Балтийцы на защите Ленинграда

Первый юбилей

Балтийцы на защите Ленинграда

Автор
Варвара Чайковская
Начальник отдела связей с общественностью
АО «Балтийский завод»

Весной 1941 года над Советским Союзом нависла военная угроза. В конце мая в Германию были отозваны 70 немецких специалистов, которые участвовали в достройке на Балтийском заводе тяжелого крейсера «Петропавловск». Еще раньше Германия прекратила поставку техники и оборудования для корабля. А 23 июня было объявлено о мобилизации людей призывного возраста. За первую неделю после начала боевых действий несколько сотен работников Балтийского завода отправились в армию и на флот.

Народное ополчение

24 июня 1941 года Ленинградский военный округ был преобразован в Северный фронт. На предприятии создается подразделение дивизии Ленинградской армии народного ополчения (ЛАНО), состоящее из доб­ровольцев. В начале июля в Свердловском районе Ленинграда приступили к формированию 2-й дивизии ЛАНО. Ее назвали Свердловская, общая численность подразделения превысила 9000 человек, из которых почти треть составили балтийцы – каждый пятый заводчанин.

На предприятиях Свердловского района Ленинграда изготовили часть вооружения для собственной дивизии и обеспечили снаряжением бойцов и командиров.


Проводы бойцов ленинградского народного ополчения на фронт, 1941 год

С 25 июля 1941 года на заводе ввели обязательное военное обучение мужчин в возрасте до 55 лет, а затем и всеобщее военное обучение.

Сотни работников завода начиная со второй половины июля рыли окопы и противотанковые рвы, возводили другие оборонительные сооружения на дальних и ближних подступах к Ленинграду.

Ушедших на фронт мужей и братьев заменили на их рабочих местах женщины. Из школ фабрично-заводского обучения и ремесленных училищ пришли подростки, к станкам встали вчерашние школьники и вернувшиеся на завод пенсионеры.

Впереди их ожидало тяжелое испытание – 900-дневная блокада Ленинграда... Она началась 8 сентября 1941 года после того, как противник занял Шлиссельбург и вышел на берег Ладожского озера.

Заказы для флота

25 августа 1941 года войска противника захватили часть Октябрьской железной дороги. Это перечеркнуло все мобилизационные планы Балтийского завода, и предприятию пришлось на ходу перестраивать производство.

На большом стапеле «А» строился головной линкор «Советский Союз» проекта 23 с готовностью 21%. На западном стапеле строили серийный легкий крейсер «Валерий Чкалов» проекта 68 с готовностью около 23%. Головной крейсер «Чапаев» после спуска на воду 28 апреля 1941 года находился в достройке с готовностью 38%. Купленный в Германии тяжелый крейсер «Петропавловск» был готов на 64%.

10 июля Государственный комитет обороны (ГКО) утвердил мобилизационный план строительства кораб­лей на второе полугодие 1941 года. ГКО решил приостановить постройку линкоров и крейсеров, сосредоточив усилия на производстве подвод­ных лодок, эсминцев, тральщиков, охотников за подводными лодками и боевых катеров.


Линкор проекта 23 «Советский Союз» на стапелях Балтийского завода

Следующим армейским заказом стал выпуск опытной партии из 15 76,2-миллиметровых полковых пушек по чертежам Кировского завода. Затем балтийцы взялись ежемесячно изготавливать уже 400 таких пушек. Машиностроительные подразделения приступили к выпуску минометов, корпусов фугасных авиабомб, артиллерийских снарядов (в том числе 85-миллиметровых зенитных) и деталей для реактивных минометов – легендарных «катюш» и морских тралов.

В начале сентября 1941 года Балтийский завод начал сооружение долговременных оборонительных точек – ДОТов – из запасов брони, имевшейся на предприятии. Всего балтийцы оборудовали 8 больших артиллерийских и почти 90 малых и средних ДОТов.

В ноябре в корпусном цехе изготовили понтоны, спроектированные заводскими конструкторами за сутки. По ним переправляли танки из района Невской Дубровки на левый берег Невы – печально знаменитый впоследствии Невский пятачок.

Для «Дороги жизни»

В начале марта 1942 года ленинградские судостроители получили указание ГКО организовать изготовление 12 несамоходных сухогрузных барж для осуществления перевозок по Ладожскому озеру. Половина зака­за пришлась на Балтийский завод. Баржи надо было сдать в эксплуатацию к 15 мая, сразу после окончания работы ледовой Дороги жизни на трассе Осиновец – Кобона. Первые секции барж необходимо было отправить уже в апреле.

Именно тогда завод перешел к изготовлению полностью сварных корпусов судов.


Подводная лодка Д-2 («Народоволец») после спуска на воду, май 1929 года

В марте 1942 года на Ладогу отправились 250 работников Балтийского завода. Плотники возвели горизонтальные стапельные площадки и соорудили устройство для бокового спуска барж. К воде баржи передвигали с помощью железнодорожного крана через систему блоков и лебедок.

Все 12 барж максимальной грузоподъемностью 900 т были переданы в эксплуатацию представителям Северо-Западного речного пароходства в июне – первой половине июля 1942 года. В конце июля 1942 года программа строительства барж на Ладоге была выполнена.

