Первый юбилей

Алексей Рахманов
президент ОСК

Исторически мы закалены работой в условиях самых разных внешних ограничений и неконкурентной борьбы. Поэтому пандемия не обрушилась на нас как сокрушительный удар, а стала лишь очередным неблагоприятным, но вполне преодолимым обстоятельством

Полгода назад на лентах информационных агентств появилось сообщение об обнаружении в китайском Ухане вируса нового типа. В тот момент никто, кроме немногочисленных специалистов, не обратил на эту новость особого внимания. Несколько месяцев спустя на планете уже бушевала пандемия, а миллиарды людей оказались заперты на карантине.

Еще недавно казавшийся открытым и необратимо глобализованным мир будто бы вернулся на несколько десятилетий в прошлое. Вирус поразил и без того ослабленную бесчисленными торговыми войнами мировую экономику, мгновенно разрушив логистические цепочки и прервав торговые связи. На фоне падения глобального спроса вновь обострилась борьба за международные рынки сбыта. Из-за санитарных ограничений фактически заморожена круизная сфера, а многие пассажиры лайнеров по стечению обстоятельств стали первыми заложниками эпидемии. Что эти перемены значат для отечественных корабелов? Как следует на них реагировать и в каком ключе действовать? Ответ в целом прост: нужно продолжать качественно делать свое дело, поступательно следовать взятому курсу, разумеется, с оглядкой на новую реальность. С одной стороны, тщательное планирование позволяет нам заранее оценивать риски и справляться со своими обязательствами. С другой – российское судостроение оказалось лучше подготовлено к кризису в силу объективных обстоятельств, сложившейся специализации на производстве высокотехнологичных судов, спрос на которые в мире только растет. К тому же исторически мы закалены работой в условиях самых разных внешних ограничений и неконкурентной борьбы. Поэтому пандемия не обрушилась на нас как сокрушительный удар, а стала лишь очередным неблагоприятным, но вполне преодолимым обстоятельством.

Кроме того, именно сейчас, когда весь мир взял вынужденную паузу, перед нами открывается беспрецедентное окно возможностей. Об этом говорил глава государства, призывая воспользоваться сложившейся ситуацией для ускорения маневра грузовыми потоками в пользу отечественных портов и напомнив о создании особой экономической зоны и современного транспортного узла на Каспии. В сложившихся обстоятельствах на первый план вновь выходит вопрос транспортно-экономического баланса. Считаю, что именно внутренний водный транспорт сейчас может обеспечить необходимую динамику грузооборота, если перераспределить его на реку.

Мы четко осознаем: каким бы тяжелым ни представлялся сегодняшний кризис, совершенно очевидно, что он будет преодолен. Торговля будет восстанавливаться, а для этого понадобится флот, ведь морем, как и прежде, перевозится абсолютное большинство грузов на планете. Поэтому лидерство в Мировом океане останется важнейшей составляющей глобальной экономики и политики и традиционным полем конкуренции ведущих держав. Уже сейчас предпринимаются попытки найти виновных в общемировой пандемии. Это хорошо знакомый нам прием: подключив всю мощь пропагандистской машины, назначить ответственным за все проблемы конкурента, а затем ввести санкции. В точности так, отдавая должное последней «моде», для ослабления позиции нашей страны сейчас используется экологическая повестка. Под эгидой борьбы с изменениями климата нас пытаются ограничить в освоении полярных территорий, под предлогом «неизученного влияния судоходства на арктические экосистемы» объявляют бойкот развитию Северного морского пути.

