Средне-Невский судостроительный завод в годы войны и блокады

Первый юбилей

Средне-Невский судостроительный завод в годы войны и блокады

Автор
Владимир Галант,
директор музея АО «СНСЗ»

К началу войны завод представлял собой вполне современную по тем временам судостроительную верфь. На предприятии был организован отличный инструментальный цех с новейшими станками для обработки и поверки средств измерения; в корпусном цехе сосредоточилось лучшее сварочное оборудование; спуск кораблей осуществлялся на спусковых тележках по наклонному слипу; благодаря организации курсов повышения квалификации удалось подготовить высококвалифицированные кадры рабочих, способных выполнять самые сложные задачи.

С первых дней войны администрация и общественные организации завода принимают меры по подготовке населения поселка Понтонного к противовоздушной обороне: выделяются люди для рытья щелей и траншей, подвалы кирпичных домов оборудуются под бомбоубежища, на окна устанавливаются бронированные щитки, входы в бомбоубежища оборудуются бронированными дверьми.

25 июня на заводе состоялся митинг, завершившийся записью добровольцев в ряды народного ополчения. В первый же день в ополченцы записались 606 человек. Тогда же была организована запись наиболее подготовленных заводчан в истребительный отряд – в это подразделение подали заявления 40 добровольцев. 4 июля на базе истребительного отряда комплектуется партизанский отряд №162 в количестве 43 человек во главе с директором соседнего кирпичного завода «Звездочка» Николаем Андреевичем Толстенковым. Одновременно с отрядом №162 формируется районный партизанский отряд под командованием секретаря парткома Ф.Ф. Тишенко. В этот отряд вошли 125 работников завода.

В самом начале войны коллектив завода направил часть своих сотрудников для производства оборонных работ. Заводчане участвовали в рытье окопов, противотанковых рвов и блиндажей в районе станций Пери, Вырица, Саперная, Колпино. Всего в оборонных работах участвовали свыше 500 работников завода.

Начало военных действий не остановило производственной деятельности завода.

Основную номенклатуру довоенного плана завода составляли базовые и эскадренные дизельные тральщики. Серия базовых тральщиков проекта 53У уже вступила в состав Краснознаменного Балтийского флота, готовность остальных к началу военных действий составляла от 60 до 80%. Теперь коллектив завода сосредотачивает внимание на достройке базового дизельного тральщика Т-217 завода №28 и с опережением графика на 26 дней досрочно сдает его ВМФ 5 августа 1941 года.

В это же время завод выполняет срочный заказ Ленфронта по достройке быстроходных броневых катеров проекта 1124 заводов №99 и 100 и в августе сдает их ВМФ. Катера имели полное водоизмещение 49,7 т, длину 25,3 м, ширину 4,04 м, осадку 0,85 м при максимальной скорости 18 узлов. Вооружение состояло из двух башен танка Т-34, оснащенных орудиями калибра 76 мм и пулеметами.

Вначале эти корабли вошли в состав Балтийского флота, а в 1944 году были переданы в состав 1-го Петрозаводского дивизиона бронекатеров Ладожской военной флотилии.

Уже в июле 1941 года завод приступил к постройке понтонов для переправки войск. Каждые 2–3 дня на завод приходили машины за понтонами для переправки их на правый берег Невы.

Одновременно с производственной деятельностью завод занимался эвакуацией сотрудников и технологического оборудования. Последний сухопутный эшелон удалось переправить через станцию Мга за день до ее захвата противником, в дальнейшем эвакуация проводилась через Ладогу.

8 сентября 1941 года, когда кольцо блокады замкнулось, завод оказался в 5 км от линии фронта. Используя удобную позицию на высоком берегу устья реки Тосно, враг обрушил на завод лавину огня. В дальнейшем артобстрелы и бомбежки стали регулярными.

