Первый юбилей

Курсом развития

В Совете Федерации состоялось выступление генерального директора корпорации Алексея Рахманова на пленарном заседании, где он представил промежуточные итоги работы и рассказал о перспективах развития российского судостроения

C 5 по 7 октября в верхней палате российского парламента была представлена выставка образцов продукции и перспективных проектов Группы ОСК, 7 октября состоялось выступление генерального директора корпорации Алексея Рахманова на пленарном заседании, где он представил промежуточные итоги работы и рассказал о перспективах развития российского судостроения.

Предваряя доклад Алексея Рахманова, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила важность судостроения и судоходства в обеспечении экономической безопасности России, подчеркнув, что «этот вопрос затрагивает в целом развитие нашей экономики и нам необходимо владеть такой информацией». Свое выступление Алексей Рахманов начал с напоминания: в наступающем году исполняется 300 лет с момента провозглашения Российской империи. Ее появление было тесно связано с развитием «дела морского». Известно, что бело-сине-красный флаг впервые был поднят именно над фрегатом «Орел» еще при царе Алексее Михайловиче, более 350 лет назад. «Государство, которое имеет 38 807 километров морских границ, не может существовать без современного флота и судостроения», – отметил Алексей Рахманов. Вот почему ОСК, включающая в себя сегодня 80% отечественного судостроения (40 юридических лиц, расположенных от Калининграда до Хабаровска и обеспечивающих работой более 100 тыс. человек), решает задачу государственной важности.

Финансовые показатели корпорации стабильно улучшаются благодаря динамичному наращиванию военно-технического сотрудничества и портфеля гражданских заказов. «Особое внимание уделяется повышению эффективности работы. За последние шесть лет мы смогли сократить операционные издержки примерно на 75 млрд рублей», – проинформировал сенаторов Алексей Рахманов. В итоге за прошедшие шесть лет консолидированная выручка ОСК выросла на 48%, достигнув отметки в 350 млрд рублей, а объем налогов, перечисляемых в бюджет, увеличился более чем в два раза – до 59 млрд рублей. Этому пособствует ритмичная работа по централизации закупок и управлению финансами, а также внедрение производственной системы. «Наш лидер серийного судостроения по типажам «река – море» ПАО «Завод «Красное Сормово» за счет безинвестиционных мероприятий по оптимизации производственных процессов сегодня может производить вместо семи 12 судов», – заявил Алексей Рахманов.

ОСК стремится к всестороннему совершенствованию и развитию кадровой политики. На сегодняшний день подготовлено более 80 профессиональных стандартов, часть из них внедрена в образовательную систему. Идет снижение среднего возраста сотрудников – с 45 лет в 2014 году до 43 в 2019-м. Одновременно повышается уровень оплаты труда. В среднем по корпорации в этом году заработная плата достигла уровня 73 тыс. рублей, и на каждом предприятии она приблизительно на 10% превышает среднюю зарплату в регионе. По словам Алексея Рахманова, «это единственная возможность удержать профессиональных специалистов и обеспечить исполнение как гособоронзаказа, так и ключевых заказов в гражданском судостроении». Готовить будущих корабелов начинают уже со школьной скамьи в специальных судостроительных классах. ОСК также поддерживает среднее специальное образование по ключевым корабельным специальностям, поощряет участие своих учащихся в конкурсе WorldSkills.

Среди ключевых направлений для корпорации на сегодняшний момент Алексей Рахманов выделяет развитие Арктического региона и перспективных транспортных коридоров, строительство рыбопромысловых и круизных судов, а также продвижение высокотехнологичной и наукоемкой продукции вкупе с освоением новых направлений гражданского судостроения. Проводя презентацию продуктовой линейки, глава ОСК подробно остановился на гражданских проектах. На сегодняшний день российский судостроительный комплекс способен решать задачи практически любой сложности: от атомных ледоколов до автономных подводных добычных комплексов и объектов морской энергетики. «Мы произвели и поставили в прошлом году первую в мире плавучую атомную электростанцию в Певеке, которая на сегодняшний день дает 70 мегаватт электричества. Еще один сегмент, в котором мы сделали шаг вперед в этом году, – первое за 60 лет круизное судно «Мустай Карим». Отдельная тема нашего перспективного развития – без-экипажные аппараты. Такие как «Витязь», который 8 мая в полностью автоматическом режиме погрузился на дно Марианской впадины», – поделился успехами ОСК Алексей Рахманов.

Развитие промышленного потенциала России сегодня во многом зависит от судостроения

Отдельно был затронут вопрос выполнения программы обновления рыбопромыслового флота. Сегодня на российских верфях ведется постройка 40 таких судов. «Мы видим, что часть работ идет по графику, а часть с отставанием. Здесь действительно существуют определенные трудности», – не стал скрывать Алексей Рахманов. Одновременно с этим он указал на ряд факторов, негативно влияющих на сроки и стоимость производства судов, а значит, и конкурентоспособность отечественных верфей. Это «разнотипица» и мелкосерийность, преобладание иностранных проектов, требующих существенной доработки под российские нормативы, а также вопрос ценообразования при строительстве головных заказов. Наконец, Алексей Рахманов обратил внимание сенаторов на проблему перевозки грузов под российским флагом: «На сегодняшний день под российским флагом перевозится всего 2% всех природных ресурсов, которые добываются в стране. Оценка потерь, того, что мы отдаем, оплачивая услуги, иностранным фрахтователям, – от 30 до 100 млрд долларов в год», – сказал он.

Подводя итог выступления, Алексей Рахманов заявил, что мировой океан все сильнее определяет жизнь, климат, экономику и развитие технологий на нашей планете. Прибрежные территории дают порядка 60% мирового ВВП, а морем перевозится 85% всех грузов. «И, как говорят наши коллеги в Музее Мирового океана, если посмотреть на объем суши и объем воды, то, наверное, наша планета должна называться не планетой Земля, а планетой Океан. А будущее этого океана в наших с вами руках», – заключил Алексей Рахманов.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, в свою очередь, отметила значение работы, которую ведет корпорация, для множества российских регионов и страны в целом. «От состояния судостроительной отрасли напрямую зависит обеспечение военной, транспортной, продовольственной безопасности нашей страны, освоение Северного морского пути, – заявила она, отдельно отметив достижения корпорации в строительстве ледокольного флота: – Атомный ледокол «Арктика» буквально на днях достиг Северного полюса. Особенно приятно слышать об успешных испытаниях этого судна, так как мне в свое время посчастливилось участвовать в церемонии его спуска на воду на Балтийском заводе». Другим важным итогом работы ОСК, по словам Валентины Матвиенко, стало возрождение престижа рабочих профессий. Председатель Совета Федерации также призвала ОСК активизировать работу по обновлению гражданского флота и указала на недопустимость срыва программы строительства рыболовецких судов, пообещав оказывать отрасли соответствующую поддержку: «Со своей стороны, мы как законодатели готовы в режиме открытого предметного диалога находить необходимые решения для поддержки судостроения».

Завершая выступление, Валентина Матвиенко высказала слова поддержки российским корабелам: «От лица Совета Федерации позвольте сердечно поблагодарить многотысячный коллектив Объединенной судостроительной корпорации за добросовестный труд на благо России, пожелать всем рабочим, инженерам, конструкторам, руководству Объединенной судостроительной корпорации больших успехов. От вас в целом во многом зависит развитие экономики страны и ее промышленного потенциала».

Председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко и генеральный директор АО «ОСК» Алексей Рахманов на экспозиции ОСК

Курсом развития
Курсом развития
Курсом развития