Первый юбилей

Эпидемия коронавируса изменила жизнь подавляющего большинства граждан нашей страны, затронула практически все отрасли промышленности. С 10 апреля ОСК начала работать по новому стандарту системы менеджмента качества «Обеспечение безопасной деятельности АО «ОСК», в том числе санитарно-гигиенической безопасности в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)». В этом документе содержатся основные требования, предъявляемые к санитарному режиму, устанавливаемому в ОСК, личной гигиене работников и мероприятиям, направленным на противодействие распространению коронавирусной инфекции. Он включает в себя ряд мер, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий труда сотрудников корпорации в текущей эпидемиологической ситуации.

Корпорацией выполняются все рекомендации Минздрава и Роспотребнадзора, организован специальный режим доступа в здание, решен вопрос с обеспечением работников, находящихся в офисе, питанием, проводится санитарная обработка помещений и корпоративного транспорта и т.д. В головном офисе ОСК продолжают трудиться специалисты, обеспечивающие возможность удаленной работы персонала, а также задействованные в решении ключевых и неотложных задач. Часть сотрудников работает дистанционно.

В соответствии с указом президента России и распоряжениями правительства на всех предприятиях ОСК с 30 марта введен режим нерабочих дней и приняты меры по противодействию распространения коронавирусной инфекции и обеспечению безопасности коллективов: проводятся санитарно-гигиенические мероприятия, исключены скопления людей, везде, где это физически и технически возможно, проводится тестирование.

Учитывая наличие непрерывных производств и неотложных заказов, а также включение большинства предприятий ОСК в список системообразующих, был составлен рабочий график, позволяющий адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию. Большая часть работников, непосредственно участвующих в технологических процессах, необходимых для функционирования предприятий, приступили к выполнению своих обязанностей. Часть персонала, не задействованная в производственном процессе, переведена на удаленный режим работы или в режим нерабочих дней.

На производственном объединении Севмаш 16 тыс. заводчан из почти 30-тысячного коллектива выполняют задачи по реализации Гособоронзаказа (за исключением сотрудников возраста 65+, ряда подразделений социальной направленности и находящихся в отпусках). Выпущены приказы о функционировании завода в условиях эпидемиологического кризиса. Подписан временный регламент, который устанавливает основные требования, предъявляемые к санитарному режиму завода и личной гигиене работников. Корабелы обеспечиваются респираторами для защиты органов дыхания и антисептиками для обработки рук и поверхностей. В целях разгрузки проходных утвержден новый график работы цехов. На территории предприятия работает 15 фельдшерских пунктов.

На Средне-Невском судостроительном заводе была проведена санитарная обработка основных производственных объектов: блоков цехов, заводских проходных, бытовых, офисных и административных помещений верфи, заводского транспорта и спецтехники. В ходе обработки были задействованы сотрудники хозяйственных служб предприятия. При обработке использовался новейший гибридный противовирусно-противобактериальный препарат «Углерон», обладающий уникальной способностью к подавлению жизнедеятельности оболочечных вирусов с толстыми защитными оболочками.

Была проведена дезинфекция территории и производственных помещений также на Амурском судостроительном заводе – там работали специалисты подразделений радиационной, химической и биологической защиты Восточного военного округа. Это профилактическая мера, направленная на предотвращение возможности распространения COVID-19. Предприятием было закуплено порядка 17 тыс. респираторов и 10 тыс. пар резиновых перчаток. Работники парусного участка цеха водного транспорта АСЗ изготовили более 2 тыс. масок многоразового использования для защиты органов дыхания и предотвращения передачи инфекции. А кроме того амурские корабелы обеспечили защитными масками и личный состав дивизиона Тихоокеанского флота, расположенного в Комсомольске-на-Амуре. С 7 апреля АСЗ приступил к работе в полном объеме как предприятие, осуществляющее работы в рамках ГОЗ.

Это лишь несколько примеров того, как предприятия ОСК действуют в сложившейся ситуации. Каждый завод, каждое предприятие сегодня предпринимает все необходимые меры в рамках борьбы с распространением коронавирусной инфекции.

Многие предприятия помогают больницам и госпиталям. Например, СНСЗ передал городской больнице Святого Великомученика Георгия в Санкт-Петербурге 10 тыс. защитных костюмов, защитные маски и респираторы для реанимации. Адмиралтейские верфи оказали благотворительную помощь Городской Покровской больнице: учреждению перечислены денежные средства для приобретения необходимых медицинских препаратов, средств защиты медицинского назначения, медицинского оборудования. Аналогичную помощь оказала и Северная верфь.

Благодаря взвешенной политике руководства корпорации и предприятий, а также своевременно принятым мерам серьезных сдвигов сроков в части обязательств перед заказчиками не ожидается, хотя сложившаяся ситуация, очевидно, не может не оказать влияния на сдаточную программу. Существуют карантинные ограничения для работы подрядчиков на предприятиях ОСК, в том числе приезда пусконаладчиков от иностранных производителей. Возникают убытки, связанные с существенным изменением макроэкономических факторов, включая убытки от падения курса национальной валюты. Отсроченный отрицательный эффект от «карантина» и общего ухудшения макроэкономической ситуации можно будет оценить в полной мере лишь по истечении определенного времени.

Эпидемия – природное явление, форс-мажор, однако из этой ситуации человечество обязано сделать выводы. Это касается и судостроения. Все мы помним случай с круизным лайнером Diamond Princess. Огромные суда, перевозящие, по сути, население небольшого города, становятся в условиях эпидемии крайне опасным местом. К тому же их боятся принимать порты, чтобы не способствовать заражению на берегу. Во избежание подобного в будущем требуется предусмотреть изменение конструкции систем вентиляции и кондиционирования судов. Учесть встроенные системы дезинфекции и обеззараживания. А значит, нужно пересмотреть взгляды на отделку внутренних помещений: в ней должны использоваться материалы, способные без потери качества проходить санитарную обработку. Нужно задуматься также о конструктивных решениях, позволяющих создать на судне достаточное количество изоляторов, где могли бы содержаться заболевшие, и пересмотреть технические возможности проводить при необходимости эвакуацию больных.

Еще более актуальным становится использование безэкипажных судов, которыми можно управлять дистанционно, не подвергая опасности человеческие жизни. Например, в условиях сложной эпидемиологической обстановки, которую мы наблюдаем сегодня.

Осознается и необходимость создания новых госпитальных судов – их наличие способно быстро и существенно увеличить ресурсы медицинской системы любого населенного пункта. В прошлом году ОСК разработала проект небольшого гражданского судна «Соталия», которое имеет серьезный потенциал стать базой для производства широкого спектра моделей (от пассажирского катера до медицинского надводного пункта, с помощью которого появится возможность оказывать помощь вдоль берегов удаленных регионов). Модульность и простота его конструкции позволяют начать серийное производство таких судов за полгода. А возможность выхода на необорудованный берег, малая осадка и, конечно, цена – очевидные выигрышные стороны «Соталии».

Эпидемия коронавируса, как и любая кризисная ситуация, заставляет мир пересмотреть свои устоявшиеся представления во многих областях. И судостроительная отрасль не исключение. Лишь от нас зависит, станем ли мы сильнее, пройдя через это испытание.

Коронавирус не пройдет!
Коронавирус не пройдет!
Коронавирус не пройдет!