Лучший ответ на такое давление – готовность вести открытый диалог и аргументированно отстаивать свою позицию, опираясь на научные факты и профессиональную экспертизу. Именно с этой целью на протяжении последних лет ОСК в рамках Петербургского международного экономического форума проводит дискуссии об исследовании и освоении Мирового океана и водных биологических ресурсов. По сложившейся традиции мы выпускаем специальный номер корпоративного журнала, приуроченный к этому событию. И хотя в этом году в силу объективных причин форум не состоялся, мы оставили за этим номером название «Мировой океан». Морская среда, которая стала колыбелью жизни на нашей планете, требует глубокого и непрерывного изучения, заставляет нас, корабелов, искать новые технологические решения, вместе с учеными ответственно и бережно относиться к ее хрупкой экосистеме. Ведь в ней сокрыты не только колоссальные запасы полезных ископаемых и энергоресурсов, но и миллионы биологических видов, исследование которых может стать прорывным для медицины, привести к открытию новых препаратов для лечения поразивших человечество заболеваний.

Все вместе, как одна большая семья, мы и впредь будем эффективно решать поставленные задачи на благо России
Действительно, когда новости об эпидемиологической обстановке стали напоминать сводки с фронта, вопросы экологии, бережного освоения морей и океанов отошли на второй план. Но от этого они не потеряли актуальности. Ведь еще в январе эксперты Всемирного экономического форума выпустили отчет о глобальных рисках для человечества, в котором из десяти главных вызовов девять они увязали с экологией и изменением климата. Вопросы сбережения планеты стоят перед нами как никогда остро. Игнорировать их – значит обречь себя на поражение в будущей борьбе, где нам предстоит утвердить свой статус великой морской державы. Статус, который со времен Петра I определял ведущее место России на международной арене. В конечном счете у страны с протяженностью морских границ свыше 37 тыс. километров просто нет иного выбора: мы обязаны быть той силой в Мировом океане, с которой приходится считаться.

Российские корабелы не покладая рук трудятся над достижением этой цели, создавая уникальные ледоколы и плавучие энергоблоки, современные научно-исследовательские и круизные суда, рыбопромысловый флот, мощные надводные корабли и скрытные субмарины. Многие разработки наших инженеров по-прежнему не имеют мировых аналогов, опережают свое время. Мы вплотную подошли к массовому внедрению композитных материалов, практическому применению технологий аддитивной печати. Нельзя забывать и про перспективные решения в сфере автономной энергетики на воде, уже освоенные нами технологии строительства морских платформ и безэкипажных судов. Эти инновации, без преувеличения, открывают новую эру в отечественном судостроении. Демонстрируя приверженность этому курсу, мы объявили этот год в корпорации Годом морских технологий. Символичным триумфом отечественной инженерной школы стало первое в мире успешное погружение полностью автономного аппарата на дно Марианской впадины. 9 мая, в годовщину Победы в Великой Отечественной войне, разработанный Центральным конструкторским бюро «Рубин» глубоководный комплекс «Витязь» достиг глубины более 10 километров.

В канун нашего праздника – Дня кораблестроителя – я смотрю в будущее с оптимизмом и убежденностью в том, что российским судостроителям любая задача по плечу. Какие бы кризисы ни сотрясали мир, нам есть на кого равняться и у кого поучиться стойкости. 75 лет назад наши деды и отцы ценой огромных жертв и лишений остановили продвижение нацизма по планете, завершили самую кровавую войну в мировой истории. Не щадя сил, день за днем они приближали Победу и на фронтах, куда отправились многие рабочие и инженеры верфей, и на стапелях судозаводов, где зачастую под бомбами и снарядами строили и латали поврежденные в боях корабли, и в конструкторских бюро, где находили новые решения, способные одолеть технику врага. Я уверен, что корабелы ОСК окажутся достойными продолжателями дела поколения победителей. Все вместе, как одна большая семья, мы и впредь будем эффективно решать поставленные задачи на благо России.

Коллеги! От всего сердца поздравляю вас с нашим профессиональным праздником – Днем кораблестроителя! Благодарю за ваш труд, самоотверженность и целеустремленность. Впереди нас ждут новые вызовы, а вместе с ними придут новые успехи и свершения. Хочу пожелать всем вам, вашим родным, любимым и близким крепкого здоровья, благополучия и процветания!

Окно возможностей
Окно возможностей