Страницы истории Северной верфи

Первый юбилей

Страницы истории Северной верфи

Автор
Игорь Ивановский,
директор музея истории ПАО СЗ «Северная верфь»,
по воспоминаниям очевидцев из книг «На стапелях под огнем» (С.А. Боголюбов),
«Мой путь в кораблестроении» (О.Ф. Якоб)

В первые недели войны около 3 тыс. кораб­лестроителей завода им. Жданова записались в народное ополчение. Из них был сформирован 2-й заводской полк. Свой первый бой он принял в Шимском районе Новгородской области.

В 3,5 км от линии фронта

После ухода на фронт ополченцев оставшаяся часть коллектива продолжала достраивать и ремонтировать корабли, делать снаряды. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и подростки. Вскоре завод оказался буквально на передовой линии фронта – до немецких позиций было три с небольшим километра. По этой причине завод вместе со своим старшим соседом – Кировским (Путиловским) заводом – подвергался активным обстрелам. В связи с угрозой прорыва противника в Ленинград рабочие построили ряд оборонительных сооружений на прилегавшей к заводу территории и самом заводе. Эти огневые точки должен был занять рабочий батальон. В качестве крайней меры основные заводские сооружения были подготовлены к взрыву. Корабли, находившиеся в акватории завода, поддерживали артиллерийским огнем сухопутные войска. Недостроенный эсминец «Опытный» стоял на артиллерийской позиции в порту. Корабль вел огонь по фашистам, рвавшимся к Красному Селу и Петергофу.

Однако и враг вел по заводу прицельный огонь: по эллингу, по движущейся стреле портального крана, по дыму заводского паровоза, по вспышкам электросварки.

За время блокады фашисты сбросили на завод около 60 фугасных и 17 тыс. зажигательных бомб, выпустили по нему более 5 тыс. артиллерийских снарядов. Ни один завод в Ленинграде не подвергался столь интенсивному артиллерийскому обстрелу, но, несмотря на это, люди продолжали ежедневно выполнять оборонные заказы. То, что было необходимо фронту, делалось немедленно.

По указанию из Смольного все судостроительные заводы Ленинграда приняли участие в изготовлении 76-миллиметровых полковых пушек. Ждановский завод изготовил 55 лафетов, 631 щит и почти 20 тыс. мелких деталей для орудий.

Изыскивая дополнительные возможности помощи фронту, дирекция завода предложила использовать имевшиеся на складе морские 130-миллиметровые орудия для создания железнодорожных батарей. Конструкторское бюро завода в кратчайшие сроки спроектировало установку на базе 15-тонной железнодорожной платформы. Ждановцы построили 12 таких артиллерийских установок, оборудовали жилые вагоны для орудийных расчетов, снабдили батареи средствами связи, а также соорудили три платформы с 37-миллиметровыми зенитными пушками. Эти мощные подвижные установки обороняли Ленинград вплоть до полного снятия блокады.

Кроме артиллерийских установок, на заводе изготавливались детали танков KB, долговременные огневые точки из корабельной брони, артиллерийские снаряды, мины, фугасные и зажигательные авиабомбы, шанцевый инструмент, многие другие насущно необходимые фронту изделия.

На новом месте

В ноябре 1941 года по решению командования Ленинградского фронта завод частично был эвакуирован вглубь города, на пустующие производственные площади завода «Русский дизель», на Малую Невку Выборгской стороны. Все машиностроительное оборудование завода перевезли на новую территорию и за две недели ввели в эксплуатацию, организовав производство боеприпасов. Недостроенные и ремонтирующиеся корабли также перевели на Малую Невку. На старом месте остались лишь корпусостроительные цеха.

Хотя работать на новой территории было немного спокойнее, и сюда залетали вражеские снаряды. Однако основные трудности возникали с доступом к новому месту работы. Трамваи не ходили, и рабочие, жившие в основном в Кировском районе, должны были ходить пешком 9 км. Для голодных, ослабленных людей это стало настоящим испытанием, но, как вспоминали рабочие, опозданий к началу рабочего дня не было.