Первые рейсы барж предопределили успех летней навигации 1942 года на Ладожском озере. В Ленинград стали потоком поступать грузы с Большой земли. В обратном направлении везли эвакуируемых жителей и вооружение для фронта. Эти баржи сыграли важнейшую роль в обеспечении перевозок по Дороге жизни.


Построенный на Балтийском заводе тендер для переправы по Дороге жизни

В сентябре 1942 года предприя­тию вновь пришлось вернуться к строительству ладожских барж. Из блокированного города на Большую землю предстояло вывезти немало неиспользуемых паровозов. Для этого было необходимо произвести тщательные расчеты остойчивости баржи-парома, особенно во время погрузки локомотивов.

Первую погрузку паровозов провели без сбоев. Три баржи-парома были приняты в эксплуатацию. На Большую землю перебрасывали целые железнодорожные составы, а в Ленинград шли груженые вагоны без перевалки. В блокаду баржи-паромы перевезли 271 паровоз и 1720 вагонов, платформ и цистерн.

Ладожские тендеры

«Товарищ тендер» – так уважительно называли моряки-ладожцы неказистое с виду суденышко, официально именовавшееся «самоходный плашкоут грузоподъемностью 15–25 т». Их массовая постройка была вызвана необходимостью доставки по Ладожскому озеру в осажденный Ленинград продовольствия и военных грузов, а также эвакуации из города гражданского населения.

Строительство тендеров осуществлялось на шести судостроительных и судоремонтных предприятиях Ленинграда с организацией кооперации между ними.

С 20 мая по 1 августа 1942 года ослабленные блокадной зимой рабочие-судостроители сумели сдать 118 тендеров, из них балтийцы построили 35.

Только за первую свою навигацию эти суда выполнили по Дороге жизни 10 048 рейсов, доставив в осажденный город 158 086 т столь нужных городу продовольствия и боеприпасов, а также 98 800 военнослужащих. Число эвакуированных насчитывало по крайней мере 250 тыс. человек. При этом ни один тендер не был выведен из строя.


Большой объем ремонтных работ балтийцы выполнили на подводных лодках С-4, С-5, С-6, С-7 и С-9

«Стотонники»

План военного судостроения и судоремонта на 1943-й и последующие годы, принятый Военным советом Ленинградского фронта, также предусматривал постройку и малых боевых кораблей. Балтийскому заводу поручили строительство серии малых тральщиков, потребность в которых в годы войны была очень велика.

Полное водоизмещение кораблей первой серии составляло 116 т, за что их прозвали «стотонники».

Ослабевшие полуголодные люди строили «стотонники» в исключительно трудных условиях: в холодных помещениях, на продуваемых ветрами стапелях, под воздушными налетами и артобстрелами противника. Работали по 11 часов в сутки и более, часто ночевали на заводе. Некоторых специалистов пришлось отозвать из народного ополчения.

Головной «стотонник» Т-351 спустили на воду 2 октября 1943 года. 5 ноября завод передал флоту головной малый тральщик Т-351 типа МТ-1. На его строительство потребовалось 4 месяца 20 дней. В начале 1944 года появилась вторая модификация малого тральщика проекта 258Л, получившая обозначение МТ-2.

Всего Балтийский завод построил 20 малых тральщиков типа МТ-1 и 17 – типа МТ-2. В конце войны они активно участвовали в очистке акваторий Финского залива и открытой части Балтийского моря от мин.


Малые тральщики проекта 253Л

К началу блокады завод полностью перестроил производство на военный лад. Комплекс мер, которые обеспечивали защиту людей, линий энергоснабжения и телефонной станции, позволил заводу стабильно работать в ходе всей войны.

С сентября по декабрь 1941 года на территорию предприятия было сброшено 196 зажигательных и 12 фугас­ных бомб, здесь разорвалось 146 тяжелых артиллерийских снарядов (всего за годы блокады противник выпустил по заводу 930 таких снарядов калибром до 280 мм). К зиме 1941–1942 годов число рабочих сократилось на 23%, инженерно-технических работников – на 20%. В действующую армию были призваны 911 человек, более 600 специалистов эвакуировали из города на судострои­тельные предприятия в тыл.

18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда в районе Шлиссельбурга. Сухопутная связь города со страной была налажена.

После прорыва блокады заводские цеха продолжали действовать в режиме военного времени. Теперь они были обеспечены всем необходимым для выполнения заказов командования Ленинградского фронта. Специалисты приступили к изготовлению понтонов, с помощью которых потом поднимали затонувшие на Балтике суда и корабли.

27 января 1944 года Ленинград салютовал доблестным войскам Ленинградского фронта, разгромившим немецко-фашистские войска. Блокада была снята.

Накануне войны на заводе работали 14 800 человек, из них 7000 были призваны в ряды Красной армии и Военно-Морского Флота, вступили в народное ополчение. Почти 6000 балтийцев не вернулись с фронта...

За активное участие в Великой Отечественной войне почти 90% работников Балтийского завода были награждены орденами и медалями.