Пролетарцы на службе Отчизне

Первый юбилей

Пролетарцы на службе Отчизне

Автор
Полина Кривская,
директор музея истории ПАО «Пролетарский завод»,
заслуженный работник культуры РФ

ПАО «Пролетарский завод» (бывший Александровский завод) в 2021 году отметит 195 лет своей деятельности. Это старейшее машиностроительное предприятие Санкт-Петербурга широко известно своим вкладом в создание целого ряда архитектурных памятников, ставших символами города на Неве.

В начале славных дел…

С первых дней своей работы предприятие выполняло заказы военного и морского ведомств по изготовлению боеприпасов и строительству первых отечественных паровых судов. В его мастерских создавались строительные конструкции и декор для многих архитектурных сооружений города, а также оборудование и инструменты для предприятий Санкт-Петербурга. Позже завод сменил специализацию, сосредоточившись на создании и ремонте железнодорожного подвижного состава.    

В 1963 году в целях обеспечения оборудованием программ судостроения завод был перепрофилирован на производство изделий судового машиностроения. В ­1970-х­ годах совместно с ЦНИИ судового машиностроения и заводом «Экономайзер» предприятие было преобразовано в НПО «Пролетарский завод», а в 1992 году – в акционерное общество «Пролетарский завод». За свою историю предприятие освоило производство целого ряда сложнейших, подчас уникальных изделий, востребованных отечественным судостроением. Естественно, как и многие предприятия страны, Пролетарский завод прошел через кризисные явления 1990-х и первого десятилетия ХХI века. В 2011 году завод вошел в состав предприятий ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

В настоящее время предприятие по-прежнему специализируется в области судового и энергетического машиностроения, работает над вопросами оптимизации структуры, обновлением производства, кадровой политики, являясь одним из базовых предприятий ОАО «ОСК»по развитию производственной системы.

Все, что было, помним!

Вместе со всей страной пролетарцы готовятся отметить 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В суровые военные дни заводчане в рядах Красной армии отважно сражались на всех фронтах, защищали свой город в составе народного ополчения, возводили оборонительные укреп­ления, спасали завод от пожаров и бомбежек. И, главное, в условиях блокады не прекращали работу по выпуску военной продукции, ремонтировали бронетранспортеры, бронеавтомотрисы. В кузнечном и механическом цехах изготовляли катки для ходовой части танков, освоили производство боевых осей, подъемных механизмов и других вспомогательных деталей для артиллерийских орудий.

Уже 3 июля 1941 года заводская газета «Пролетарская трибуна» опубликовала призыв: «Все силы на защиту Отечества, на разгром и уничтожение врага». В номере были напечатаны важнейшие государственные указы и постановления: об образовании Государственного комитета обороны, о всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне, указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», подписанный председателем Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калининым. В соответствии с объявленным в городе военным положением в городе предусматривался особый режим работы заводов, фабрик, учреждений и торговых предприятий. На 2-й полосе газеты вышла статья «Создадим из добровольцев города Ленина могущественную армию, которая нанесет подлому врагу сокрушительный удар». Материал «Санитарные дружинницы – славные боевые подруги» тоже появился в газете не случайно: еще в довоенное время на заводе были организованы бригады МПВО.

Газета писала о многочисленных заявлениях заводчан с просьбой ходатайствовать перед военкоматом о добровольном вступлении в ряды Красной армии. Пролетарцы вместе со всей страной были готовы «громить врага до полного уничтожения».

К сожалению, это была последняя печатная «Пролетарская трибуна» за 1941 год. Предположительно в дальнейшем газета выходила в формате стенгазеты. И только 24 июня 1942 года увидел свет очередной печатный номер заводской многотиражки, которая вплоть до 1946 года называлась «За стахановские темпы».

