Корабли идут в бой

Первый юбилей

Корабли идут в бой

Подготовлено пресс-службой филиала
«Севастопольский морской завод»
АО «ЦС «Звездочка»
с использованием материалов
из книги «Корабелы Севастополя»
(Ленинград, издательство «Судостроение», 1983 год, коллектив авторов)

22 июня 1941 года предрассветную тишину города Севастополя разорвали мощные взрывы. Горожане, привыкшие к частым боевым учениям моряков Черноморского флота, и не подозревали о страшной беде, которая обрушилась на мирную Советскую страну… Началась Великая Отечественная война.

Новая производственная Программа

Боевая обстановка внесла ­резкие изменения в производственную программу Морского завода. Увеличился общий объем работ, расширилась номенклатура, надо было освоить производство военной продукции. Следовало как можно скорее переоборудовать гражданские суда в боевые единицы специального назначения. ­Уже через четыре дня после начала войны к заводскому причалу подо­шли первые шхуны типа «Пионер». На шхунах заводчане вместе с моряками Черноморского флота устанавливали зенитные орудия, крупнокалиберные пулеметы, оборудовали погреба для хранения боеприпасов.

К середине июля восемь полностью переоборудованных судов встали в строй боевых кораблей Черноморского флота.

Размагничивание кораблей

Вскоре заводу пришлось начать работы по размагничиванию ко­раблей.

В районе Константиновского равелина подорвался на мине эскадренный миноносец «Быстрый». Оказалось, что сброшенные фашистами магнитные мины, попав в воду, лежали на дне бухты, но, как только корабль проходил над миной, срабатывал взрывной механизм.

В августе из Ленинграда в Севастополь прибыла группа ученых во главе с А.П. Александровым и И.В. Курчатовым. Ими было предложено укладывать вокруг корпуса корабля несколько витков освинцованного кабеля. При включении этой обмотки в электрическую сеть создавалось поле, которое нейтрализовало магнитное поле корабля.

Работы по размагничиванию кораблей велись круглосуточно. Люди, превозмогая физическую усталость, не покидали рабочих мест. Оперативный заказ Военно-Морского Флота был блестяще выполнен.

Плавучая зенитная батарея

Вражеские самолеты почти ежедневно появлялись над городом. Нужна была подвижная плавучая мощная зенитная батарея, которая надежно защищала бы город и завод от налетов вражеской авиации. Решено было переоборудовать под нее опытный отсек большого корабля.

На постройку плавбатареи было направлено более сотни людей, помогали и моряки, и артиллеристы. Они установили на батарее, которую назвали «Не тронь меня!», 13 огневых точек: пулеметы, зенитные полуавтоматы. Работа, рассчитанная на три месяца, была выполнена за десять дней. Батарея сыграла важную роль в зенитной обороне, ­уничтожив 22 фашистских ­самолета.

Ремонт на грани возможного

С первых же дней войны усиленными темпами стали проводиться работы по ремонту боевых кораблей флота. Морзаводцы трудились по две смены, большинство рабочих не уходило домой. Огромный труд рабочего коллектива был вложен в восстановление боеспособности эсминцев «Беспощадный», «Бдительный», «Безупречный», «Совершенный», лидера эсминцев «Ташкент». Потребность флота в кораблях все возрастала. На заводе был введен 11-часовой рабочий день. В августе после текущего ремонта были сданы флоту «Профинтерн», «Незаможник», тральщики «Минреп», «Искатель», «Взрыватель», «Мина», шесть подводных лодок, сторожевики и вспомогательные суда. В первой половине августа эсминец «Бдительный» подошел к заводу с поврежденной наружной обшивкой корпуса и уже 10 сентября вышел из дока отремонтированный.

Лидер «Ташкент» был отремонтирован за 45 суток и 15 октября выведен из дока.

22 сентября при высадке десанта в районе Григорьевки от вражеской авиации сильно пострадал эсминец «Безупречный», 29 сентября он был поставлен в Восточный док Севморзавода. В корпусе оказалось до 300 пробоин, были затоплены I и II котельные отделения. В течение десяти дней завод выполнил необходимые работы, и 9 октября корабль вышел из дока.

В той же операции и в тот же день от попадания бомб вышел из строя эсминец «Беспощадный». Разрушенная часть полубака повисла. Повреждены были первый, второй и третий кубрики, кают-компания, офицерские каюты. Носовая оконечность эсминца оторвалась и затонула.