Голод

Наступила блокадная зима. От бомбежек и обстрелов во многих помещениях вылетели не только стекла, но и рамы. Зияющие проемы заделывали фанерой. Отапливать служебные и производственные помещения было нечем, водопровод и канализация замерзли. В помещениях царил холод, особенно чувствительный для голодных людей. Пальцы прилипали к мерзлому металлу. В цехах поставили большие печи – буржуйки, возле которых рабочие могли обогреться. Рабочий день был установлен продолжительностью 10 часов, выходных дней – два в месяц. А фактически рабочие и инженеры иногда сутками не выходили с завода. Скудного блокадного пайка, выдаваемого по карточкам, было недостаточно для поддержания сил. В октябре от голода и болезней умерли 11 рабочих, в ноябре – 28 человек, в декабре – уже 89 человек.

В ход пошло все, что могло быть пригодным для питания человека: натуральная олифа, бараний жир для насадки спусковых дорожек, столярный клей, синтетический пищевой белок... Все это выдавалось строго по талонам и спискам. Чтобы поддержать людей, спасти их от голодной смерти, на заводе организовали медицинские стационары на 70 коек, которые снабжались дополнительными продуктами.

Баржи для дороги жизни

Огромную роль в том, что Ленинград выстоял в страшную блокадную зиму 1941–1942 годов, сыграла Дорога жизни, проложенная по льду Ладожского озера. Однако с приходом весны и тепла требовался многочисленный транспортный флот. 11 марта 1942 года Государственный комитет обороны принял постановление о постройке на Балтийском и Адмиралтейском заводах десяти барж грузоподъемностью по 900 т. Завод имени А.А. Жданова, оказавшийся ближе всех к линии фронта, планировалось к этой работе не привлекать, но коллектив настоял, чтобы ему поручили сделать сверхплановую, 11-ю баржу. Полностью собрать и сварить баржи на заводах и без разборки перевезти их по Неве на Ладожское озеро было нельзя. Левый берег Невы был занят противником. Поэтому на заводах изготавливали только секции, которые по железной дороге доставляли на берег Ладожского озера. Сборка и сварка барж в апреле 1942 года была организована в бухте Гольцмана. 15 мая истекал назначенный срок окончания постройки десяти барж, но к 10 мая ни одна не была готова. Между тем прошло уже две недели с того дня, когда по льду Ладоги с Большой земли в Ленинград прошла по радиатор в воде последняя автомашина. Положение создалось угрожающее. Тогда было принято решение организовать в бухте Гольцмана объединенную верфь во главе с директором завода им. А.А. Жданова Сергеем Александровичем Боголюбовым. С ним на Ладогу выехали лучшие заводские специалисты, в том числе все работоспособные сварщики.

Коллектив трудился по 16–18 часов в сутки, несмотря на бомбежки и лишения. Сварка не прекращалась даже ночью. Работа по гибке листов наружной обшивки на плите при помощи кувалд была непосильна для рабочих, потерявших физическую силу от недоедания, поэтому в проекте баржи применялись упрощенные плоскостные прямолинейные обводы корпуса. По такому же принципу строились тендеры, плашкоуты и малые тральщики – стотонники. Первую баржу построили за 20 дней. Со временем этот срок удалось сократить до десяти, а затем и до шести дней. Первая баржа вышла в плавание 27 мая.

А всего верфь на Ладоге построила 14 барж вместо запланированных 11. Завод имени А.А. Жданова также строил для Ладоги самоходные тендеры грузоподъемностью 10–12 т и 25-тонные плашкоуты, оснащенные автомобильными моторами. На старой заводской территории было изготовлено 18 плашкоутов.

Однако главной задачей завода в годы войны оставалась постройка и ремонт боевых кораблей Балтийского флота. Весной и летом 1942 года на эсминцах «Строгий» и «Стройный» в трудных условиях велись достроечные работы. При этом корабли не прерывали боевых действий. Они обстреливали район, занятый врагом, – от Шлиссельбурга до Пулковских высот. Фашистские артиллеристы вели ответный огонь. Гибли моряки и рабочие завода. «Строгий» и «Стройный» были окончательно достроены и сданы флоту 15 сентября 1942 года, а ходовые испытания они прошли уже после Победы.

Все для фронта, все для победы!