Прежде всего, чтобы восстановить начальный период блокады, обратимся к материалам вышедшей в 1977 году и посвященной истории завода книги «Пролетарцы». Когда писалась книга, многие из работников завода, пережившие блокаду, еще продолжали трудиться на предприятии. Их воспоминания – бесценные свидетельства времени. Из них мы узнаем об эвакуации основного оборудования и работников в тыл, о том, что более тысячи заводчан в первые месяцы войны подали заявления об отправке на фронт. Узнаем о формировании вставшего на защиту родного города отряда народного ополчения, костяк которого составили пролетарцы, многие из которых пали, сражаясь за Родину. О том, что капитальный ремонт паровозов полностью остановился и лишь один недостроенный паровоз «ИС» безжизненно застыл в законсервированном сборочном цехе. Воздушные налеты и артиллерийские обстрелы Ленинграда уносили жизни заводчан, которые гибли прямо на рабочих местах, о чем напоминают заводские стелы и мемориальная доска на фасаде цеха, выпускавшего снаряды для фронта. Во время страшной блокадной зимы 1941–1942 года, когда на заводе прекратилась подача электроэнергии, а норма выдачи хлеба снизилась до 250 г для работающих и 125 г для иждивенцев, из последних запасов чугуна заводчане отлили 300 маленьких печурок и передали их воинским частям. Вот строки из книги «Пролетарцы»: «Замерли станки, погасли топки котлов, декабрьский ветер свистел в пустынных оконных переплетах, откуда давно повылетали от бомбежек замазанные синькой стекла. Механизмы застыли, а люди работали – они оказались прочнее, выносливее машин». В книге В.В. Нестерова «Львы стерегут город» приводятся воспоминания И.П. Богатыренко: «В декабре 1941 года в темноте ночи по проспекту двигались наши тяжелые танки (ведь фронт находился в нескольких десятках километров от завода). Одна из боевых машин, наехав на одного из львов у завода, опрокинула его. На другой день рабочие вручную подняли статую» (а было самое тяжелое время блокады).

Все – для фронта, Все – для Победы!

В это же самое время под руководством главного инженера завода Н.Е. Журавлева по заданию руководства Смольного были отремонтированы узкоколейные паровозы, которые доставляли торф с Ириновских торфоразработок к 5-й ГЭС – одной из немногих электростанций, еще обеспечивавших электричеством блокадный город.

А затем была первая блокадная весна, когда обессиленные жители Ленинграда вышли на уборку города, который необходимо было очистить, чтобы избежать эпидемий. Ведь у многих жителей не было сил захоронить своих близких, тела которых зимой покоились в специально отведенных местах прямо на улицах, откуда потом их свозили на братские кладбища. Большинство умерших в блокаду заводчан похоронены в братской могиле на кладбище Памяти жертв 9 января. И все-таки завод продолжал работать.

Как только газета возобновила свою деятельность, в первом же ее номере появился призыв: «Дадим все необходимое фронту для скорейшего разгрома врага». Пройдемся по страницам газеты за 1942 год, чтобы понять, чем жили заводчане в это страшное время.

Работники цеха, выпускавшего мины для минометов, взяли обязательство сделать цех гвардейским и постоянно увеличивать количество выпускаемой продукции. Регулярно публиковались письма заводчан-фронтовиков. Так, бывший рабочий котельного цеха Маслов в своем письме, озаглавленном «Немецкую гадину буду бить без пощады», обращается к пролетарцам: «Здравствуйте, дорогие товарищи! За время войны пишу первое письмо. Одиннадцать месяцев не сгладили в моей памяти завод и товарищей по работе. Я сейчас нахожусь на передовых позициях и являюсь комиссаром одного из подразделений. Мы крепко колотим немецких гадов, скоро настанет тот день, когда вы будете освобождены от блокады и наш родной город Ленинград заживет прежней счастливой жизнью. Порукой этому являемся мы, воины, беспощадно уничтожающие гитлеровские полчища.

Лично я крепок физически и морально. За отличие меня наградили орденом Красной Звезды. Эта высокая награда обязывает меня на новые подвиги. Заверяю вас, товарищи, что бывший чеканщик Маслов оправдает эту награду. Немцев-захватчиков буду бить без пощады».

Сегодня подобные строки кому-то могут показаться слишком пафосными. Но вспомним ситуацию на ленинградском фронте в 1942 году. Такие письма морально поддерживали заводчан. Многие из них в период блокады буквально жили на заводе, находясь на казарменном положении: добраться домой после смены, иногда длившейся 12 часов, часто не представлялось возможным. Те, кому тогда пришлось жить в заводских казармах, вспоминали: «Утром осматривали койки. Вставали не все». На 4-м этаже было организовано подобие заводского профилактория, куда поступали особо истощенные и обессиленные работники завода.