Для восстановления эсминца было решено использовать носовую оконечность затонувшего однотипного эсминца «Быстрый». Она была поднята со дна моря, обработана на берегу и подготовлена к стыковке с корпусом. При круглосуточной работе под непрерывными бомбежками авиации противника в течение 9 и 10 ноября все работы по сборке, сварке и клепке подвод­ной части были закончены.

11 ноября 1941 года эсминец «Беспощадный» был выведен из дока с незаконченными работами по клепке надводной части бортов и поставлен на Минную пристань для последующего отвода его на Кавказ. Во время бомбежки фугасная бомба разорвалась прямо под кораблем, и он был отбуксирован эсминцем «Шаумян» на Кавказ, где и был закончен ремонт. В сентябре 1942 года эсминец «Беспощадный» возвратился в строй.

Также были отремонтированы базовый тральщик Т-27 и эсминец «Бодрый».

Эвакуация

Обстановка на фронте серьезно ухудшилась. Под севастополем шли кровопролитные бои. Военный совет черноморского флота принял решение перебазировать завод, организовав судоремонтные базы в туапсе и поти. Одновременно было решено создать на заводской территории филиал для обеспечения севастопольского оборонительного района вооружением и боеприпасами, оперативного ремонта кораблей.

В ходе эвакуации предстояло переместить огромный завод на новое место. Нужно было перебазировать недостроенные суда, перевезти механизмы, станки, электрооборудование, материалы и многое другое, но самое главное – переправить рабочих и их семьи, причем сделать это так, чтобы в новых условиях, на новом месте завод смог быстро возобновить свою работу.

Для транспортировки заводского оборудования и перевозки людей были выделены транспортные суда.

Не менее напряженная работа шла по организации филиала и спецкомбината №1 в штольнях. В севастополе оставалась часть станочного оборудования, в том числе 35 токарных станков, фрезерные, револьверные, расточные станки, прессы, верстаки. В штольнях начался монтаж компрессорной установки, строительство аварийной электростанции и опреснительной установки. Много сил и энергии уходило на оборудование и содержание установки искусственной вентиляции, без которой невозможно было жить и работать в штольнях. Четко и слаженно работали конструкторы, чертежники, монтажники. К 20 ноября началась установка станков и оборудования. В течение ноября удалось в основном завершить организацию спецкомбината.

В тяжелые дни декабрьского штурма севастополя спецкомбинат №1 выдал фронту первую продукцию – 300 минометов рм-50, 183 батальонных миномета бм-82 и мины к ним.

В эти же дни был сформирован севастопольский партизанский отряд.

Во время обстрелов и бомбежек рабочие не уходили в убежища. Фашистские разведчики засекли, что на заводе ремонтируются танки, и на корпусный цех был совершен мощный налет. Рабочие героически боролись с огнем, вызванным взрывами бомб.

В начале января 1942 года с кавказа пришел пароход «серов» с боеприпасами и продовольствием для осажденного севастополя. Его обнаружили вражеские летчики. На судно обрушился яростный бомбовый удар, одна бомба попала в носовую часть судна, и «серов» носом сел на грунт. Морзаводцы получили задание изготовить деревянный пластырь для заделки бреши. В течение недели рабочие латали пробоину, и «серов» своим ходом ушел в туапсе.

После того как декабрьский штурм был отражен, положение под севастополем стабилизировалось.

Филиал завода

9 января 1942 года на заседании городского комитета обороны рассматривался вопрос о восстановлении предприятий. Ожил и морской завод. Начали расчищать завалы в цехах и проездах. Частично было восстановлено пневматическое и сварочное хозяйство корпусного цеха. Несколько уцелевших станков вытащили из полуразрушенного токарного отделения и установили в штольне у малого мортонова эллинга, который вскоре был восстановлен. Затем восстановили отливной трубопровод доков. Несколько позже смонтировали кислородную станцию в штольне у малого мортонова эллинга, которая работала бесперебойно круг­лые сутки, снабжая кислородом авиационные части, госпиталь, спецкомбинат №1 и другие предприятия города.

Филиал приступил к выполнению заданий горкомитета обороны и командования флотом. Был восстановлен 100-тонный плавкран, получивший пробоину в корпусе от артиллерийского снаряда.

До середины июня 1942 года было продокировано и отремонтировано на малом мортоновом эллинге большое количество кораблей, судов и подводных лодок, базовых тральщиков, морских буксиров.

по заданию городского комитета обороны и командования севастопольского оборонительного района филиал на открытой площадке до середины июня 1942 года изготовил более 500 противотанковых ежей из трамвайных рельс, снятых с балаклавского пути, 40 бронеколпаков для долговременных огневых точек. С 10 января 1942 года в филиал стали приходить легкие танки для усиления брони и текущего ремонта двигателей. В течение января – апреля было оборудовано и отремонтировано 70 танков.

