Завод №402: время суровых испытаний

Первый юбилей

Завод №402: время суровых испытаний

Автор Текст подготовлен пресс-службой АО «ПО «Севмаш», по материалам книг «Не остуди свою память», «Утро Севмаша»

Война прервала на половине пути строительство Молотовского судостроительного завода, которому был присвоен номер 402 (ныне – ПО «Севмаш»). Во временную эксплуатацию были введены только основания наливных строительных доков, корпусный цех, часть большого механического цеха, инструментальный и ремонтно-механические цехи, деревообделочный цех и цех покрытий. Все они были недооборудованы, недоукомплектованы штатным станочным парком, не имели центрального отопления и испытывали нехватку в снабжении электроэнергией. Количество работающих на заводе №402 по состоянию на 1 июня 1941 года составляло 5700 человек.

Создание нефтехранилища

К началу Великой Отечественной войны на предприятии производилась постройка корпусов двух линейных кораблей проекта 23 и шести эсминцев проекта 30, работы на которых с наступлением войны были прекращены. Программа завода резко изменилась, был получен оборонный заказ. С этого дня изменилась и жизнь страны. Все было подчинено главному – работе для фронта, работе для Победы.

В 1941 году завод №402 получил одно из первых заданий военного времени – в кратчайший срок создать базу для хранения больших запасов нефтепродуктов, необходимых предприятию, военному и гражданскому флоту Севера.

Для этой цели необходимо было запроектировать и построить нефтехранилища емкостью 4500 и 6000 т. При этом предполагалось использовать имеющиеся в нефтехозяйстве завода железобетонные баки и зарефулировать в грунт корпуса пароходов «Кулой», «Буревестник» и «Яков Свердлов». Кроме того, нужно было изготовить три металлических емкости по 2000 т каждая, построить пирс с системой трубопроводов, насосной, с подогревом приема и выдачи горючего и переоборудовать сухогрузный пароход «Буг» под самоходный нефтеналивной танкер, а сухогрузные пароходы «Нарьян-Мар» и «Кристина» – под несамоходные нефтеналивные баржи.

Молотовский порт

26 ноября 1941 года Молотовский порт принял первое судно союзников. Им стал британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана РQ-3. Танкер перекачал на берег 7410 т авиационного бензина, необходимого фронту. В дальнейшем Молотовская нефтебаза станет единственным местом для приема нефтегрузов с танкеров, приходивших с конвоями в Белое море.

В первые дни войны начинается выпуск артиллерийских снарядов, массовый выпуск малых авиабомб, организуется производство тралов. Завод №402 становится основным поставщиком тралов для противоминной защиты кораблей. С началом блокады Ленинграда предприятию поручают изготовление артиллерийских установок для миноносцев. Кроме артиллерийского вооружения, на корабли устанавливалась защита от магнитных мин. В это же время наркомат судостроительной промышленности принимает решение о передаче строительства подводных лодок серии XIII-38 (минных заградителей Л-20 и Л-22) с Балтийского завода в Ленинграде на завод №402 в городе Молотовске.

В сентябре 1941 года по решению СНК СССР и ГКО начато строительство Молотовского морского торгового порта стратегического назначения в системе военно-транспортных операций. К западу от завода №402 силами заключенных Ягринлага развернулось масштабное строительство. За три года были сооружены основные объекты порта: причальная линия длиной 1 км, пирс с нефтебазой и бункерами для угля, склады, 11 км железнодорожного пути, краны, служебные и жилые помещения. На акватории и морском канале проведены дноуглубительные работы. Погрузочно-разгрузочные работы велись одновременно со строительством. С начала войны по 1945 год включительно Молотовский порт принял 794 тыс. т импорта, а за всю войну – не менее 850 тыс. т, то есть почти 61% от общего количества груза, прошедшего через все участки Архангельского порта.

Молотовский порт доказал, что он в состоянии принимать и обрабатывать суда, которые осуществляли в Советский Союз поставки по ленд-лизу. Но на долю людей, которые сделали это, выпали тяжкие испытания.

