Первый юбилей

Автор
Константин Могилевский,

кандидат исторических наук,
член Президиума Российского исторического общества

В Год памяти и славы наши возможности узнать что-то новое о Великой Отечественной войне возрастают многократно. В условиях распространения коронавирусной заразы перешли в онлайн, но все же проводятся памятные мероприятия, создаются усилиями изобретательных кинематографистов документальные фильмы, издаются книги, открываются сайты, аккумулирующие самую разнообразную информацию о войне.

Крупный юбилей – 75-летие Великой Победы – подтолкнул на путь исторического просвещения даже те организации, которые никогда прежде сохранением памяти о прошлом не занимались, считая это несвойственным для себя. Что уж говорить о коллективах, где история всегда была в почете? На мой взгляд, создание Объединенной судостроительной корпорацией портала «Корабелы Великой Победы» – это заметное событие даже на общем фоне, когда многие стараются сделать к юбилею что-то новое и интересное. Очень важно, что удалось ясно и четко – по каждому предприятию – представить ежегодные результаты производственной деятельности, обратившись при этом и к судьбам простых людей. Именно люди, среди которых было много, как и на любом заводе в войну, женщин и подростков, смогли в кратчайшие сроки перевести работу кораблестроительных заводов на военные рельсы. Наряду с профильной деятельностью наладить производство необходимых фронту техники, оборудования и боеприпасов. В глубоком тылу и в блокадном Ленинграде под обстрелами и бомбежками, в мороз и голод значительно сократить и так небольшие по сегодняшним меркам сроки строительства и ремонта кораблей. И все это с конкретными цифрами и фактами показано на сделанном ОСК ресурсе. Очень качественный продукт получился у корабелов. Смогли участники проекта достойно вспомнить и поблагодарить героев войны и тружеников тыла.

Это важно: пока история представляется нам как жизни конкретных людей, она живая, к ней хочется обращаться, извлекать из нее уроки. Как только люди из истории в массовом сознании уходят, она (не для всех, конечно, для тех, кто особо не разбирается) становится чем-то вроде сказки, которую можно рассказать по-разному и которая к сегодняшней жизни особого отношения не имеет.

В этом смысле в Российском историческом обществе считают очень полезным опыт ОСК. Практически на каждом предприятии корпорации бережно относятся к своим корням, живут не только сегодняшним днем, а представляют себя на длинной дистанции, часть которой с успехами и достижениями, ошибками и неудачами пройдена, а другую часть неопределенной протяженности еще только предстоит преодолеть, опираясь на полученный опыт. Да и сам профессиональный праздник корабелов – День кораблестроителя – базируется не на выдумке, а на реальных исторических событиях. Это, кстати, очень важно: необходимость твердо стоять на почве действительности объединяет инженеров и профессиональных историков.

Тому, о чем я скажу дальше, далеко не все профессиональные историки сочувствуют. И действительно, с точки зрения организации исследовательской работы увязка ее с теми или иными круглыми датами выглядит контрпродуктивно и даже диковато. Примерно как сдача корабля не с учетом производственного цикла, а к очередной годовщине Великого Октября, только хуже. Однако общественный интерес к историческим событиям традиционно усиливается в связи с юбилеями. Этой ситуацией нужно пользоваться в интересах просвещения, возвращать историю людям, а людей – в историю. Когда мы несколько лет назад стали говорить о строительстве в конце 60-х годов XVII века первого российского военного корабля «Орел» на верфи в Дединове, мы не сказали для тех, кто в теме, ничего нового. Конечно, потребовалось переосмыслить эту историю, понять, что речь на самом деле идет о первом документированном государственном заказе на военный корабль, а значит, о 350-летии российского государственного судостроения. Понять самим и рассказать народу. Это и сделали совместно РИО и ОСК. В Дединове давно нет верфи, Ока обмелела, местные жители стали лидерами в огуречном деле, но история-то людям вернулась! И теперь не зазорно назвать «Орлом» космический корабль в честь детища царя Алексея Михайловича.

Впереди у нас немало важных дат. Остановлюсь на одной: на грядущем 350-летии со дня рождения Петра Первого. Первый российский император был человеком выдающегося ума и исключительной энергии. В кратчайшие сроки, без связи и дорог в современном понимании он преобразовал Россию. Уверен, что тех, кто пытается подходить к подготовке его юбилея с сугубо бюрократическими мерками, Петр отходил бы палкой.

Кораблестроение – это важнейшая часть петровских реформ. А юбилейные мероприятия – это хорошая возможность добавить взвешенности в дискуссии о том, где же именно родился российский флот. Определенности, на мой взгляд, здесь не требуется, нам она ничего не даст. И в Дединове, и в Архангельске, и в Воронеже, и на Плещеевом озере зарождался русский флот, Санкт-Петербург вообще был для этого создан, а подлинное рождение флота произошло у Гангута и у Гренгама. Ситуация с основанием Петербурга, кстати, может быть рассмотрена и в непривычном ракурсе. У России к началу XVIII века не было кораблей, но была достаточно интенсивная международная морская торговля, сконцентрированная в Архангельске. Транспортные издержки при торговле с Европой через Русский Север были, конечно, велики. И в итоге получилось, что задумывали южный Архангельск, а получилась Северная Венеция.

Истории Петра Первого очень необходимо человеческое измерение. Огромный вклад в это дело внес Даниил Александрович Гранин. Писатель, которого мы часто вспоминаем как автора военной прозы, «Блокадной книги», по которому было бы правильно сверять модальность торжеств к 75-летию Победы, ближе к концу жизни увлекся Петром. Однажды мне посчастливилось поговорить с ним тет-а-тет, и я спросил, удалось ли ему понять Петра. Гранин ответил: «Вы знаете, кажется, да». Всем, кто не читал, очень рекомендую его «Вечера с Петром Великим». Конечно, в основе гранинских новелл лежат так называемые исторические анекдоты. Но стилистика их изложения и сопутствующие размышления писателя, способны, мне кажется, зародить у многих предметный интерес к удивительной фигуре императора. Гранин совершенно справедливо говорит о том, что в любое историческое время люди действовали, не зная итогового результата. Легко судить об успехах и о неудачах прошлого задним числом, а в реальности люди никогда не могут предвидеть ход времени, действуют часто интуитивно и наугад. Тем дороже нам гений Петра. Разумеется, многие его решения были, казалось, сиюминутными, направленными на сохранение самой российской государственности. Но кто сегодня оспорит их стратегический характер?

В том числе Гранин писал: «Без теории поставить корабельное дело в России, строить флот невозможно. Торговать голландцы умеют лучше всех, корабельное же дело у них поставлено эмпирически (кстати, поэтому не сохранились и не могли сохраниться чертежи построенного голландцами «Орла». – Прим. К.М.). Петру нужно было постигнуть закономерности, ибо по своей натуре он не «царь-плотник», он «царь-инженер».

Согласимся с замечательным писателем. Юбилей Петра – это праздник всех кораблестроителей: и инженеров, и «плотников». Нужно к нему готовиться.


Путь исторического просвещения
Путь исторического просвещения