На «Красной кузнице» ковали Победу

Первый юбилей

На «Красной кузнице» ковали Победу

Публикация подготовлена пресс-службой АФ «СРЗ «Красная кузница» АО «ЦС «Звездочка»
по архивным материалам 176-го судоремонтного завода и информации,
предоставленной Советом ветеранов СРЗ «Красная кузница»

В годы войны рабочие двух судоремонтных заводов в Соломбале отремонтировали и переоборудовали сотни кораблей и судов. Именно на базе этих предприятий и был впоследствии создан архангельский филиал «СРЗ «Красная кузница» центра судоремонта «Звездочка», входящего в Объединенную судостроительную корпорацию.

176-й судоремонтный завод в годы Великой Отечественной войны

176-й судоремонтный завод – одно из старейших судоремонтных предприятий России: его цеха разместились на территории, которая в XVIII–XIX веках принадлежала Архангельскому адмиралтейству, где строили корабли для российского флота.

За годы своей истории предприятие не раз меняло название. Перед Великой Отечественной войной это были ремонтные мастерские «Убеко-Север» (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Северных морях) с подчинением Беломорской военной флотилии. В первые военные годы – механическая мастерская производственных предприятий тыла Северного флота.

В марте 1944 года приказом командующего Северным флотом предприятие переименовано в судоремонтную мастерскую №1036, а судоремонтным заводом №176 оно стало в 1949 году.

С 22 июня 1941 года по 15 ноября 1944 года судоремонтные мастерские входили в состав действующей армии.

О материально-технической базе предприятия и тех условиях, в которых приходилось работать судоремонтникам в суровые военные годы, можно судить по сохранившимся воспоминаниям ветеранов. Так, старейший работник предприятия Иван Павлович Русаков рассказывал:

«Производственные помещения были деревянные, за исключением трех зданий, в которых размещались судокорпусный, шлюпочный и механосборочный цеха. В одной секции материального склада был установлен котел для отопления цехов. До появления этой самодельной котельной все помещения отапливались дровами. Печи были кирпичные, круглые, обшитые кровельным железом. В пристройке к механосборочному цеху был установлен двигатель (болиндер), который давал свет и приводил в движение трансмиссии цехов. Эту пристройку с гордостью называли силовой станцией.

Оборудование в цехах было старым, изрядно изношенным. Почти не было механизированных подъемных устройств. Труд в основном был ручным. Грузы поднимались при помощи кран-укосины и талей и перевозились из цеха в цех и на корабли на тележках или тачках, а очень тяжелые грузы перевозились на лошади на телеге или вагонетке.

Территория завода была грязной, дороги плохие, и ни единого зеленого кустика на всей территории…»

Вот в таком состоянии судоремонтные мастерские и встретили Великую Отечественную войну. Однако, несмотря на все трудности, коллектив справился с поставленными задачами по ремонту боевых кораблей.

Особо можно отметить трудовой вклад слесаря Н. Башлыкова, медника В. Котлова, слесаря-инструментальщика В. Артемова, моториста Н. Голубева – они буквально сутками не покидали рабочих мест и своим отношением к делу вдохновляли весь коллектив.

В годы Великой Отечественной войны мастерские производили ремонт деревянных торпедных катеров, тральщиков, гидрографических и транспортных судов, строили для нужд флота шлюпки, вельботы (до 150 единиц в год).

В 1943 году мастерские получили транспортно-плавучий док №23, который ранее использовался для перевода подводных лодок на Северный флот по Волге и Беломорско-Балтийскому каналу. Это позволило организовать доковый ремонт кораблей и судов флота. Более 20 лет бессменным начальником дока был Иван Никитич Костин.

В военные годы не прекращалась и работа по развитию производственных мощностей, в результате отдельные участки и цеха встретили Победу «вооруженными» лучше, чем в довоенные годы.

Многие рабочие, инженерно-технические работники и служащие за самоотверженный труд в годы войны были награждены орденами, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За оборону Советского Заполярья».

Судоремонтный завод «Красная Кузница» в годы Великой Отечественной войны

На той территории в Соломбале, где в 1693 году волею Петра I была создана первая отечественная государственная верфь, в советское время разместились производственные мощности судоремонтного завода «Красная кузница».

В предвоенные годы он осуществлял техническое обеспечение почти всех проходивших в то время советских арктических экспедиций. Здесь же ремонтировались после полярных походов ледоколы, ледокольные и транспортные суда. В составе предприятия действовали механический, литейно-модельный, корпусно-сборочный, кузнечный, деревообделочный, котельный, трубопроводный, инструментальный, монтажный цеха, а также конструкторское бюро и учебный комбинат.

В первые месяцы войны Беломорскую военно-морскую базу переформировали в Беломорскую флотилию с главной базой в Архангельске. В состав базы также вошли Йоканьгская, а позже и Новоземельская ВМБ.

Для ремонта кораблей, кроме мастерских Военно-Морского Флота, использовали местные предприятия различных ведомств. При этом «Красная кузница» выполняла значительную часть ремонтных работ. Наиболее крупные из них были связаны с капитальным ремонтом эсминца «Карл Либкнехт», оборудованием мобилизованных и госпитальных судов.