Судоремонт в кратчайшие сроки

Особое место в истории предприятия занимает судоремонт в годы Великой Отечественной войны. Ремонт проходил, как правило, в порту, примыкавшем к территории завода с запада. Этого требовал также и особый режим завода, назначением которого являлось военное кораблестроение, диктовавший нежелательность бесконтрольного присутствия иностранцев в его производственной зоне.

По своему характеру ремонтные работы в порту представляли собой межрейсовый ремонт. Ставилась задача в кратчайший срок восстановить эксплуатационные и мореходные качества судна в такой степени, чтобы обеспечить ему безопасный переход в порты Великобритании, где производился полный ремонт. В 1942 году были выполнены два крупных ремонта, вызванных боевыми повреждениями ледоколов.

Нужно отметить, что при разрешении довольно сложных задач при ремонтах на ледоколах завод находил упрощенные, но надежные решения и смело осваивал новые технологические процессы. В частности, для прессовой посадки применялось охлаждение со­единяемых деталей жидким азотом, а также производился электронагрев крупных муфт. На заводе было налажено производство асфальтобитумных плит, использовавшихся для защиты постов от пуль и осколков. Отрабатывались и применялись новые для завода методы металлизации изделий и т.п.

За годы войны завод выполнил 24 ремонта, в том числе работы по вооружению и довооружению, на судах ледокольного флота, обеспечив тем самым решение стратегической задачи – поддержание судоходства в зимнее время на Белом море и на трассе Северного пути.

В общей сложности за годы войны на заводе №402 были отремонтированы 139 судов, в том числе 70 иностранных судов.

Трудовой подвиг

За скупыми цифрами выполненных заказов всегда стоит напряженный труд людей. В годы Великой Отечественной войны на фронт по первому призыву ушли 2500 человек – почти половина работников предприятия. Их места в холодных и темных цехах заняли подростки и женщины.

Первый год войны стал для трудового коллектива особенно тяжелым. Резко ухудшилось продовольственное снабжение, прекратилось отопление жилых домов, начались массовые заболевания цингой и дистрофией. А военную программу было необходимо выполнять: завод приступил к изготовлению тралов для противоминной обороны, артиллерийских установок, корпусов авиабомб и снарядов. Самым сложным стало строительство «больших охотников» (БМО пр. 122А) и дооборудование подводных лодок.

Наряду со стахановским движением развернулось соревнование комсомольско-молодежных бригад за звание фронтовых. Уже к 1943 году многие цеха стали выполнять план, а в ноябре 1944 года заводу №402 было присуждено первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании с вручением Красного знамени Государственного комитета обороны.

Вспоминает С. А. Боголюбов

Сергей Александрович Боголюбов принял завод №402 в середине сентября 1942 года. Из воспоминаний: «Еще во время своего представления в Архангельском обкоме партии меня предупредили о следующем принципиальном положении на заводе. Коллектива на заводе нет, понимая под этим сплоченность работающих, стремящихся к единой цели. Приехавшие из разных областей страны, с различных судостроительных предприятий рассматривали свое пребывание в Молотовске как временное. Некоторые из них появились еще в предвоенное время и работали по двухгодичным договорам, отмененным требованиями войны, другие – по приказу наркомата, третьи – эвакуированные из городов, захваченных врагом. Судостроители разделяли себя на ленинградцев и николаевцев, которые в свою очередь делились на балтийцев, ждановцев, мартийцев и так далее. Остальные примыкали к какой-либо «заводской» группе.

Завод не построил к октябрю 1942 года ни одного корабля, ни разу за все время не выполнил план, да и само официальное существование завода исчислялось едва ли тремя годами. Поэтому своих производственных традиций не было, жили в мыслях прошлым.

В обкоме сказали, что никто из заводских работников не верит в возможность выполнения плана, а о судостроении говорят как об утопии, что на заводе общее депрессивное состояние, вызванное непреодолимыми, как представлялось людям, трудностями недостроенного, неблагоустроенного завода с неотапливаемыми цехами (отопительные системы не закончены), территория изрыта ямами, брошенными траншеями, горы земли, груды щебня, скелеты конструкций будущих цехов, течь в крышах, то и дело выходит из строя временная компрессорная, отсутствует набережная, торчат сваи из воды, отсутствует дневной свет в цехах.

