял вопрос с топливом, а положение с продовольствием признавалось катастрофическим. Полуголодное существование толкало людей к забастовкам. Число рабочих по сравнению с 1917 годом сократилось почти вдвое. Однако основной костяк кадровых рабочих сохранился. Полуголодные, полураздетые люди работали самоотверженно, помощь республике они считали делом чести. Работу над созданием первого советского танка возглавил старший инженер Управления всеми броневыми силами Республики И.Х. Гаугель.

В группу по разработке чертежей танка вошли 15 конструкторов и чертежников, в том числе Н.И. Хрулев, К.Г. Крымов, К.И. Сафонов, А.В. Бояркин, В.А. Московкин, А.Е. Басов, К.А. Бердышев, А.В. Витте, Б.Г. Филиппов, В.А. Курицын. Работа по проектированию танка началась 12 октября 1919 года. Сроки на его создание отводились весьма жесткие.

Проблемой для сормовских конструкторов стало отсутствие ряда деталей танка – машина пришла на завод разобранной. «Образцовый танк доставлен нам в крайне беспорядочном виде, без сопровождающих его документов и спецификаций… мы не имеем в наличии полного комплекта деталей танка. Поэтому означенные работы придется вести ощупью и по месту, пользуясь исключительно имеющимися у нас фотографиями», – писал в Центробронь член Коллегии заводоуправления Н.Н. Кутейников. «Многих узлов на танке не хватало: коробки скоростей, бортовых фрикционов, приводов управления и других деталей», – вспоминал слесарь-монтажник пушечного цеха М.И. Телогреев. «Мы разобрали танк по винтикам для снятия «с натуры» деталей на чертежи», – отмечал в своих воспоминаниях технический приемщик И.Я. Ястребов. Конструкторам не хватало даже чертежных и канцелярских принадлежностей. И все же чертежи были сданы в рекордный срок – до 1 января 1920 года.

Деревянный макет

Поначалу модель танка в натуральную величину была выполнена из дерева – так легче было подгонять детали. Группа Хрулева работала по две смены, и по распоряжению заводоуправления им выдавали дополнительное питание – по куску хлеба и миске супа из воблы или селедки. Как вспоминал К.А. Бердышев, за досрочное изготовление чертежей им выдали премию – по отрезу мешковины на костюм. «Оборвались мы страшно. Спецовок не было, и нам приходилось ползать по танку и под танком в своей одежде».

Сормовские конструкторы не только сумели восстановить недостающие детали, но в ходе проектирования и сборки внесли немало усовершенствований. В частности, «Рено русский» оказался куда резвее своего предшественника. Если тот двигался со скоростью 5 км/час, то первый отечественный танк достигал скорости 8,5 км/час.

Узлы, детали, броня

Основные работы по постройке боевых машин велись в дизельном цехе, начальником которого был Л.Б. Алексеев. Однако для производства деталей и узлов были задействованы практически все подразделения. И здесь возникали новые трудности. Некоторые элементы французского танка были сделаны из сплава с большим содержанием алюминия, незнакомого сормовичам. Замена бронзовыми сплавами слишком увеличивала вес машины. Пришлось учиться выплавлять алюминий.

Танк требовал «много разных размеров шариков-подшипников», для производства которых не хватало специального оборудования. «Из-за отсутствия каких бы то ни было приспособлений большинство деталей приходилось изготовлять по разметке, одну деталь пригонять по другой. На это уходило много лишнего времени», – вспоминает упомянутый уже слесарь-монтажник Телогреев. В итоге номенклатура танка содержала более 1800 деталей.

Немало проблем доставили заводчанам толстые броневые листы, для обработки которых пришлось смастерить особенные резцы. Недостаток материалов и отсутствие необходимого оборудования заменяли рабочая смекалка и мозолистые руки.

В итоге сормовичам удалось создать свой проект «Рено русского», используя при этом свою технику: броню, мотор, коробку передач, бортовые фрикционы и прочее. Кстати,в строительстве первого российского танка принимал участие Михаил Ильич Кошкин, будущий конструктор легендарного Т-34. В 1919 году красноармеец Кошкин находился на излечении в Нижнем Новгороде и поступил слесарем на завод. Первый танк «Борец за свободу тов. Ленин» вышел из ворот у него на глазах.

Первые ходовые

31 августа первый танк был выведен на предварительные испытания. Они проходили на пустом картофельном поле между Сормовом и Канавином, в оврагах с крутыми подъемами до 45 градусов. За рычагами машины сидел слесарь Иван Аверин, на месте командира экипажа и стрелка – сам комиссар Гаугель. Были проверены маневренность танка, его проходимость, эффективность вооружения, поведение башни.

