Завод на линии фронта

Первый юбилей

Завод на линии фронта

Автор
Глеб Чубинский,
специалист по связям с общественностью
АО «Кронштадтский морской завод»

Великая Отечественная война началась для Кронштадтского морского завода 22 июня 1941 года – с первых часов после нападения фашистской Германии на Советский Союз, когда морзаводцы приступили к выполнению боевых заданий командования. Уже 23 июня завод перешел на режим военного времени: работа в две смены, 12-часовой рабочий день. Была усилена противовоздушная оборона, охрана доков и других важных объектов, ужесточен пропускной режим.

Стратегическое направление

Главная база Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) обосновалась с июля 1940 года в городе Таллине, а Кронштадт использовался как тыловая база. С началом войны Кронштадтская крепость и КБФ оказались на пути группы немецких армий «Север», целями которой, согласно плану «Барбаросса», были захват Прибалтики и Ленинграда, полное доминирование флота нацистской Германии на Балтике.

К началу войны в ремонте в доках и у стенок морского завода находились 26 боевых кораблей, но уже через неделю из-за значительной минной опасности на Балтике их число стало увеличиваться. Характер ремонтных и производственных работ начал быстро меняться. Резко сократились сроки их выполнения.

Первым 27 июня 1941 года встал на ремонт крейсер «Максим Горький», подорвавшийся на вражеском минном поле у острова Даго (Хийумаа). Взрывом ему оторвало носовую часть до первой башни орудий главного калибра. Вместо намеченных по плану трех месяцев на восстановление «Максима Горького» ушло 43 дня. С помощью ленинградских судостроителей была изготовлена и доставлена в Кронштадт новая носовая часть крейсера. Судоремонтники завода приварили ее в доке и уже 2 августа 1941 года закончили ремонт корабля.

С приближением фронта на заводе организовали группы самозащиты в составе пожарных, санитарных, химических звеньев и других. Рабочие и инженеры строили щели, химубежища и другие оборонные сооружения, распределяя материальные запасы в возводимых подземных хранилищах. Одних только щелей было сооружено свыше 1000 пог. м, а убежища могли вместить всех работавших на заводе и на предприятиях, расположенных на его территории. Запасы топлива из главных резервуаров слили в баржи и рассредоточили их по акватории гаваней.

В июле – августе из Таллина удалось вывезти около 15 тыс. т технического имущества, среди них – базовые запасы эскадренных миноносцев, аккумуляторные батареи для подводных лодок, баб­бит, листовую и сортовую сталь, цветные металлы, электрооборудование, кабели, провода, станки и другие материальные ценности. Эти запасы вместе с материалами, тщательно укрытыми на заводе в первые военные недели, в дальнейшем позволили заводу осуществлять ремонт кораблей в течение двух лет ленинградской блокады почти без подвоза извне.

С первых дней войны стала складываться система ремонта кораблей, которая сохранилась и на весь период блокады: получившие повреждения корабли переводились в Кронштадт или добирались до него самостоятельно, где на морзаводе силами рабочих и с участием экипажей проходили доковый аварийный ремонт. Плановый ремонт кораблей был прекращен. Главной задачей завода стал срочный аварийный ремонт повреждений и навигационного оборудования: до 1 ноября 1941 года его прошли около 500 кораблей, аварийный – более 230. Многие корабли в обстановке непрекращающихся боев проходили ремонт по несколько раз.

Помимо ремонтных работ на боевых кораблях велось переоборудование и вооружение гражданских судов. Деревянные рыболовные суда переоборудовались в магнитные тральщики. На шаланды устанавливали орудия, превращавшие их в канонерские лодки. На буксирах и катерах устанавливались зенитные орудия, минное и тральное вооружение. Устанавливалось дополнительное зенитное вооружение на эсминцах, крейсере, канонерских лодках.

В кольце блокады

В июле 1941 года, когда фронт приблизился к Ленинграду, 395 морзаводцев ушли на фронт ополченцами, более 300 человек были призваны в ряды Советской армии. Всего на фронтах Великой Отечественной войны воевали 762 рабочих и инженера морского завода, многие из них не вернулись домой. Из ополченцев остались в живых только 16.

В сентябре 1941 года у противника появилась возможность приступить к постоянным авианалетам и артиллерийским обстрелам Кронштадта и кораблей Балтийского флота. 8 сентября 1941 года сомкнулось кольцо блокады. Морской завод оказался на линии фронта.

Первый авиаудар вражеская авиация нанесла утром 19 сентября. Массовые воздушные налеты продолжались до 29 сентября 1941 года. Многие корабли получили тяжелые повреждения или затонули. Постоянно страдали от авианалетов и артобстрелов заводские доки, разрушались цеха.

Кроме ремонтных работ на кораблях, рабочие морского завода изготавливали 50-миллиметровые минометы для частей Ленинградского фронта, станки для станковых пулеметов, детали для автоматов ППД, колючую проволоку, ножи-финки, ручные гранаты РГД, штыки для винтовок, саперные лопатки. Для обеспечения зимней обороны острова Котлин и Кронштадта завод изготовил санные установки и плавучие доты для размещения в них 45-миллиметровых пушек, минометов и пулеметов. На территории завода были созданы 10 бронированных огневых точек, 114 блиндажей, 2 дота, в зданиях – 160 амбразур. Было протянуто 2000 м заграждений, вырыто 700 м щелей, 3 убежища, санпункт, склад боеприпасов, проведены маскировочные работы.

Количество вражеских авианалетов к зиме снизилось, но артобстрелы не прекращались. Всего в 1941 году на территории завода взорвались 1241 снаряд и 31 бомба. При этом работы не прекращались ни на минуту.