Количественный, возрастной и квалификационный состав рабочих кадров завода был едва ли не единственным по своему несоответствию по всей стране. Завод-гигант, к тому же невероятно недостроенный везде и во всем, располагал 6500 мальчишек и девчонок (по 50% каждого пола) в возрасте 15–18 лет с трехмесячным образованием ФЗО, которых война и трудовая мобилизация вырвала из архангельских деревень, где часто не было электричества, и бросила на наш завод. Все они имели третий разряд, как известно, первый снизу рабочей специальности и высший для разнорабочего. Взрослых производственных рабочих всего 500 человек! А фронт ждал продукцию, стояли на ремонте суда и ледоколы, они торопились в море».

Закладка больших «морских охотников» проекта 122а

Вспоминает С.А. Боголюбов: «Интересную и очень ценную инициативу первыми проявили руководители механического цеха №4. Они организовали экскурсию токарей, фрезеровщиков и других станочников на строившиеся БМО, находившиеся на плаву в стадии монтажа. Сначала ребята глазели на все, что попадалось на глаза, в первую очередь, конечно, на романтическое: пушки, матросов с их бескозырками и видневшимися тельняшками. А затем в тесноте машинных отделений и в других служебных помещениях вдруг начались удивленные и радостные восклицания: «Смотри, я же этот клапан обрабатывал, вот здорово!» И когда ребята накричались вдоволь, сопровождавший экскурсию строитель по механической части начал рассказывать о назначении каждого узнанного, ставшего родным клапана.

Возвращались сразу повзрослевшие. Если на корабль шли мальчишки и девчонки, то вернулись в цех молодые рабочие. Оказывается, они тоже строят корабль!»

Комсомольско-молодежные бригады

«Все для фронта! Все для Победы!» – под таким девизом трудился Молотовский судостроительный завод. Осенью 1941 года в стране зародилось соревнование за звание «Фронтовая комсомольско-­молодежная бригада».

В военную зиму 1941–1942 годов почти во всех цехах создаются комсомольско-молодежные бригады. Они стремились работать так, чтобы стать передовиками производства, стахановцами. Включилась в соревнование за звание фронтовой бригада станочниц мастера Александра Баженова из ремонтно-механического цеха. Вскоре бригаде поручили освоить обработку деталей новой марки снарядов. Мастер тщательно продумал техпроцесс, подобрал инструмент, подготовил рабочих. И они справились с заданием, ежедневно перекрывая дневную норму выработки в два-три раза.

Только стахановцев и ударников на заводе в 1943 году было около 1,5 тыс. человек. Гремела слава на заводе и о фронтовой бригаде кузнецов Ивана Телепнева. Многотиражная газета писала: «Еще недавно в корпусном цехе гибка лемехов производилась на гидропрессе двумя рабочими. Когда эту операцию поручили Телепневу, он придумал штамп, применяемый на воздушном толчке. Теперь эту работу выполняет один молодой рабочий. Время, затрачиваемое на операцию, сократилось в 2,5 раза».

В октябре 1944 года на заводе побывала корреспондент Совинформбюро Рита Райт. Вот что писала она в заводской многотиражке: «Для приезжего корреспондента первое впечатление посещаемого предприятия всегда самое сильное. Главное, что бросается в глаза, – это молодость самого завода и молодость рабочих и мастеров всех его цехов. С особой радостью знакомишься с этой замечательной молодежью, с настоящими гвардейцами тыла, которые обеспечивают Победу фронту».

Коллектив накапливал опыт, осва­ивал новое производство. В июле 1944 года впервые все цехи выполнили государственную программу. По результатам социалистического соревнования заводу №402 было присуждено третье место во Всесоюзном соревновании предприятий наркомата. Во всех цехах завода прошли митинги. Успех был закреплен в августе. И снова – третье место по наркомату! Коллектив набирал силу, креп. В ноябре 1944 года заводу №402 было присуждено первое место и переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. Эта победа означала одно: завод твердо встал на ноги и отныне будет в первых рядах предприятий отрасли.


Завод №402: время суровых испытаний
Завод №402: время суровых испытаний
Завод №402: время суровых испытаний
Завод №402: время суровых испытаний
Завод №402: время суровых испытаний
Завод №402: время суровых испытаний