Первый юбилей

Семен Лишица
старший специалист по связям со СМИ Средне-Невского судостроительного завода

В мире объявлена война изменениям климата. Зеленые технологии шагают по планете, захватывая новые рынки и буквально преображая ландшафт множества государств. Корабелы Средне-Невского судостроительного завода, опираясь на свой опыт и экспертизу, открывают для себя и всей отрасли новые возможности и пути к успеху в эпоху очередной промышленной революции

Средне-Невский судостроительный завод – лидер отечественного композитного судостроения. Производственная программа завода включает в себя патрульные корабли, ракетные катера (корветы), рабочие и пассажирские суда. В названии завода четко значится «судостроительный», но, несмотря на это, предприятие активно применяет свой опыт работы с полимерными композитными материалами в областях, далеких от судостроения. Средне-Невский участвует в международном проекте по созданию экспериментального термоядерного реактора, занимается созданием многоцелевых быстровозводимых мобильных мостов, ведет опытно-конструкторские работы по созданию и внедрению в широкое производство судовых противопожарных дверей и люков, а также судового крепежа, выполненного из композитных материалов.

С 2018 года предприятие принимает участие в крупнейшем проекте по развитию российской ветроэнергетической отрасли. Верфь приступила к работе по изготовлению комплектующих для отечественных ветроэлектростанций. Это одно из инновационных направлений деятельности, в котором завод применяет свои технологии и опыт по созданию сложных конструкций из композитных материалов в гражданском секторе экономики.

Уникальные свойства композиционных и полимерных материалов, такие как высокая удельная прочность, стойкость к вибрационным нагрузкам и к агрессивным воздействиям окружающей среды, малый удельный вес, обусловили их широкое применение во всех отраслях промышленности: авиастроении, ракетно-космической технике, судостроении, нефтеперерабатывающей и химической промышленности. Не осталась в стороне и ветроэнергетика.

Средне-Невский судостроительный завод – одно из немногих предприятий России, владеющее технологиями, имеющее необходимую производственную базу, а также получившее обязательные сертификаты, лицензии и разрешения в области охраны труда и экологии, дающие право производить комплектующие из композитных материалов для ветроэнергетических установок.

До 2025 года мощность проектов по выработке «зеленой энергии» в России превысит 3,2 ГВт

В апреле 2018 года между заводом и дочерней компанией государственной корпорации «Росатом» – «НПК «Химпроминжиниринг» – был подписан контракт, в рамках которого СНЗ должен выполнить работы по изготовлению композитных кожухов гондол, кожухов ступиц и обтекателей ветроэнергетических установок для пяти ветропарков – в Адыгее, Краснодарском и Ставропольском краях. Кочубеевская ВЭС стала вторым объектом, для которого Средне-Невский изготавливает комплектующие ветрогенераторов. Ранее предприятие завершило работы по обеспечению комплектами изделий аналогичного ветропарка в Республике Адыгея. В этом году завод приступит к работам по изготовлению комплектующих для третьего парка ветроэнергетических установок. Завершение работ намечено на октябрь 2022 года. Всего за этот срок Средне-Невский судостроительный завод должен будет изготовить 388 комплектов изделий.

Принцип создания композитных комплектующих не имеет кардинальных отличий от, скажем, технологии изготовления маломерного судна из стеклопластика. Производство комплектов композитных кожухов можно условно разделить на несколько основных этапов, для каждого из которых на предприятии организован специальный производственный участок. Сначала на поверхность специальной формы (матрицы) наносится будущее наружное покрытие. Далее на это покрытие напыляют смесь из рубленого стекловолокна и смолы. После этого заготовка будущего изделия отвердевает. Затем ее вынимают из матрицы и производят обрезку до чертежных размеров. Финальным этапом производства является установка деталей молниезащиты и упаковка изделия. На выпуск одного комплекта кожухов, состоящего из семи деталей, уходит в среднем двое суток. В 2019 году Средне-Невский судостроительный завод завершил поставку 84 комплектов изделий для Кочубеевской ВЭС в Ставропольском крае, на производство которых ушло около семи месяцев.

Условия для развития ветроэнергетической отрасли в нашей стране довольно благоприятные. В первую очередь есть большое количество территорий, пригодных для строительства ветропарков. Большая часть ветровых зон России – это степи на юге России (Нижняя и Средняя Волга, Дон), морские побережья (побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Камчатки, побережья Каспийского, Черного, Азовского, Балтийского и Охотского морей) и некоторые отдельные ветровые зоны (Карелия, Алтай, Тыва, Байкал). Сейчас в России разрабатываются перспективные проекты двенадцати ветроэлектростанций. Участие Средне-Невского судостроительного завода в проекте по созданию изделий для ветроэнергетики – это очередной стратегический шаг к освоению новых направлений работы, расширению диапазона применения компетенций композитного строительства и переориентации рынков сбыта. Средне-Невский судостроительный завод оптимистично оценивает перспективы развития нового направления. Изготовление комплектов кожухов гондол, ступиц и обтекателей не единственная точка приложения усилий, где предприятие может применить свой опыт и технологии.

В будущем верфь планирует освоить полный цикл производства лопастей для ветрогенераторов. Для этого на предприятии созданы все необходимые условия, а специалисты верфи занимаются проработкой схемы логистики. Кроме того, по мнению экспертов, в ближайшем будущем ожидается существенный рост как количества ветроэнергетических парков в России, так и их мощности. По прогнозам, до 2025 года мощность проектов по выработке «зеленой энергии» в России превысит 3,2 ГВт, а доля ветрогенерации в единой энергосистеме страны должна перешагнуть через рубеж 1%. Это вызовет большой спрос на комплектующие для ВЭС, а соответственно, и рост объемов их производства.

Оседлать ветер
Оседлать ветер
Оседлать ветер
Оседлать ветер