Трудовой фронт Великой Отечественной

Первый юбилей

Трудовой фронт Великой Отечественной

Автор
Ирина Георгиевская,
начальник отдела маркетинга и внешних коммуникаций
ООО «Невский ССЗ»

В первый же день Великой Отечественной войны в цехах Невского судостроительного завода прошли многочисленные митинги, после которых многие заводчане записались добровольцами в Красную армию и народное ополчение, первый отряд которого ушел на фронт в июле 1941 года…

Переоборудование гражданских судов

Согласно мобилизационному плану, судоремонтники приступили к переоборудованию гражданских судов в военные. Завод стал основной судоремонтной базой Ладожской военной флотилии. Ремонтные работы велись круглые сутки, а в конце августа 1941 года – под бомбежками и артобстрелами.

В Шлиссельбурге было объявлено военное положение: проводились оборонные работы, создавались посты охраны завода, производственные сооружения маскировались. На предприятии были организованы истребительные отряды и санитарные дружины. Отработав у станков, люди изучали военное дело и несли дежурство на постах. Ночью бойцы прочесывали лес между Шлиссельбургом, Невдубстроем и Синявиным с целью поимки диверсантов, шпионов и дезертиров. Днем продолжали работать.

Эвакуация

В связи с быстрым приближением немцев к Ленинграду по решению Государственного комитета обороны от 17 июля 1941 года завод стал готовиться к эвакуации на восток. 10 сентября 1941 года заводчане получили «Путевой приказ заместителя наркома речного флота СССР А.А. Лукьянова следовать с оборудованием в Горьковскую область и временно войти в состав завода «Парижская коммуна». Однако директор предприятия И.М. Гуревич решил сохранить самостоятельность завода. Он добился изменения маршрута, и, несмотря на большие трудности, коллективу вместе с оборудованием в начале октября удалось достичь Великого Устюга.

Великий Устюг

Город расположен в районе слияния рек Сухона и Юг, которые образуют Малую Северную Двину. На ее левом берегу стоит Великий Устюг, а у правого берега находится затон и поселок Кузино. Затон использовался для ремонта и отстоя судов Северного речного пароходства. Там же были судоремонтные мастерские. На их базе в сжатые сроки установили оборудование.

Эвакуированных разместили в частных домах и государственных квартирах устюжан. Большинство работников, в основном женщин и подростков, обучали опытные мастера, получившие бронь. Работали все, от мала до велика, от зари до зари. Благодаря этому ремонтная служба под руководством И.П. Горожанкина уже 25 октября установила оборудование, и эвакуированный завод приступил к судоремонту и переоборудованию гражданских судов в военные.

В кооперации с судоремонтным заводом «Нацфлот», находящемся в Великом Устюге, начали выпускать минометные мины и полевые кухни. Не хватало резцов, пил и другого инструмента. Эвакуированные рабочие сконструировали и создали молот для ковки деталей судоремонта, смастерили движок для подачи электроэнергии на завод и в поселок. Руководство завода организовало из молодежи комсомольскую бригаду. Все это ускорило выпуск военной продукции.

Доблестный труд

Особенно затрудняло судоремонтные работы отсутствие литейного и кузнечного цехов, а также маломощность электростанции, которая работала на дровах и давала заводу всего 75 кВт электроэнергии. Вопрос решили передачей тока с резервной электростанции другого завода, разработали чертежи вагранки и упрощенного молота со свободно падающей бабой, освоили обжиг древесного угля, что дало возможность к 1942 году начать выполнение литейных работ.

О пережитых в тылу испытаниях дают представление следующие факты: 12-часовой рабочий день без выходных, продовольственный паек 600 граммов хлеба наполовину с мякиной и тарелка баланды на обед. Рабочие постоянно ощущали голод. Многие заболевали дистрофией и цингой. Несколько легче стало весной, когда появилась зелень. Крапиву смешивали с хлебом и варили суп, который давал на несколько часов ощущение сытости.

Чтобы найти выход из положения, руководители завода поехали по районам Вологодской области, предлагая провести силами завода ремонт сельскохозяйственной техники в обмен на зерно, горох и картофель для посадки в подсобном хозяйстве. Заводу передали несколько коров, что позволило обеспечить детский сад молоком. Открыли профилакторий, где подкармливали ослабевших от голода рабочих.

Весной 1942 года на выделенной для ведения подсобного хозяйства и под огороды земле посадили картофель и зерновые культуры. Построили свою мельницу. Пахали, сажали и снимали урожай без применения техники. Во внерабочее время со­орудили овощехранилище, коровник и свинарник.

Руководители предприятия трудились наравне со всеми. Ветераны завода отмечают высокие организаторские способности руководителя ремонтной службы И.П. Горожанкина, под руководством которого успешно прошла эвакуация. С особой теплотой вспоминают директора И.М. Гуревича, который делал все возможное для облегчения жизни людей.

К зиме 1942–1943 годов коллектив предприятия окреп и, несмотря на то что план по судоремонту увеличился, со всеми производственными заданиями справлялся успешно. Женщины и подростки в совершенстве освоили мужские профессии. Работая иногда сутками без отдыха в малопригодных помещениях, они выполняли на неприспособленном оборудовании по две-три нормы.