В короткий срок кузнецы восстановили шеститонный молот и стали выдавать заготовки для стволов минометов по 12–16 штук в сутки вместо 8 по норме.

250 дней и ночей обороны севастополя морзаводцы работали ради победы. Как и в армии, все рабочие были на казарменном положении: трудились по 12–14 часов в день.

В дни третьего наступления фашистов население севастополя не превышало 18 тыс. Человек, но люди жили и боролись.

И вот наступили последние дни обороны города, последние дни жизни севастопольского филиала морского завода. Немногим удалось выйти из штольни. Закончился севастопольский период жизни филиала завода.

Туапсе

В начале ноября 1941 года дирек­тор завода издал приказ об организации судоремонтной базы в городе поти.

Уже с начала декабря коллектив сумел приступить к работе в новых условиях. На завод были посланы эвакуированные из других городов женщины, подростки, учащиеся ремесленных училищ.

Иногда корабль, на котором еще не закончился ремонт, выходил в боевой поход, и на нем, продолжая работы, уходили ремонтные бригады. Так, группа рабочих и матросов на ходу ремонтировала санитарный транспорт «сванетия». Его атаковали немецкие самолеты-торпедоносцы. «сванетия» затонула. Вместе с экипажем и сотнями раненых погибли и рабочие завода.

Поти

Захватив крым, гитлеровцы устремились на кавказ, пытаясь прорваться к богатому нефтью баку. Возникла угроза прорыва на туапсинском направлении. Бомбежки участились, на завод беспрерывно сыпались «зажигалки». Команды мпво уже не могли справляться с пожарами. Было принято решение перебазировать завод из туапсе в поти и батуми. 10 августа 1942 года началась вторая эвакуация.

Благодаря сплоченности и высокой сознательности небольшой коллектив потийского филиала без раскачки начал активную деятельность по восстановлению кораблей. Здесь были ликвидированы последствия боевых повреждений крейсеров «красный кавказ», «ворошилов», эсминца «незаможник», сданы ­флоту отремонтированные сторожевые корабли «шторм» и «шквал», эсминец «свободный», подводные лодки л-23, л-24, м-62, лидер «харьков», эсминец «бойкий», крейсер «красный крым» и ряд других кораблей.

Батуми

С не меньшим энтузиазмом трудился и коллектив филиала завода в батуми. За три года в батумском филиале были отремонтированы десятки разных кораблей и судов, выпущено несколько десятков тысяч мин и бомб. Здесь построили для эпрона два понтона водоизмещением 200 т каждый.

Выполняя огромный объем ремонтных работ, морзаводцы еще и достраивали корабли. Так, в батуми был закончен и сдан флоту эсминец «огневой».

Весна 1944-го

Советские войска наступали на крым. Морзаводцы возвращались в родной севастополь.

Все цеха лежали в развалинах, доки и эллинги были взорваны, дороги и проходы завалены мусором. Территория усыпана трупами немецких солдат. Передвигаться приходилось только по строго определенным маршрутам, так как значительная часть площади завода была заминирована.

Первейшей задачей прибывшей заводской бригады была забота о кадрах. Решили собрать бывших рабочих завода. Был создан аппарат заводоуправления, назначены начальники основных цехов, которые энергично взялись за выявление оставшегося на территории и погребенного под развалинами оборудования и инструмента, его восстановление.

Севморзавод встает из руин

1 июля 1944 года над городом разнесся заводской гудок, которого не слышал севастополь более трех лет...

На III квартал 1944 года завод получил производственное плановое задание. В июле поступил заказ провести капитально-восстановительный ремонт крупной баржи и переоборудовать ее. Как только заводская бригада пригнала в севастополь плавучий док, началось регулярное докование судов, развернулись ремонтные работы.

Семь месяцев 1944 года силами завода было отремонтировано и введено в строй 33 станка, паровой молот и пневмомолот, два катера, трехтонная вагранка, которая дала за год около 30 т отливок, кислородная станция, 15-тонный портальный кран на северном участке, паровые железнодорожные краны.

С начала 1945 года темпы восстановления завода еще больше увеличились. За год было отремонтировано 29 судов.

Ветеранам никогда не забыть митинга, прошедшего на территории завода 9 мая 1945 года. Так же, как не забыть им слезы радости на лицах тех, кто прошел путь войны, долгие четыре года работал под бомбежками, в первые же дни освобождения города пришел трудиться на родной завод.


Корабли идут в бой
Корабли идут в бой
Корабли идут в бой
Корабли идут в бой