Самым критичным моментом в жизни и деятельности завода стал день 30 сентября 1941 года, когда враг прорвался к станции Саперная в 3 км от предприятия, и на случай его дальнейшего продвижения был получен приказ взорвать завод, а рабочим и служащим – отходить в сторону Ленинграда. Только в 2 часа ночи приказ был отменен, поскольку противник был отброшен за реку Тосно подошедшим танковым соединением.

В этом же сентябре по распоряжению Военного совета Ленфронта головной эскадренный тральщик «Василий Громов», оставленный на заводе до особого распоряжения, был переведен с 80%-ной готовностью на Петрозавод, где был достроен и сдан ВМФ в 1943 году.

В октябре 1941 года начинается частичная эвакуация работников завода и технологического оборудования в Ленинград на территорию эвакуированного к тому времени завода навигационных приборов. Одновременно с эвакуацией коллектив завода выполняет срочные заказы Военного совета: продолжаются работы по изготовлению понтонов, делаются спецсани для перевозки боеприпасов и продовольствия, изготавливаются двухколесные тележки, железные печки, ящики для противотанковых мин.

На территории завода навигационных приборов завод функцио­нировал до 8 сентября 1942 года. Под жестоким артобстрелом и бомбежками рабочие изготавливали снаряды и бомбы, ремонтировали навигационные приборы, выполняя заказы фронта.

В феврале 1942 года группа рабочих завода была откомандирована в распоряжение командования Ладожской военной флотилии. Члены этой бригады осуществляли ремонт кораблей и катеров флотилии, а также участвовали в сборке тендеров и барж.

На собственной территории в это время оставались около 150 человек. 14 февраля 1942 года на завод приходит распоряжение заместителя НКСП о принятии мер по восстановлению разрушенного снарядами слипа. 24 апреля завод приступает к подготовке и выполнению работ по судоремонту действующего флота. Чтобы восполнить кадровые потери, организуются курсы по подготовке специалистов, в основном из подростков 15–16 лет и женщин, заменивших мужей и братьев на производстве.

13 мая 1942 года на завод поступает исключительно важный заказ – постройка самоходных плашкоутов для ладожской Дороги жизни. Подразумевалось, что эти суда должны были быть быстроходными, маневренными и способными подходить к необорудованному побережью. Принимаются все меры для сдачи заказов в срок: удлиняется рабочий день, вводится двухсменка.

По приказу Военного совета Ленфронта на завод командируется группа краснофлотцев, которая под руководством опытных бригадиров овладевает судостроительными профессиями и принимает активное участие в постройке 12 плашкоутов, двух тендеров и понтонов. Выполняя этот заказ и одновременно проводя активный ремонт действующего флота, коллектив активизирует работы по эвакуации завода согласно приказу НКСП от 5 июля 1942 года. Составляются эшелоны, демонтируется оборудование. Всего за 1942 год через Ладогу эвакуировано более пяти эшелонов в Балаково, Омск, Северодвинск, Тюмень и Астрахань. Большое количество заводских рабочих командируется на судостроительное предприятие города Балаково.

В сентябре 1942 года все рабочие, находившиеся на территории завода навигационных приборов, возвращаются на свой завод. Организуется перевозка материалов и оборудования.

28 ноября 1942 года решением Военного совета Ленфронта заводу предписывается в короткий срок построить базовый дизельный тральщик БТЩ-219. С целью подготовки производства восстанавливаются и вводятся в эксплуатацию электростанция, компрессорная, устанавливаются леса и кильблоки. В помощь рабочим завода приходят 72 моряка-балтийца, для которых организуются краткосрочные обучающие курсы.

Завод постоянно находился под артиллерийским обстрелом и авиа­ционными бомбовыми ударами противника. Разрушались промышленные и жилые постройки, гибли люди. 18 мая 1942 года при артиллерийском обстреле территории завода попадание снаряда крупного калибра в одно из зданий привело к гибели 9 человек из рядов пожарной охраны. 18 сентября 1943 года прямым попаданием снаряда был поврежден буксирный пароход «Соколик», который через несколько минут затонул. «Соколик» был единственным буксирным средством завода, которое использовалось и для нужд фронта, перевозя баржи с моряками и боеприпасами. С помощью ручных лебедок при участии водолазов буксир удалось извлечь на берег и заделать пробоины.

