Первый юбилей

Россия – ледокольная держава

В октябре в Музее морского флота состоялся круглый стол «Россия – ледокольная держава: судостроение и судоходство в развитии Арктики», приуроченный к двум знаменательным событиям 2020 года: завершению строительства крупнейшего дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» и головного атомохода проекта 22220 «Арктика»

Участниками мероприятия стали: первый заместитель генерального директора ПАО «Совкомфлот» Евгений Амбросов, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации Николай Корчунов, председатель совета директоров ООО «ВодоходЪ» Виктор Олерский, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Денис Ушаков и другие.

Генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, в своем вступительном слове так обозначил направление разговора: «Самые яркие страницы истории покорения Арктики были написаны в минувшем веке российскими первооткрывателями и неизменно связаны с ледоколами. И спасение экспедиции Умберто Нобиле Красиным, и эвакуация четверки папанинцев, и первая в мире дрейфующая станция, и уникальный рейс по Северному морскому пути за одну навигацию ледокольного парохода «Александр Сибиряков» – все это вехи нашего славного пути… Столетие назад мы ледоколы строить не умели и приходилось заказывать их за границей. Но атомный ледокол – это уже креатура Советского Союза, России, и в этом, слава богу, мы смогли закрепить свое первенство… Программа строительства атомных ледоколов была вызовом не только для нас, судостроителей, но и для других отраслей промышленности – строительства электродвигателей, паровых турбин и т.д. Мы с этим справились».

Алексей Львович напомнил также, что в следующем году к России переходит председательство в Арктическом совете, что, несомненно, поспособствует как укреплению международного сотрудничества в этом регионе, так и защите интересов нашей страны и продвижению концепции Северного морского пути как надежного и экологичного транспортного коридора.

Николай Корчунов подробно остановился на программе председательства России в Арктическом совете и подчеркнул, что в ней обязательно должен быть раздел, посвященный морскому транспорту и судостроению для высоких широт. Он отметил также, что мирный атом – технология замкнутого цикла – относится к технологиям зеленого судоходства. Атомные суда не оставляют углеродного следа, и поэтому их строительство сегодня актуально для всего мира.

«Безусловно, серийное российское производство ледоколов нового поколения – это знаковое событие для глобальной судостроительной отрасли, и мы этим гордимся», – сказал Евгений Амбросов. Он отметил также необходимость развития надежного коммерческого судоходства в Арктике, для чего нужно решить несколько задач: строительство совершенно нового, спроектированного специально для работы в Арктике флота; устранение из территориальных вод Арктического бассейна субстандартного флота, который представляет на сегодняшний день определенную экологическую и техногенную опасность; подготовка моряков для работы на арктических судах и внедрение специальных программ подготовки курсантов в высших учебных заведениях России. Евгений Николаевич затронул также тему доступности для жителей Российской Арктики средств информации и развития приграничной торговли и рассказал о возможности расширения навигации по Севморпути уже сейчас до 9–10 месяцев, а в перспективе и до круглогодичного режима.

Виктор Олерский говорил об арктическом и антарктическом туризме как части индивидуального культурного туризма, который все больше набирает в мире популярность. «Выделилось целое направление экспедиционных судов высокого класса обслуживания (как мы говорим, люксового класса), отличающегося не только размерами кают, но и качеством того продукта, который компания предлагает туристу: в первую очередь лекции, знакомство  с традициями тех районов, куда идут эти суда», – рассказал председатель совета директоров ООО «ВодоходЪ». Задачей судовладельцев, которые строят или планируют строить такие суда, считает Олерский, является расширение периода навигации и получение возможности захода судов в те места, в которые раньше доступа не было. Ее помогает решить использование ледоколов.

Из 38 800 км российских морских границ 23 000 км проходят в арктических морях

Продолжился круглый стол выступлением Михаила Ненашева. От имени Общероссийского движения поддержки флота он поздравил корабелов ОСК с прорывными успехами в деле строительства ледокольного флота. «Вклад ОСК – это вклад не только в развитие экономики, не только в развитие транспорта, но это еще и, на мой взгляд, главное условие будущего нашей страны, вопрос обороны, безопасности и независимости нашего государства по всем направлениям… Хотел бы подчеркнуть, что ледоколы дают возможность развивать не только арктические регионы. Погода сегодня теплая, а завтра мы в Азовском море без ледокола судоходство даже не сможем организовать. Мы же знаем эти истории. Без ледокола в Азове нет судоходства. Я уже не говорю про наши восточные края, про Балтику – они могут замерзать. И соответственно это на весь XXI век задача у ОСК, у тех, кто занимается ледокольным делом, это задача, как говорится, важнейшая», – поделился своим видением ситуации Ненашев.

Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Денис Ушаков рассказал
о планах по эксплуатации дизельэлектрического ледокола «Виктор Черномырдин» и дальнейшему развитию ледокольного судоходства: «Мы планируем его задействовать зимой в порту Усть-Луга – это, наверное, самый развивающийся сейчас на Балтике порт. И летом уже испытаем его в Арктике. В дальнейшем «Виктор Черномырдин», так же как и 25-мегаваттные атомные ледоколы, дизельэлектрические ледоколы, сможет обеспечивать проводки в арктических водах и снимет какие-то пиковые нагрузки на Атомфлот… В программе строительство новых ледоколов для замерзающих портов Российской Федерации. Это и 18-мегаваттные ледоколы, и мелкосидящие ледоколы для Азовского моря, Каспийского моря, Архангельска… Так как речь идет о развитии Арктики, нельзя не сказать также о том, что необходимо развивать и аварийно-спасательный флот ледового класса, строить многофункциональные спасательные суда».

В заключение разговора глава ОСК подчеркнул, что благодаря строительству ледоколов Российская Федерация впервые вошла в тройку лидеров по объемам судостроения, заняв второе место в рейтинге агентства Clarksons Research за третий квартал текущего года. «Это еще раз доказывает, что стратегия строительства высокотехнологичных судов нашей страной была выбрана правильно», – подытожил Алексей Рахманов.

Россия – ледокольная держава
Россия – ледокольная держава
Россия – ледокольная держава