В 1941 году на фронт с «Красной кузницы» ушел 931 человек. При тех трудностях, которые имелись на заводе с рабочей силой и ИТР, материа­лами и топливом, большое значение имело назначение на завод на должности помощника директора и производителей работ военных инженеров из состава офицеров флота, а также назначение военпредов. Эти специалисты обеспечивали связь завода с флотом, благодаря чему оказывалась помощь предприятию людской силой, материалами и судовым оборудованием. В их компетенции находились контроль за ремонтом и решение чисто технологических задач производства на непривычных для завода заказах.

Спецификой судоремонта стала необходимость оказания технической помощи иностранным кораб­лям и судам из состава Северных конвоев Великобритании и США. В Архангельске за три года войны было отремонтировано в общей сложности около 200 иностранных судов.

Кроме того, в годы войны завод изготавливал аэросани типа НКЛ-25, корпуса мин М-50, газогенераторные установки, детали для сельско­хозяйственной техники. Было налажено серийное производство морских сварных барж.

В мирное время напротив заводской проходной был возведен мемориал павших воинов-судоремонтников. На памятных плитах – фамилии более 200 заводчан, которые не вернулись с полей сражений Великой Отечественной войны. А в 2016 году на заводе открыли памятный знак в честь тех, кто своим героическим трудом обеспечивал ремонт кораб­лей и судов Северных конвоев в 1941–1945 годах. На Аллее Героев предприятия увековечена память заводчан – героев Советского Сою­за Г.И. Катарина, С.Н. Орешкова, П.П. Фефилова и полного кавалера ордена Славы А.И. Княжева.

1941 год

Ветеран завода, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» Владимир Яковлевич Лукин собрал материалы, по которым можно восстановить хронику заводских событий военного времени.

  • Через 30 минут после выступления по радио В.М. Молотова состоялось собрание командного состава завода. К выполнению мобилизационного плана приступили немедленно.

  • На фронт из числа рабочих и служащих «Красной кузницы» ушел 931 человек. Остались в основном старики, женщины и молодежь.

  • Встали на переоборудование пароходы «Северолес-18», «Воронеж», «Северолес-19», «Профсоюз», «Канин», «Сос­новец».

  • На ремонт и докование стали поступать подводные лодки Северного флота.

  • Государственным комитетом обороны вынесено решение о производстве на «Красной кузнице» для нужд фронта аэросаней типа НКЛ-25. Первые две единицы аэросаней изготовлены и испытаны.

  • 50 транспортных и промысловых судов прошли переоборудование и были переданы Беломорской флотилии.

1942

  • Отремонтировано и переоборудовано 96 судов Беломорской флотилии и 23 иностранных судна (в годы войны завод «Красная кузница» обеспечивал ремонт боевых кораблей и транспортных судов Северных конвоев).

  • Изготовлено 213 аэросаней. На этом их выпуск был завершен.

  • Налажено производство корпусов мин М-50.

1943 год

  • Полностью развернулся капитальный ремонт миноносца «Карл Либкнехт», на котором работало до 500 производственных рабочих.

  • Начато производство газогенераторных установок. К 1 мая 1943 года 30 газогенераторных установок были отправлены в освобожденные от врага районы. На этом заказе работало до 150 производственных рабочих.

  • Выполнено 56 заказов по переоборудованию и ремонту судов Беломорской флотилии, отремонтировано 8 иностранных судов, произведено 14 доковых ремонтов. Изготовлены две металлические клепаные баржи.

1944 год

  • 18 января 1944 года заместитель председателя Совета народных комиссаров СССР А.И. Микоян поставил перед заводом задачу освоить серийную постройку сварных морских барж.

  • 14 февраля приказом директора завода было организовано бюро судостроения. В мае были спущены на воду пять барж №1, 2, 3, 4, 5. Общая продолжительность постройки корпуса на стапелях определялась в 21 сутки. Одновременно шла работа по изготовлению секций для отправки их в другие порты, баржи №6. В июне заложили еще две баржи – №9 и 10. Изготовили секции для баржи №12.

  • По заданию Государственного комитета обороны и Архангельского комитета ВКП(б) завод занимался изготовлением деталей для сельскохозяйственной техники. За 1944 год изготовлено 61 100 деталей для Сельхозснаба и 14 474 детали для Автотракторсбыта.

  • 5 ноября 1944 года подписан акт о сдаче миноносца «Карл Либкнехт» с оценкой «хорошо».

  • Выполнено 34 заказа по ремонту и переоборудованию судов Беломорской флотилии.

1945 год

  • На стапелях завода заканчивается постройка барж №9 и 10. 27 апреля у наливного дока заложили баржи №11 и 12.

  • 9 мая в 8 часов утра на заводской территории состоялся тысячный митинг работников завода и их семей, посвященный Победе в Великой Отечественной войне.

  • За самоотверженный труд в годы войны многие работники завода были награждены орденами и медалями.


На «Красной кузнице» ковали Победу
На «Красной кузнице» ковали Победу
На «Красной кузнице» ковали Победу
На «Красной кузнице» ковали Победу
На «Красной кузнице» ковали Победу
На «Красной кузнице» ковали Победу