Срок работы пробной версии продукта истек. Через две недели этот сайт полностью прекратит свою работу. Вы можете купить полнофункциональную версию продукта на сайте www.1c-bitrix.ru. Возвращение к истокам

Первый юбилей

Возвращение к истокам

На протяжении всей своей истории Россия была центром пересечения речных торговых маршрутов. Они и по сей день являются уникальным преимуществом – протяженность внутренних водных путей нашей страны превышает 100 тысяч километров. Эти «кровеносные сосуды» способны объединять предприятия, регионы и отрасли в единую систему, тем самым укрепляя экономику

Потенциал для роста грузоперевозок по внутренним водным путям огромен: сейчас их доля в отечественном грузообороте составляет менее 3%. Мировой опыт подтверждает: этот показатель может быть увеличен как минимум на порядок. Для всестороннего обсуждения наиболее важных аспектов развития речного сообщения Объединенная судостроительная корпорация совместно с Российским историческим обществом анонсировала целую серию круглых столов, посвященных перспективам и актуальным аспектам развития внутренних водных путей. Первый раунд дискуссии на тему «Водные пути в истории России и мировой политике» состоялся в феврале в Тверском императорском путевом дворце.

Участие в мероприятии приняли вице-президент АО «ОСК» Джахан Поллыева, исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский, начальник архивного отдела Тверской области, член Совета отделения Российского исторического общества в Твери Дмитрий Ефремов, директор Тверской областной картинной галереи Татьяна Куюкина, директор Тверской областной универсальной библиотеки им. А.М. Горького, член Совета отделения Российского исторического общества в Твери Светлана Мальдова, и. о. ректора Тверского государственного университета Людмила Скаковская, председатель Совета Ассоциации тверских землячеств Сергей Спиридонов, директор филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – ледокол «Красин» Ольга Подшувейт, ответственный секретарь журнала «Международная жизнь» Евгения Пядышева и другие.

Местом «истока» для нового цикла круглых столов Тверь была выбрана неслучайно: именно на Тверской земле берет свое начало великая русская река Волга, а сам город издревле был отправной точкой многих выдающихся русских путешественников и первооткрывателей. Из Твери стартовала знаменитая Северная экспедиция Витуса Беринга, императрица Екатерина Великая начинала здесь свой «волжский вояж». Отсюда же более 550 лет назад, в 1468 году, в путешествие отправился тверской купец Афанасий Никитин, который спустя три года первым из европейцев достиг берегов Индии.

Выступая перед собравшимися, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Твери, декан исторического факультета Тверского государственного университета Татьяна Леонтьева рассказала о целях круглого стола. Первоочередной задачей, стоящей перед организаторами, было названо просветительство. «Мы надеемся, что все, кто присоединится к нашему проекту, будут сосредоточены на популяризации культурно-исторического наследия российских городов, расположенных по берегам больших и малых рек», – сказала она. Кроме того, Леонтьева отметила системообразующую роль исторического опыта в формировании программы развития внутренних водных путей. «Наша задача состоит в том, чтобы напомнить, как этот процесс функционирования речных торговых маршрутов происходил раньше», – заявила она.

Обсуждение продолжилось обменом мнениями о значимости «хождения за три моря» Афанасия Никитина. Исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский сообщил, что осенью в Индии состоятся торжества, приуроченные к юбилею того путешествия. «Индийская сторона планирует дать имя Афанасия Никитина одной из улиц столицы и поставить памятник», – заявил Могилевский со ссылкой на Российскую ассоциацию международного сотрудничества, ведущую подготовку памятных мероприятий.

На протяжении последних лет корабелы и историки часто встречаются, чтобы «сверить часы»

В свою очередь вице-президент АО «ОСК» Джахан Поллыева обратила внимание на то, что непростое и по меркам XXI века путешествие стало возможным благодаря выдающимся личным качествам тверского купца, а его путевые записи даже спустя пять с половиной веков остаются востребованными и современными.

Директор филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге Ольга Подшувейт в своем выступлении рассказала о прошедшей в 2019 году в выставочном центре музея выставке «Хождение за три моря. Путешествие Афанасия Никитина», организованной при поддержке фонда «История Отечества» и при участии Объединенной судостроительной корпорации. В основе выставки лежал цикл иллюстраций к книге Афанасия Никитина «Хождение за три моря».

В ходе круглого стола Подшувейт передала Константину Могилевскому копию второго листа отчетных навигационных карт Федора Беллинсгаузена о плавании в водах Южного Ледовитого океана в 1819, 1820 и 1821 годах. Второй лист отчетных карт – документальное и неопровержимое доказательство приоритета нашей страны в открытии Антарктиды.

Заседание принимал в своих стенах Тверской императорский путевой дворец, в котором ныне размещается областная картинная галерея. Директор галереи Татьяна Куюкина напомнила, что не только Екатерина II начинала здесь свое путешествие по Волге на галере, дворец был резиденцией великой княгини Екатерины Павловны и министра путей сообщения Российской империи Георга Ольденбургского. «Все его инспекционные поездки начинались от дворцового причала, поэтому дворец также тесно связан с водными путями», – подчеркнула Татьяна Куюкина.

Людмила Скаковская, и. о. ректора Тверского государственного университета, отметила особую актуальность темы круглого стола и выразила надежду, что нынешнее поколение студентов сможет привнести свой вклад в ее изучение.

По окончании круглого стола организаторы выразили уверенность, что значение внутренних водных путей при всех существующих сегодня логистических цепочках будет неуклонно повышаться. Была затронута и научно-исследовательская составляющая проекта: в России недостаточно комплексных исследований по указанной теме, и этот пробел необходимо заполнять.

Впереди ждут новые встречи, которые обязательно принесут свежие идеи и смыслы. Нужно отметить, что для ОСК и Российского исторического общества формат проведения подобных совместных мероприятий не нов. На протяжении последних лет корабелы и историки часто встречаются, чтобы «сверить часы». Во-первых, самые эффективные и нестандартные ответы на наиболее серьезные вызовы современности удается находить, лишь обратившись к наследию прошлых лет. А во-вторых, скоординированные усилия судостроителей и членов Российского исторического общества никому не дают забыть: вот уже 350 лет, начиная с фрегата «Орел», построенного по указу царя Алексея Михайловича, Россия сохраняет за собой статус великой морской державы.

В статье использованы фото:  Александр Шалгин, пресс-служба РИО.

Возвращение к истокам
Возвращение к истокам
Возвращение к истокам
Возвращение к истокам
Возвращение к истокам
Возвращение к истокам