Первый юбилей

Герои морской державы

Денис Мантуров
министр промышленности и торговли Российской Федерации

На протяжении веков конкурентоспособность государств во многом определялась их морским могуществом – доступом к торговым путям, надежностью военного флота, масштабом морских экспедиций для освоения неизведанных территорий

В эпоху новых глобальных вызовов Мировой океан вновь оказывается в центре внимания международного сообщества, становясь пространством поиска ответов на наиболее острые проблемы современности. Важно, что Россия активно участвует в этом процессе, ведет масштабную работу по освоению и исследованию океанических ресурсов, обеспечению безопасности морских перевозок, разработке новых международных торговых маршрутов и модернизации отечественного флота.

В октябре прошлого года была принята национальная Стратегия развития судостроения, обозначившая важнейшие цели для отрасли. К 2035 году корабелам предстоит двукратно нарастить объем выпуска продукции и производительность труда, обеспечив загрузку производственных фондов на уровне 80 процентов, а также повысить долю отечественной продукции в стоимости конечной гражданской продукции до 75 процентов.

Еще одна существенная задача, стоящая перед всем отечественным ОПК, – диверсификация производства. Мы должны стремиться, чтобы половина всей выручки отечественных верфей формировалась именно из гражданских заказов. Ведь потребности внутреннего рынка в судах и морской технике весьма существенны. По нашим оценкам, платежеспособный спрос на предстоящие
15 лет насчитывает свыше 100 рыболовецких судов, более 90 транспортных судов классов «море» и «река – море», более 70 единиц вспомогательных судов и судов технического флота, в том числе 9 ледоколов, а также около 80 единиц судов и морской техники для освоения шельфовых месторождений.

И поэтому уже сегодня корабелы наращивают темп работы: сдаточная программа ОСК по гражданскому судостроению ежегодно увеличивается. Если в 2018 году заказчикам были переданы 11 судов, то в 2019 году – уже 20, в числе которых уникальный плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» и новейшие суда рыбопромыслового флота, построенные на российских верфях впервые за последние тридцать лет. Сейчас на заводах корпорации строится 97 различных судов, в том числе более 30 сухогрузов и 40 судов рыбопромыслового флота, 5 атомных ледоколов, а также пассажирские паромы, нефтеналивные танкеры, амфибии на воздушной подушке и другие. Вскоре в свое первое большое плавание отправятся круизный лайнер «Мустай Карим», дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» и крупнейший в мире атомный ледокол «Арктика».

Наша цель – трансформировать отечественное судостроение таким образом, чтобы сделать его более технологичным и устремленным в будущее. Впереди большая работа, но я убежден – все трудности преодолимы. Эта уверенность основана на положительной динамике, демонстрируемой лидером отрасли – Объединенной судостроительной корпорацией, из года в год стабильно улучшающей финансовые и производственные показатели.

Дорогие друзья! Вот уже более 350 лет, со дня подписания царем Алексеем Михайловичем указа о строительстве фрегата «Орел», Россия является морской державой. Поколения корабелов своим усердным и самоотверженным трудом сохраняли и укрепляли за нашей страной этот статус, шаг за шагом создавали уникальную инженерную школу. И сегодня по целому ряду компетенций вы
являетесь признанными мировыми лидерами.

Я поздравляю ветеранов и работников судостроительной отрасли с Днем кораблестроителя, благодарю за вклад в дело укрепления обороноспособности страны и развития отечественной промышленности. Желаю вам крепкого здоровья и успехов во всех начинаниях!