Учитывая сложившуюся ситуацию с обеспечением работников завода и жителей блокадного Ленинграда продовольствием, при заводе было создано собственное подсобное хозяйство. Практически под огнем противника рабочие выращивали картофель, капусту, морковь, свеклу.

Прорыв блокадного кольца 18 января 1943 года вдохнул новые силы в коллектив. С помощью понтонов, построенных на заводе, наши бойцы переправлялись на «Невский пятачок», отремонтированные буксиры доставляли боеприпасы и продовольствие в районы боев, быстро­ходные бронекатера, сошедшие со стапелей завода, обеспечивали переправу на Неве у Ивановских порогов.

В целом 1943 год для завода был годом перехода от временного сокращения производства, связанного с блокадой Ленинграда, к постепенному его восстановлению. По сравнению с 1942 годом резко возрастает производственная программа, коллектив принимает меры к расконсервации цехов. Помимо восстановительных работ и заказов для фронта заводчане работают на строительстве трех базовых тральщиков.

Одной из приоритетных задач в восстановлении жизнедеятельности завода в 1943 году была реа­нимация энергетического хозяйства. Эту работу провел коллектив ремонтно-механического цеха. В результате было обеспечено практически бесперебойное снабжение заказов электроэнергией и сжатым воздухом, восстановлено крановое хозяйство в цехах и обеспечена своевременная подача деталей машиностроительной группы на строя­щиеся объекты.

В конце 1943 года на завод поступает заказ на ремонт затонувшей во время боев канонерской лодки «Пионер». Для этого необходимо было провести серьезные судомонтажные работы, в связи с чем руководство принимает решение о восстановлении сдаточно-монтажного цеха. Комплектуется состав рабочих и ИТР, которые переводятся из других цехов завода.

В 1943 году усилиями заводчан было восстановлено инструментальное хозяйство, организована электродная мастерская. И все это было сделано коллективом завода, списочный состав которого составлял всего лишь 207 человек!

11 января 1944 года на завод поступает срочный заказ Военного совета Ленфронта на постройку пяти трал-барж, причем две из них необходимо было изготовить и сдать заказчику уже в феврале.

Эта работа также была выполнена в срок, хотя для доставки барж к месту сборки пришлось изготавливать специальные сани и тащить их вручную к слипу.

Наряду с постройкой трал-барж не прекращались работы на постройке тральщиков. После снятия блокады на завод стали возвращаться эвакуированные рабочие, на которых высылали вызовы. Для размещения людей необходимо было произвести ремонт зданий рабочего поселка, поэтому были созданы столярно-плотницкие бригады и принято решение об организации отдела капитального строительства.

В ноябре 1944 года завод начал подготовку к постройке 100-тонных малых тральщиков, необходимых для разминирования Балтийского моря и Ладоги.

Успешно завершив годовую программу 1944 года, завод вступил в победоносный 1945 год. Заводчане, пережившие годы войны и блокады, смогли уже в конце 1945 года ввести в состав ВМФ малые тральщики МТЩ-73, МТЩ-74 и МТЩ-86. Активное участие принял завод и в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства.

Большинство возвратившихся с фронтов рабочих и служащих вернулись на родной завод.

В память о погибших заводчанах в сквере перед зданием администрации завода вначале установили закладной камень, а к 20-летию Победы открыли памятник. На мемориальной доске памятника выбиты имена заводчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. У памятника проводятся все заводские мероприятия.


Средне-Невский судостроительный завод в годы войны и блокады
Средне-Невский судостроительный завод в годы войны и блокады
Средне-Невский судостроительный завод в годы войны и блокады
Средне-Невский судостроительный завод в годы войны и блокады
Средне-Невский судостроительный завод в годы войны и блокады