К ноябрю все основные испытания машина выдержала успешно, совершив пробный пробег в 50 километров. В середине декабря первый танк был сдан представителю Красной армии. «Рено русский» стал первым в мире танком, оснащенным смешанным пушечно-пулеметным вооружением во вращающейся башне, и вплоть до 1926 года оставался единственным в мире танком с таким вооружением.

Всего с февраля 1920 по март 1921 года было изготовлено 15 танков, и каждый получил личное имя: «Буря», «Илья Муромец», «Карл Либкнехт», «Карл Маркс», «Керчь», «Красная звезда», «Красный боец», «Лейтенант Шмидт», «Лев Троцкий», «Парижская коммуна», «Победа», «Пролетарий», «Свободная Россия», «Черноморец».

Не хуже "Француза"

Русский «Рено» по своим характеристикам не уступал французскому прототипу, а по отдельным показателям, таким как максимальная скорость и бронирование, даже превосходил его. Танк имел хорошую опорную и профильную проходимость благодаря установке в кормовой части съемного кронштейна («хвоста»). Сормовские танкостроители А.Е. Басов и А.В. Бояркин вспоминают: «Наша работа не была простым копированием. Было внесено немало усовершенствований. В танке «Рено» не было боеукладки – снаряды валялись на днище танка. Мы сделали боеукладку по бортам, так чтобы стрелку в башне было удобно их доставать. В системе «Рено» у сиденья механика-водителя (раньше он назывался шофером, а наводчик-командир танка – башнером) не было стенки, а был подвесной ремень, что нередко приводило к падению водителя. Мы изготовили стационарную стенку и обеспечили устойчивость положения водителя». У сормовичей не было опыта по производству таких боевых машин, но благодаря упорству и мастерству в тяжелейших условиях войны и разрухи они изготовили первый советский танк менее чем за год.

Корабелы строят танки

О том, что корабелы умеют строить танки, им пришлось вспомнить в 1941 году. За годы Великой Отечественной войны сормовичами построено более 12 000 грозных боевых машин – танков Т-34. Сегодня копия первого российского танка «Борец за свободу тов. Ленин» и один из боевых танков Т-34 вместе стоят на пьедестале на площади Славы, у северной проходной завода «Красное Сормово». 

Материал подготовлен музеем истории завода «Красное Сормово»

Историческая справка

Первый отечественный танк стал модификацией легкого танка «Рено» FT, выпускавшегося с 1917 года. Это был первый легкий танк и первый танк, имевший башню кругового вращения. Его схема компоновки стала классической в мировом танкостроении. Он послужил прообразом для первых серийных танков не только в России, но и в США и в Италии. Модифицированный вариант, выпускавшийся в РСФСР, получил название «Рено русский».

Черноморский моряк Иван Христианович Гаугель

(1880–1933) был истинным героем своего времени. Участник восстания на «Очакове» и Гражданской войны, в 1918 году он был направлен на Сормовский завод в качестве комиссара Центроброни. Гаугель занимался организацией вооружения Волжской военной флотилии, созданием бронепоездов и стал душой строительства первых отечественных танков. Сегодня его имя носит одна из улиц Сормовского района.


Тактико-технические характеристики легкого танка «Рено русский» 

Боевая масса: 7 т

Длина с «хвостом»: (4+1) 5 м

Ширина: 1,75 м

Высота: 2,25 м

Экипаж: 2 чел.

Броня, мм: лоб корпуса: 16

борт: 8

башня: 22

Вооружение: 37-мм пушка

и/или 7,7-мм пулемет

Боекомплект: 250 снарядов; 9–10 пулеметных лент (до 3000 патронов)

Двигатель: АМО, 4-цилиндровый, карбюраторный, мощность 34 л. с.

Емкость топливного бака: 90 л

Скорость по шоссе: 8,5 км/ч

Запас хода по шоссе: 120 км

«Рено Русский» оказался значительно резвее своего прототипа 

За время Гражданской войнына Сормовском государственном заводе для Красной армии было построено 15 танков «Рено русский». Каждая машина получила свое личное имя

В. Малиновский. На защиту республики. 1974 г.

Первый танк «Рено русский» сормовичам удалось построить по собственным чертежам, используя свои материалы и технику: броню, мотор, коробку передач, бортовые фрикционы и т.д.

1-й русский танк
1-й русский танк
1-й русский танк
1-й русский танк
1-й русский танк
1-й русский танк