За три года войны рабочие судоремонтного завода дали фронту: 228 150 мин, 6000 пар лыж, 1700 очажно-походных кухонь, 160 санитарных волокуш, 6080 саперных лопат, 200 068 ящиков для мин, 10 озерных барж, 30 водомаслогреек и отремонтировали более 100 речных судов.

Исполняя военные заказы, работники завода одновременно осваивали воинские специальности. За годы войны (на 7 декабря 1944 года) на судоремонтном заводе было подготовлено 1149 стрелков, 153 снайпера, 124 минометчика, 77 станковых пулеметчиков, 35 истребителей танков, 5 телефонистов, 3 радиста.

За героический труд Государственный комитет обороны наградил коллектив переходящим Красным знаменем.

1944–1945 годы

В марте 1944 года в Шлиссельбург была направлена специальная бригада под руководством главного механика И.П. Горожанкина для подготовки завода к возвращению. Ей поручалось сохранить все, что осталось от завода, и не дать вывезти сборщикам металлолома уцелевшее оборудование. Еще не вся территория города и завода была разминирована. Поэтому случались подрывы. Однако жесткая дисциплина, установленная Горожанкиным, свела такие случаи к минимуму.

Вместе со спецбригадой вернулся в Шлиссельбург и директор завода И.М. Гуревич. Оценив обстановку на месте, Илья Михайлович решил добиваться выделения под предприятие территории Фабричного острова вместе с сооружениями и уцелевшим имуществом ситценабивной фабрики им. П. Алексеева, а также более широкой полосы для строительства производственных помещений вдоль левого берега Невы. В начале мая 1944 года Гуревич выехал в Москву и добился передачи заводу всех фондов бывшей фабрики. При этом возник вопрос о новом названии предприятия. В январе 1944 года Шлиссельбург переименовали в Петрокрепость. Именовать завод Петрокрепостным было неблагозвучно, поэтому И.М. Гуревич вместе с главным инженером Северного центрального управления речного флота М.П. Антоновым предложили новое название, которое учитывало местоположение предприятия у истока Невы. Просьбу удовлетворили.

Возвращение

Весной 1944 года в затон Кузино приехал представитель Министерства речного флота, который объявил на собрании заводчан о реэвакуации завода в Шлиссельбург.

В июне 1944 года домой отправилась первая группа, состоящая в основном из рабочих, чтобы приступить к восстановлению завода и жилого фонда. К отъезду подготовили часть оборудования, пиломатериалов, инструмент и личное имущество. Почти все дома в Петрокрепости, производственные помещения завода и фабрики были разрушены или полуразрушены. Заводскую территорию ограждала колючая проволока. Электричество отсутствовало. Баня, водопровод, канализация были разрушены.

Новая жизнь на старом месте

Судоремонтный завод в Великом Устюге дал брус и доски для строительства домов. Было объявлено, что желающие работники могут собирать привезенные дома из бруса силами своих семей во внерабочее время. На этот призыв откликнулись многие, начав строиться по Пролетарской и Краснофлотской улицам. Для строительства использовали также остатки блиндажей. Вторая партия заводчан вернулась домой в сентябре 1944 года.

В районе Угольного причала бригада строителей, в которую входили землекопы и плотники под руководством А.Н. Артемова, начала устанавливать новую подстанцию. Город и завод получили энергию к началу сентября, что дало возможность запустить механическое оборудование в цехах. За это же время отремонтировали несколько токарных, фрезерных, строгальных и других станков, приводимых в движение энергией пара.

Начало работ по ремонту и восстановлению судов

Всю осень шла подготовка к зимнему ремонту и восстановлению судов Ладожской военной флотилии. Судоремонт последней военной зимы 1944–1945 годов осуществлялся на открытом воздухе. Посреди цехов устраивали печки для обогрева. Одновременно восстанавливались заводские помещения.

Работать проходилось в условиях острой нехватки самого необходимого. Отсутствовала спецодежда и защитные очки у литейщиков. Вручную из колючей проволоки делали гвозди, которыми крепилась дранка для крыш, а резцы научились изготовлять из траков подбитых танков. Прибытие каждого нового станка воспринималось как праздник. Летом 1945 года И.М. Гуревич, И.П. Горожанкин и В.О. Пябус выехали в Германию для отбора оборудования в счет репараций, и уже в октябре все заводские потребности в нем были удовлетворены. Темпы восстановления производства ускорились. К зиме 1945 года была восстановлена котельная, а в одном из ее подвалов организована баня. Работы по восстановлению производственных и служебных помещений завершились только в 1946 году.

Одновременно на Невском заводе шло строительство новых цехов и модернизация судоремонтных сооружений. К 1950 году завершили строительство слипа, что дало возможность поднимать на берег для ремонта крупнотоннажные суда. В результате стоимость подъема судна на слип снизилась с 40% от стоимости капитального ремонта до 2%.

История завода и жизнь продолжаются…


Трудовой фронт Великой Отечественной
Трудовой фронт Великой Отечественной
Трудовой фронт Великой Отечественной
Трудовой фронт Великой Отечественной
Трудовой фронт Великой Отечественной
Трудовой фронт Великой Отечественной
Трудовой фронт Великой Отечественной
Трудовой фронт Великой Отечественной
Трудовой фронт Великой Отечественной