Кронштадтцы полностью разделили судьбу жителей блокадного Ленинграда. С осени 1941 года уменьшилось снабжение завода топ­ливом и электроэнергией. В цехах появились всевозможные коптилки, при тусклом свете которых продолжалась напряженная работа. Резко сократилось питание. Хлебный паек рабочих составлял до 250 г в день, а служащих – до 125 г. Соответственно уменьшилась выдача и других продуктов. Начался голод. Люди стали умирать прямо на рабочих местах. Всего в первую блокадную зиму от голода и обстрелов в Кронштадте погибло около 6 тыс. человек (из них несколько сот морзаводцев) – каждый третий горожанин.

Грянули морозы, доходившие до 40 °С ниже нуля. Почти такая же температура стояла в цехах. Под открытым небом в жестокие морозы рабочие завода вместе с командами кораблей продолжали работы по судоремонту. К 1 мая 1942 года было отремонтировано более 200 боевых кораблей и судов, 300 катеров.

1 июня 1942 года орденами и медалями были награждены 34 работника завода. Убыль заводчан была огромной: в 1941 году на заводе насчитывалось более 4000 работников, на 1 января 1942 года – почти 3250, на 1 января 1943 года – около 1700.

В 1942 году на завод упало 548 снарядов. Но подъем и ремонт кораблей, оснащение их техникой продолжались без перерыва. Было отремонтировано 125 кораблей, в том числе 40 крупных, не считая переоборудования нескольких десятков внеплановых кораблей. Благодаря перевыполнению плана 1942 года завод начал зимний судоремонт 1943 года на месяц раньше.

В феврале 1943 года многие работники морзавода были награждены медалями «За оборону Ленинграда».

Находясь по-прежнему на линии огня (в 1943 году завод стал мишенью почти для 1000 снарядов и бомб), к началу апреля 1943 года завод отремонтировал 119 кораб­лей, завершив плановую подготовку кораблей Балтийского флота.

Полностью годовая производственная программа была закончена досрочно, к 1 ноября. За весь 1943 год завод отремонтировал 229 кораблей, при этом пять кораб­лей – капитально, прошли докование 154 корабля. Выполнено 1380 оперативных заданий.

Интенсивная работа завода в II и III кварталах 1943 года была отмечена присвоением ему звания лучшего судоремонтного предприятия Наркомата ВМФ с вручением переходящего Красного знамени.

В ноябре – декабре 1943 года завод участвовал в скрытной подготовке вооружения к проведению операции «Январский гром», что позволило в итоге разгромить врага и 27 января 1944 года полностью снять блокаду Ленинграда. В дальнейшем морской завод продолжал работы по ремонту кораблей уже без артиллерийских обстрелов и авиационных налетов.

Новые задачи

В 1944 году в связи с наступлением частей Красной армии в Прибалтике операционная база Балтийского флота передвинулась на запад, но Морзавод продолжал оставаться базовым судоремонтным предприятием КБФ.

При подготовке наступательных операций на Карельском перешейке в 1944 году остро встал вопрос об обеспечении и о поддержании в полной боевой готовности канонерских лодок, тральщиков, катеров, участвовавших в боевых операциях. Завод сосредоточился на изготовлении аварийного имущества, специнструмента, запчастей. По заданию Военного совета КБФ завод изготовил в большом количестве гребные винты для торпедных катеров и охотников за подводными лодками. Были освоены ремонт импортных моторов, оборудование кораблей противомагнитными устройствами, восемь подводных лодок снабжены защитными устройствами против антенных мин, переоборудованы несколько дивизионов катерных тральщиков под более экономичный вид бензина, оборудованы две плавучие зенитные батареи и т.д.

Задачи, возникавшие перед инженерами и рабочими завода, были чрезвычайно разнообразны и сложны, и для их выполнения в условиях недостатка материалов и квалифицированных кадров приходилось осваивать новые методы и способы работ. Годовой план по ремонту кораблей в 1944 году был выполнен на 113%.

Крупнейшее судоремонтное предприятие

На завершающем этапе Великой Отечественной войны морской завод продолжал оставаться крупнейшим судоремонтным предприя­тием в стране (на 1 января 1945 года на заводе работали 2100 работников).

В связи с генеральным наступлением Советской армии в 1945 году программа зимнего судоремонта была увеличена на 39,2% по сравнению с аналогичным периодом 1944 года. Впервые за годы войны завод стал ремонтировать миноносцы с турбинными установками. Отсутствие специалистов по ремонту турбин создало особые трудности. Рабочие были переведены на удлиненный рабочий день, станочный парк переведен на круглосуточную работу. Часть мастеров встала непосредственно на рабочие места. К 1 мая 1945 года было отремонтировано 98 кораблей, 33 корабля – досрочно и сверх плана, проведено докование 375 кораблей, выполнено 115 оперативных заданий командования.

За годы войны на морском заводе был выполнен огромный объем работ, опробованы новые методы ремонта, рабочих операций.

Появился подводный судоремонт – была создана станция подводного судоремонта из десяти специалистов, которые занимались подвод­ной сваркой и резкой металла, обрезкой рваных кромок пробоин, постановкой заплат, осмотром и частичным ремонтом рулей, винтов, донно-бортовой арматуры. Это ускоряло судоремонт в 2–10 раз.

Значение роли морского завода в судоремонте во время Великой Отечественной войны сложно переоценить. За все годы войны на всех флотах действующими судоремонтными предприятиями страны было отремонтировано 8815 различных кораблей, судов и катеров, из них на КБФ – 4257. Кронштадтским морским заводом было отремонтировано 615 кораблей и вспомогательных судов, что обеспечило боеспособность Балтийского флота и оборону Ленинграда с моря.


Завод на линии фронта
Завод на линии фронта
Завод на линии фронта
Завод на линии фронта
Завод на линии фронта
Завод на линии фронта