Наиболее длительный и сложный ремонт был выполнен заводом на лидере «Минск», который в сентябре 1941 года затонул после налета вражеской авиации в гавани Кронштадта, а в августе 1942 года был поднят со дна. Первоочередные работы проводились в Кронштадтском доке выездной бригадой завода. Поскольку большой и сложный ремонт требовал участия почти всех цехов и служб предприятия, было решено как можно быстрее закончить работу в доке и перевести лидер в Ленинград, на Выборгскую набережную. К счастью, главные и вспомогательные механизмы корабля практически не имели повреждений, а вытекший из пробитых цистерн мазут сыграл роль консервирующей смазки. Вся работа по восстановлению корпуса и механизмов лидера была выполнена ударными темпами за 60 дней. Вечером 3 ноября, соблюдая строжайшую светомаскировку, лидер «Минск» вышел на ходовые испытания.

22 июня 1943 года, намного раньше намеченного срока, лидер «Минск» вновь стал полноценной боевой единицей флота и занял огневую позицию на Большой Невке, включившись в систему обороны Ленинграда.

В 1943 году начался ремонт сторожевого корабля «Вихрь». Этот сторожевик пришел на завод для капитального ремонта еще до войны. Главные турбины и вспомогательные механизмы были сняты и выгружены с корабля. В августе вместе со станками турбинного цеха их решили эвакуировать вглубь страны. Эшелон со станками успел проскочить на Большую землю, а вагоны с машинами «Вихря» задержались и при взрыве боеприпасов на станции Ржевка были буквально разнесены в клочья. Корабль остался без «начинки». 2 сентября 1942 года на Ладожском озере вражеская авиация потопила однотипный с «Вихрем» сторожевик «Пурга». При этом поврежден был только корпус корабля, а механизмы остались целыми. Водолазы сняли с потопленной «Пурги» механизмы, арматуру и устройства и передали их на завод для установки на «Вихрь». Работы на корабле пошли быстрыми темпами.

В 1943 году началась серийная постройка малых тральщиков – стотонников с плоскостными обводами по проекту 253Л (Ленинградский), созданному специально с учетом ленинградских возможностей. Частые прицельные обстрелы противником территории завода заставили организовать постройку этих кораблей на новой (временной) территории на Выборгской стороне, прямо на трамвайных путях, на набережной. Запасы корпусной стали находились на старой территории, но, к сожалению, нужных листов и профилей на складе было мало. Тогда кто-то предложил использовать листы, примененные в свое время для усиления огневых точек, оборудованных возле завода и теперь находящихся позади новой, более мощной линии укреплений. К концу года три первых стотонника были готовы к спуску.

К родным берегам

27 января 1944 года стало днем окончательного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. С временной территории на Выборгской стороне ждановцы начали возвращаться на родной завод. Не бывшие на заводе долгие блокадные годы работники буквально ужаснулись при виде разрушений, которые причинили заводу фашисты. Здание заводоуправления после пожара стояло без крыши, с полуразвалившимися стенами. Через просветы пустых оконных проемов было видно небо. Только массивные стены цехов и высокий эллинг сохранили свой первоначальный вид. Вернувшимся на территорию завода рабочим и инженерам предстояла нелегкая работа. Кроме выполнения заказов фронта, нужно было восстанавливать завод из руин. На заводе был создан отдел капитального строительства и организованы рабочие строительные отряды.

Ежемесячно ждановцы отрабатывали по 25 часов на восстановлении завода. Принятые меры позволили быстро наладить выпуск основной продукции. Строительство тральщиков было организовано поточно-позиционным методом. В короткое время было построено 17 малых и 11 больших тральщиков, изготовлены плавучие емкости для заправки топливом малых кораблей и катеров. 20 июля завод приступил к ремонту поднятого со дна моря эсминца «Стерегущий», который в самые тяжелые дни сентября 1941 года был потоплен немецкой авиацией на Петергофском рейде.

Война шла к концу. Тральщики очищали от мин Финский залив, подходы к портам, фарватеры. В помощь им на заводе достраивались новые стотонники. Завод возвращался к мирному труду, осва­ивая выпуск запасных частей для сельскохозяйственных машин. После Победы на стапелях стало появляться все больше людей в солдатских гимнастерках и матросских бушлатах – фронтовики возвращались на родной завод. Но очень многие рабочие, служащие, инженеры навсегда остались на полях сражений.

За трудовые подвиги в военное время десятки рабочих и руководителей завода награждены боевыми орденами и медалями.


Страницы истории Северной верфи
Страницы истории Северной верфи
Страницы истории Северной верфи
Страницы истории Северной верфи