А заводская газета тем временем призывала: «Будем работать так, чтобы фронт сказал спасибо», «Каждый процент перевыполнения плана – это удар по врагу». Героями первых полос издания регулярно становились отличившиеся заводчане.

А вот и очередное письмо с фронта:

«Здравствуйте, дорогие товарищи! Шлю вам свой горячий красноармейский привет и желаю наилучших успехов на трудовом фронте. Недавно к нам приезжала от вас делегация и потребовала, чтобы наше подразделение стало гвардейским. Обязуемся, дорогие товарищи, что с честью выполним этот наказ, выполним боевые традиции питерских рабочих… Находясь на фронте, я спокоен за свою семью, потому что знаю, что вы уделяете заботу и внимание нашим семьям, а в частности моей матери, у которой четыре сына на фронте. С боевым приветом, сверловщик котельного цеха П.А. Воронов».

Весной и летом 1942 года при учреждениях стали появляться подсобные хозяйства. Пролетарскому заводу тоже были выделены участки вне территории завода. На самом заводе засадили огороды и даже сделали теплицу. Ниже выдержки из заметки «Обеспечим высокий урожай овощей!», вышедшей в 2-м номере газеты за 1942 год: «Перед небольшим по численности коллективом (выделенным для работы в подсобном хозяйстве) стояла задача засеять овощами и картофелем 8 гектаров земли». Памятуя о страшной блокадной зиме, в 4-м номере газеты появляется публикация «Как заквасить зелень», в которой советуется вместе с овощной ботвой заквашивать и дикорастущие травы: лебеду, крапиву, мокрицу...

Заводчане, особенно молодежь, многое делали для поддержания семей фронтовиков. Так, за десять месяцев 1942 года завком оказал им материальную поддержку почти на 10 000 руб.: выдавал ордера на дрова, заготавливаемые заводскими бытовыми бригадами из бревен разрушенных деревянных домов, которых возле завода было немало. Комсомольцы готовили жилища семей фронтовиков к зиме: исправляли печи, стеклили и утепляли окна. Каждое городское предприятие старалось своими силами привнести в быт трудящихся хоть какие-то улучшения, например организовать работу заводской бани, прачечной и даже парикмахерской. Для фронта был организован регулярный сбор теплых вещей; заводские вязальщицы передавали для посылок бойцам носки, свитера, белье, шарфы; собирались деньги, чтобы приобрести солдатам табачные изделия. Сами пролетарцы в августе 1942-го тоже получили подарки от железнодорожников Казани. Ведь весь советский народ переживал блокаду Ленинграда как личную трагедию. Вспомните Джамбула – великого казахского акына, посвятившего ленинградцам одно из самых пронзительных стихотворений, написанных в годы Великой Отечественной войны:

Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!..

А до конца войны было еще далеко. Надвигалась новая блокадная зима. Проводились самые необходимые работы по ремонту канализации, утеплению работающих цехов. Рядом с заводом находились детские подшефные учреждения, которым также нужно было уделить внимание.

И все же главным девизом пролетарцев-блокадников в это время стал лозунг, висевший в цехе завода, выпускавшем продукцию для фронта:

«Выполнил норму, берись за другую –
Помни, ты бьешься за землю родную!»

18 января 1943-го войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились. 7 февраля 1943 года в Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли. В августе завод вернулся к своей специализации: на «Пролетарском» отремонтировали первый с начала войны паровоз – это была машина серии ЭМ №712-08. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята.

В мае 1945-го наступил долгожданный День Победы. За ударную работу трудовому коллективу Пролетарского завода в победный год было присуждено переходящее Красное знамя НКПС и ВЦСПС, которое было вручено на общезаводском собрании начальнику завода Н.Е. Журавлеву. Для всех пролетарцев это стало очередным свидетельством того, что их труд, мужество и стойкость в немалой степени способствовали приближению Победы.


Пролетарцы на службе Отчизне
Пролетарцы на службе Отчизне
Пролетарцы на службе Отчизне
Пролетарцы на службе Отчизне
Пролетарцы на службе Отчизне